Пройдет десять лет, и по дорогам планеты будут кататься 15-20% беспилотных машин. Это вывод консалтинговой фирмы McKinsey Global Institute. Цифра скромнее — 13% — у Boston Consulting Group.
Если представить, что полностью автономные машины уже на рынке, то за прошлый год из 93 млн проданных автомобилей беспилотными были бы 12 млн.
Беспилотники – это и про Россию с плохими дорогами. Технологии автономного вождения развиваются в условиях, которые есть. Наши разработчики соревнуются с мировыми гигантами из автопромышленности и IT. В российских институтах учат машины ездить без водителя. «КАМАЗ», ГАЗ, Cognitive Technologies уже показывают прототипы.
Автопилот справится с плохими русскими дорогами
Российский беспилотный автомобиль прячется в гараже Института системного анализа в Москве. Удивляет контраст. Белый с голубыми наклейками Nissan X-Trail стоит в мужицком гараже, где в углу лежат шины, на земле — детали.
Японский кроссовер выбрали на роль русского беспилотника не только, чтобы гонять по бездорожью. Российский автопром в массе своей пока не годится для новой технологии. «Часть машин просто старые, — отсекает Юрий Минкин, руководитель департамента беспилотников в компании Cognitive Technologies. — У других нет электронно управляемых педалей, руля и коробки. Второй момент: машина должна быть достаточно большой, чтобы разместить оборудование, необходимое для эксперимента».
От количества электроники на машине начинаешь параноить. Кроссовер будто выехал с конвейера антиутопии Оруэлла, чтобы следить за пролетариями. На рамке для номерного знака написано: «Управление по управлению всеми Управлениями РФ».
Юрий Минкин смеется, что рамку заменят на что-то скромнее. У него строгие черты лица, аккуратные очки и любовь к точным формулировкам. Он органично вписался бы в Управление, но ему интересно только управление автоматизированных систем. Эту специальность он получил в МАИ, а потом и ученую степень кандидата технических наук. За разработку беспилотников Cognitive Technologies взялась одной из первых в России, а Минкин стал руководителем департамента разработки.
На крыше кроссовера две камеры, которые отвечают за 70% «зрения» машины. Остальные проценты добирают радары и лидары, которые закреплены на корпусе. Лидар — дальномер на основе лазера. Он важен при движении в плотном потоке на низкой скорости — оживляет «мертвые» зоны и помогает в пробках.
Электронный гироскоп и сенсор позиционирования помогают беспилотнику не потеряться на карте. Салон остался прежним, разве что мотки проводов заняли много пространства.
«Создать машину для надежной езды в городе куда сложнее, чем для трассы, — объясняет Юрий Минкин. — Шоссе — обычно предсказуемое место. Машины едут друг за другом, даже выезд на 'встречку' можно заметить быстро».
Русский беспилотник испытывали на полигоне и в городе. Компьютер уверенно обработал загруженную трассу: чужие машины, бордюры и конусы, даже велосипедистов. Что особенно важно для России — справился и в проливной дождь. В Cognitive Technologies говорят, так умеют только пять компаний в мире.
Корявая разметка, ямы, метель — на эти русские черты компьютеру плевать. Он разбирает на пиксели условия дороги и создает «виртуальный тоннель». Если автопилот определяет колдобины и выбегающих собак в немецком Берлине, то сделает это и в мордовской деревне Мамолаево.
Беспилотники поедут по России в 2025 году
В будущем купить новую машину с автопилотом будет дешевле, чем модернизировать свою «ласточку». Юрий Минкин обводит маркером цифру: «Распространение беспилотников начнется с 2025 года. Это уже реальность, и на разработку, отладку нужны годы, а не десятилетия».
Поначалу автономные машины будут дорогими – около двух миллионов рублей. Эксперты считают, что половину стоимости автомобиля будут составлять цифровые компоненты. Еще 20% – аккумулятор. Сейчас это очень дорогие детали. Когда подешевеет «начинка», упадет цена беспилотных машин.
Освоив luxury-сегмент, беспилотники уйдут в народ. Похожий путь преодолели смартфоны –стали одинаковыми и дешевыми.
Российский автопром ждет этого и пока работает над концептами и имиджевыми проектами. Беспилотную, причем электрическую, «Газель-Next» смастерили на Горьковском автозаводе. Автобус «Матрешка» к чемпионату мира по футболу-2018 только будет дистанционно пилотируемым. Большая машинка на пульте управления.
Представитель «АвтоВАЗа» Сергей Ильинский рассказал Hi-Tech Mail.Ru, что «работа в сфере беспилотных технологий ведется, но ее составляющие непубличные». Конкуренты расшифровывают: «АвтоВАЗ» — лидер бюджетного сегмента, а дешевый беспилотник пока нельзя создать. В компании будут брать специалистов «навырост».
Готовый проект есть у «КАМАЗа» совсместно с Cognitive Technologies. Беспилотный грузовик прошел легкие тесты: «змейку», выполнил развороты и определял объекты на дороге.
Серийное производство «КАМАЗов» намечено на 2022 год. Стоить они будут на 15-20% дороже нынешних. Компания занимается системами помощи водителю (ADAS) не только из коммерческой выгоды. «КАМАЗ» подстраивается под Евросоюз, который ужесточит правила перевозок и обяжет использовать ADAS на грузовиках.
