Физики борются со штампами об ученых
Стереотипы прилипают к любой профессии. В Российском Квантовом центре старательно вычищают штампы об ученых. Образ неопрятного старца в белом халате, который «чихает» в запыленной лаборатории на спорт и личную жизнь, запрещен.
Давай вот без халата. – Алексей Федоров скрещивает руки. – Надо разрушать этот миф: ученый – так сразу в халате.
Улыбка помогает объяснять пугающие вещи. Алексей Федоров знает этот секрет. Он вообще подходит для расшифровки сложного. Будто с него рисовали Джимми Нейтрона, мальчишку из научно-популярного мультика. Невысокий, с широкой улыбкой и вьющимися волосами.
Мы стоим возле лаборатории, я киваю на вешалку с белыми халатами в прозрачных чехлах. Федоров меня поправляет: «Это рубашки для официальных мероприятий. Ходит у нас один парень в халате. Купил черный халат в H&M, носит джоггеры Zara и кроссовки Greats».
Сам Федоров в рубашке и худи Gap с капюшоном, но это до вечера. После работы он идет в соседнее здание в форме шайбы. Там переодевается в шорты, кроссовки и футболку с забавным принтом. На одной написано: «До сих пор эмси». Это трек популярного рэпера Oxxxymiron. После научной работы Федоров час «пашет» на тренажерах.
В 20 лет он весил под 110 кг. Маленький рост, одуванчик кудрей и овальные очки. Как он шаркал тапочками, в Квантовом центре вспоминают до сих пор.
«Одни физики гордятся, что о них написал журнал Nature, а я попал в Men's Health. Хотя качок я пока только в квантовой физике, — смеется Алексей и показывает пропуск со старой фотографией. — Только пришел я работать сюда, коллеги спросили, каким видом спорта занимаюсь. Причем серьезно интересовались, не стебали. Ну я помялся: 'Никаким'. Они удивились: 'После работы — в зал! Никак иначе'».
Федоров встал на беговую дорожку в первый раз и рухнул с одышкой через полминуты.
На сжигание 43 кило ушло восемь месяцев. Ученый подошел к проблеме профессионально. Нашел в интернете план тренировок, диету и стал ботанить на тренажерах.
Алексей Федоров «ударился в науку» довольно поздно. Учился он в типичной школе No 24 в Люберцах. Дети без «сменки», «пицца» с сосисками по 15 рублей и учительницы, напуганные ЕГЭ. Научный кружок еле дышал. Причем родители Алексея всю жизнь в преподавании, брат учился в МГТУ им. Баумана. Федоров попал туда, когда участвовал в программе «Шаг в будущее». Сделал научный проект и в голове щелкнуло.
Федоров объясняет, что удариться в науку никогда не поздно: «Наука в школе должна быть аккуратной. Перед тем как вовлекать детей в научную деятельность, надо объяснить им, что это такое. Преподаватели занимаются научной работой, учителя — нет. Они могут транслировать неправильные идеи».
YouTube мотивирует стать ученым
Жизнь подростка перевернул YouTube. Однажды Алексей шастал по научно-популярным каналам и наткнулся на видео о квантовой физике. Ролик был в стиле «Макдональдсы — это тайные бомбоубежища», бросался в зрителя устрашающими мыслями и путал алогичностью.
«Ух, что там было! — смеется Федоров. — Рассказывали, что с наукой в России беда, зато у нас сохранился квантовый бэкграунд. Если все перезапустить, станем лидерами в этой области! Сказали, что в мире создаются Квантовые центры, и теперь он создается и в России».
Алексей тут же нашел сайт Российского Квантового центра, там звали на стажировку. Загвоздка в том, что Федоров учился в МГТУ на инженерной специальности, а искали физиков. 16-летний первокурсник не унимался и достучался до Александра Львовского.
Один из самых именитых в мире квантовых физиков, профессор университета Калгари как раз вернулся в Россию создавать Квантовый центр. Львовский удивился рвению парня.
Федоров закидывал профессора письмами: «Скажите, что надо выучить, и я выучу!».
Объяснял, что больше физик, чем инженер. Да и вообще 16 лет, если надо, это возможность взять год на обучение.
Львовский понимал, что работать в лаборатории Федорову еще рано. Переписка и обмен опытом затянулись на год. Потом Львовский позвал студента на стажировку в университет Калгари. Федоров был почти шпионом, хотя сам об этом не подозревал.
В зарубежной науке нет бюрократии
Аллергия на стереотипы об ученых впервые проявилась в Калгари. Федоров работал «по-гражданке», без халата. В первый день подошел к коллеге и спросил, во сколько все уходят домой. Вдруг опять что-то необычное, как с халатами.
«Тот ответил: 'Уходить принято, когда работа сделана', — вспоминает Федоров. — Мы встречались в 7 утра, и очень часто он уходил позже меня».
Приятно удивило, с какой энергией люди работают, если есть цель. В России у многих будто щелкал тумблер: «Вот теперь 'рабочее время'!»
Федоров в 18 лет трудился по-взрослому. Занимался наукой, покупал комплектующие и впитывал принципы работы. Научная команда проводила семинары, group-meeting, где у каждого был доклад, на journal club рассказывали о статьях в научных журналах.
Еще из Канады физик привез привычку использовать англицизмы и много кленового сиропа. Всем родным и друзьям.
