НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Потребительский экстремизм: как покупатели обманывают продавцов

14 июня 2017
Одна женщина в США стала миллионером, облившись кофе в «Макдональдсе», а другая — засунув кошку в микроволновку. Такие истории продолжают будоражить умы любителей легкого заработка: ну а что они не пишут, что напитком можно обжечься, а сушить кошек в микроволновке нельзя? Это называется потребительским экстремизмом. Мы расскажем, возможно ли такое в России, и что тут можно вообще выгадать.

Закон на вашей стороне

Российский Закон о защите прав потребителей (ЗоЗПП) вообще считается одним из наиболее либеральных в мире по отношению к клиентам, что позволяет проворачивать некоторые интересные фокусы, невозможные за рубежом.

Вот, например, простой пример из жизни: запустившись в России в 2003 году, шведский сотовый оператор Tele2 принес с собой распространенную практику дотирования телефонов. Новым абонентам бесплатно вручали телефон Siemens A50, нужно было только заплатить 500 рублей за подключение и 2000 рублей положить на счет — они равными долями зачислялись бы по 111 рублей в течение полутора лет.

Что делали хитрецы? Хитрецы получали телефон, затем требовали внесенный аванс за услуги связи назад — часто в досудебном порядке, потому что суд оператор в данном случае проиграл бы — и в итоге телефон доставался им за 500 рублей, заплаченных «за SIM-карту».

Очень быстро жульничество приняло массовый характер и акцию пришлось свернуть. Именно поэтому в России нет привычных в Европе и США контрактов на год-два: у нас запрещено обусловливать покупку одних товаров и услуг приобретением других, так что абонент мог бы получить тот же iPhone за 100 долларов и потом на законных основаниях выйти из «кабалы».

Ремонт бесплатно!

Российское законодательство позволяет еще и продлевать срок гарантийного ремонта техники на практически неограниченный срок. Дело в том, что срок гарантии определяется по дате продажи, указанной в гарантийном талоне, а кассовый чек потребитель предъявлять не обязан.

Соответственно, хитрый потребитель при покупке просит продавца не вписывать дату (а продавцы зачастую и сами не особенно стремятся это делать) в фирменный гарантийный талон производителя и рисует ее сам после поломки в постгарантийный период. Некоторым удается и вовсе приходить в сервис-центр с распечатанным дома на принтере гарантийным талоном несуществующего магазина (главное — с печатью), и получать бесплатный ремонт.

Объясняется легкость реализации такой схемы тем, что сервис-центру за гарантийный ремонт платит производитель, и в данном случае ему выгодно починить технику, не задавая лишних вопросов насчет того, где это продают модели пятилетней давности, не бывшие в употреблении.

Заберите обратно!

Зато бывшую в употреблению технику можно сдать обратно. Хитрый потребитель знает, что имеет право не только на ремонт, который стараются навязать простофилям, а на возврат денег. Причем, если товар подорожал, то возврата денег по новой цене, чтобы хватило на такой же, а если подешевел — то по цене покупки.

Первой схемой пользовались в начале 2015 года, когда числа на ценниках увеличились раза в два. Вторая схема актуальна всегда, потому что техника обычно дешевеет по мере устаревания.

То есть, если новый смартфон на момент выхода стоит, скажем, 50 тысяч рублей, а через год 35, то потребитель-экстремист через 11 месяцев получает обратно свои 50 тысяч, покупает такой же аппарат, но, во-первых, новый вместо бывшего в употреблении, во-вторых, на 15 тысяч дешевле.

Еще больше можно выгадать, если купить технику в кредит: возмещению подлежат в том числе и проценты, заплаченные за пользование средствами банка.

Не спешите становиться экстремистами

На самом деле стать профессиональным «экстремистом» не так просто. Во-первых, требуется очень хорошо изучать особенности той или иной техники, например, ловить «баги» в прошивках, шерстя «гиковские» форумы. Наверняка хоть что-нибудь в современном устройстве будет работать некорректно, и эту некорректно работающую функцию нужно именно найти, а не придумать.

Совсем рисковые ребята специально выводят технику из строя: по запросам типа «как сломать телефон чтобы сдать по гарантии» выдаются горы советов, из которых самый популярный — положить девайс в микроволновку. Встречаются также инструкции по аккуратному протыканию телевизоров иголкой так, чтобы появлялись «битые пиксели» и прочие изощренные махинации.

Во-вторых, просто так деньги не возвращают — только паре крупных ритейлеров (не будем называть, чтобы не плодить экстремистов) можно в течение двух недель без вопросов сдать купленное, но «манибек» никто предоставлять не обязан. Обычно за обращением следует экспертиза в авторизованном сервисном центре, и большинство «намеренных» поломок обнаруживаются на этом этапе.

Доходит до смешного — известен случай, когда в магазин «Фотосклад.ру» принесли якобы некачественный объектив, экспертиза не нашла поломок, его вернули покупателю, а тот решил, что ему дали новый, отметил что-то типа: «Вот это другое дело», и довольный ушел.

В-третьих, в качестве компенсации морального вреда — на чем рассчитывают заработать доморощенные экстремисты — в России миллионов не отсудить, получите пару тысяч рублей, потратив много времени.

Впрочем, иногда «халява» приходит: Первый канал рассказывал о случае в Перми, когда покупательница хотела вернуть продавцам компьютер с бредовой аргументацией, мол, тот шуршит, скрипит, а главное — в нем неправильный пасьянс «Косынка». Магазин отказался принять компьютер обратно и выплатить 11 тысяч рублей, и тогда женщина подала в суд и умудрилась получить 83 тысячи.

Нас обманывают при покупке смартфонов и авиабилетов, навязывают проблемную и залежавшуюся технику. О том, как распознать мошенников и нечестных продавцов, читайте в нашей серии материалов.