Пока велика разница в господдержке. В США на создание беспилотной машины за десять лет потратят 4 млрд долларов. Это около 225,5 млрд рублей. Правительство России поручило Минпромторгу разработать автономный транспорт к 2035 году. На работу в ближайшие три года, по данным «Ведомостей», выделили 12 млрд рублей. Причем это деньги на исследования в четырех сферах: авиации, автомобильного и морского транспорта и нейротехнологий.
Компании и рады бы получить субсидирование, да слишком суровые требования. Нужны образцы систем управления, собственный научно-технический центр и подробный бизнес-план. Причем выпустить беспилотник нужно за пять лет с даты подписания договора.
Аварии станут редкостью
Будущее автотранспорта сравнимо с авиацией. После каждой крупной аварии собирается комиссия и делает выводы. Если в трагедии виновата машина, проблему устранят в массе.
«Человек — не самое оптимальное 'устройство' управления, — разводит руками Минкин. — Он может быть новичком, пьяным или просто в плохом настроении. И в итоге человек учится на своих ошибках. Беспилотник учат люди, и он учится самостоятельно, причем все машины сразу. Та же Tesla попадает в аварии, но посмотрите статистику в среднем по отрасли: Tesla — самый безопасный автомобиль. Беспилотник можно выпускать на дороги, когда он станет существенно безопаснее среднего водителя».
Автономный транспорт сведет аварии к минимуму. По данным Всемирной организации здравоохранения, жертвами ДТП ежегодно становятся 1,25 млн человек. В полноценной беспилотной системе число пострадавших снизится до нескольких сотен. На весь мир. В России жертвами автокатастроф станут единицы.
Водитель будет рулить в городе
Массовый автономный транспорт появился бы быстрее, если бы над ним работали сообща. Проекты засекречены, но разработчиков можно разделить на две группы.
Большая часть конструкторов модернизируют машины, устанавливают системы ADAS. Такой путь выбрали автогиганты, вроде Mercedes, Renault-Nissan, Ford, Volkswagen, Toyota, Audi, BMW, «КАМАЗ».5
Они хотят вписать беспилотники в существующую транспортую систему. На трассе машины будут ездить сами. Сложные участки в городе, вроде парковки и пробок, пусть контролирует человек, если технологии не готовы. Главное для «консерваторов» — безопасность и оправданность вложений.
Роль водителя сохраняется, и перспективы у систем неполной автономности более ясные. Юрий Минкин объясняет это психологией: «Современные самолеты могут летать самостоятельно, но пилоты сидят в кабинах, чтобы в нужный момент вмешиваться. В фурах, автобусах человек пока будет сидеть в кабине. Чтобы снять ответственность с перевозчика, по законодательству, ну, и для спокойствия пассажиров».
Другие разработчики хотят изменить наше понимание транспорта. Google, Apple, китайская Baidu, Tesla работают над машинами с пятым уровнем системы помощи водителю (ADAS). Пятый, последний уровень — полная автоматизация, когда машина едет сама всюду.
Работает это в глобальной системе, к которой подключены все машины. Как в авиации, где диспетчер видит все самолеты. В машине с ADAS пятого уровня компьютер следит за дорогой и заранее просчитывает путь, «общаясь» с другими беспилотниками. Почти наверняка в такой системе умрет понятие личного автомобиля, а каршеринг станет популярным. «Наша основная задача — создать безопасную платформу для беспилотного передвижения», — обозначил цель Джон Крэфик, директор Waymo, «дочки» Google.
Законы тормозят беспилотники
Даже если вынести за скобки законы конкретных стран, Венская конвенция о дорожном движении обязует водителей постоянно контролировать транспортные средства. Дальше всего в вопросе «Кто виноват в ДТП?» продвинулись в Калифорнии. Поправки в закон штата разрешат тестировать машины хоть без водителя, хоть вовсе без педалей и руля.
Российские разработчики завидуют американцам. «Мы взаимодействуем с Госдумой, другими органами власти, но процесс пока вялый, — рассказывает Юрий Минкин. — США, понятно, лидер, но это Силиконовая долина. Многие компании занимаются этими технологиями, и властям выгодно [сотрудничать]. Надеемся, наше правительство тоже примет во внимание разработки и примет соответствующее изменение законодательства».
Исследования уперлись в парадокс. Все ждут беспилотный автомобиль, чтобы поменять закон. А для создания беспилотника нужны тесты, которые запрещены законом.
Беспилотные автомобили пугают, потому что нас слишком долго учили следить за дорогой и не отрывать руки от руля. Автопилот изменит наше представление о передвижении: защитит от ошибок и подарит свободное время. Пока это слишком дорогие привилегии, но беспилотники подешевеют в ближайшие десять лет. Огромные расстояния в России будут способствовать распространению автопилота. Есть время, чтобы придумать, чем занять себя в дороге.
Беспилотные машины — это будущее транспорта. Как к этому относиться?
Плюсы
- Автопилоту плевать на состояние дороги и погодные условия
- Первыми беспилотниками будут грузовики. Они снизят транспортные расходы
- Аварии станут редкостью
- Решатся проблемы пробок из-за хамства водителей и неправильных парковок
- На беспилотнике могут передвигаться несовершеннолетние, люди с проблемами со здоровьем
Минусы
- Первые беспилотники будут дорогими
- Популярность каршеринга сделает машины похожими друг на друга, как смартфоны
- Профессия водителя исчезнет