В Москве как раз образовался Квантовый центр. У Александра Львовского были на Федорова особые планы. Он поручил 18-летнему студенту взять лучшее от квантовой лаборатории в Калгари и сделать круче. «Сколково» выделил грант на закупку приборов. Что-то Федорову и другим ученым пришлось мастерить самостоятельно. Напрягали память о занятиях черчением в Бауманке. Лабораторию построили за восемь месяцев. Уже летом 2013 года команда провела дебютный эксперимент.
Квантовый компьютер украдет любые данные
По иронии судьбы Российский Квантовый центр образовался в офисном здании на территории «Сколково». Прежде тут работали стартапы, теперь Центр соседствует с Российской экономической школой.
«Почему квантовая физика – это будущее? Однажды она уже изменила нашу жизнь, — Федоров знает секрет, что улыбка помогает объяснять пугающие вещи. — Лазеры или транзисторы применяются везде — от IT до медицины, и это квантовые устройства. Сейчас без них никуда. Квантовая физика парадоксальна, и иногда это можно использовать.
Самый простой пример — компьютеры. Их производительность растет, но есть предел. Вряд ли появится транзистор размером с один атом. Даже если появится, не со всеми задачами справится.
Квантовый компьютер быстрее классического. Для него минутное дело обойти современную систему защиты и украсть какой-нибудь пин-код.
В основе квантового компьютера лежит параллелизм. Информацию в обычном компьютере несут биты — это нули и единицы. Квантовые биты одновременно находятся в суперпозиции нуля и единицы. Это дает огромное преимущество в скорости при решении задач. И позволяет проходить шифрование».
Федоров успокаивает, что квантовая физика создала не только способ взлома. Над способом защиты от этого «суперкомпьютера» физик работает в Российском Квантовом центре. Здесь он в 18 лет вместе с командой создал квантовую лабораторию. Таких в мире около десятка.
«Квантовая криптография — гарантия абсолютной защиты, — уверяет Федоров. — Клод Шеннон, создатель теории информации, поделил системы защиты на два класса. Практически стойкие, когда у злоумышленника на обход защиты нет нужных ресурсов. И абсолютно стойкие, которые не обойти. Это про квантовую криптографию».
Современная защита падает без боя перед квантовым компьютером из-за принципа факторизации — это разложение чисел на простые множители
Обычный компьютер годами будет раскладывать на исходные множители крупное число, которое получилось в результате перемножения простых. Пока переберешь все варианты, секрет станет неактуальным.
Алгоритм факторизации использовали для шифрования. Им защищают более-менее все в интернете: электронную почту, банковские операции, даже сайты шифруются с помощью протокола https. Для взлома нужна мощная техника... или можно пароль своровать физически.
Квантовый компьютер щелкает такие «замки» как ломом. Не нужно быть хакером, чтобы прочесть переписку Хиллари Клинтон или украсть пароль банковской карты.
Система абсолютной защиты – квантовая криптография
Квантовая криптография обещает интернет без взломов. Потерять деньги, профиль в соцсети или письма человек сможет по глупости или невнимательности, если злоумышленники узнают пароли. Потенциал технологии оценили в «Газпромбанке» и Минобразования и науки, и сообща вложили в проект более 450 млн рублей.
Федоров объясняет принцип: «Лазер испускает фотоны, и есть приемник. Он кодирует информацию в квантовые состояния.
Можно врезаться в оптоволоконный кабель и считывать данные, но злоумышленника заметят. Он нарушит фундаментальные основы квантовой физики.
Нельзя остаться незамеченным, потому что квантовые состояния очень хрупкие».
Из-за этого затянулось создание квантового компьютера. Квантовые частицы видны только на микроскопическом уровне. Зато они реагируют на малейшее изменение среды. Федоров уверен, можно устроить революцию в медицине. Если использовать квантовые частицы в сенсорах, они будут реагировать на малейшие изменения, например, температуры. Томограф сумеет исследовать не мозг, а его отдельные нейроны.
«Государство у нас будет главным потребителем, а бизнес — драйвером, — прогнозирует Федоров. — Вместе они смогут родить что-то революционное».
Раньше были космическая гонка государств. Сейчас квантово-технологическая – между компаниями.
Пока особенно вкладывается деньгами финансовый сектор. Усердствуют швейцарские банки. Китайская сеть квантовой криптографии объединяет банки и компанию AliBaba. В России только за половину 2016 года с банковских карт украли 270 млн рублей.
Абсолютная защита заработает к 2022 году
Неофициальный слоган Российского Квантового центра – «Работай так, чтобы на еду не оставалось времени». Первую линию защищенной связи для «Газпромбанка» физики сделали за год. В мае прошлого года связали два здания в Москве линией квантовой связи в 30 км длиной. Квантовой криптографией заинтересовался «Сбербанк».
Федоров говорит, что массовое внедрение систем защиты начнется через пять-семь лет.
Помимо форсирования запуска технологии есть более прозаические задачи. «У нас в фитнес-группе флешмоб — отказываемся от сладкого. Держусь уже две недели, — гордится Федоров. — И история про сладкое, которое нужно для работы мозга, видимо, ложь. Чувствую себя отлично! Фруктов хватает, тортики не нужны».
Для занятий с учеными и сотрудниками в фитнес-зал специально приезжает тренер. Раньше технологии, которые меняли жизнь, рождались в полусекретных лабораториях. Теперь ученые прикидывают, как внедрить квантовую криптографию, пока жмут штангу от груди.
Почему квантовая криптография – это будущее
- Квантовый компьютер обходит современные системы шифрования
- Абсолютную защиту от взломов предлагает квантовая криптография
- Над этой технологией работают в Российском Квантовом центре
- В квантовую криптографию инвестируют банки и корпорации
- Технология начнет работать в России к 2022 году