Логично, что человек, который 15 раз подряд побеждал в интеллектуальной передаче «Своя игра», живет в библиотеке. О квартире Анатолия Вассермана прежде ходили легенды.
Организованный хаос. Всюду хлам под сугробами пыли. Сейчас в «двушке» Вассермана чисто и, насколько возможно, просторно. Лишь некоторые вещи лежат на случайных местах или временно. Книги, журналы, коллекция макетов оружия – все упорядочено, потому что Анатолий нанял «домоправительницу».
Про популярность и «Онотоле»
– На телевидении у меня только одна авторская передача, но мне хватает на благополучную жизнь. Хочется заняться еще чем-то, хотя бы для подстраховки. Да, я сейчас заметно менее востребован, но этап, когда я цеплялся за любую возможность появиться на экране, пройден.
За мемами я никогда не следил, у меня нет инстаграма, я не смотрю Ютьюб. Сделать собственный канал? Если кто-нибудь всерьез займется, я поучаствую. Сам вряд ли смогу, я плохой организатор.
Телевизор на рабочем месте включен постоянно. Но я смотрю новости и политические ток-шоу. Судя по тому, какие деньги крутятся в телерекламе и интернет-рекламе, основная аудитория еще долго останется телевизионной.
Про запреты в интернете и вред авторских прав
– Мы не оригинальны в том, что многое запрещаем в интернете, – так выглядят законы об интернете во всем мире. Причина проста: законодатели пока не настолько представляют возможности интернета, чтобы давать грамотные советы по созданию чего бы то ни было. Все, что им остается, – запрещающие законы.
Не то чтобы все законы были плохи. Интернет – часть реального мира, и на него должны распространяться законы этого мира. Другое дело, что не все законы реального мира хороши.
Человек отличается от животных не только способностью учиться на своем и чужом опыте, но и умением рассказывать о чужом опыте. Концепция авторских прав ограничивает распространение таких рассказов.
Кроме того, она официально объявлена необходимой для обеспечения вознаграждения творческой деятельности. На практике основные доходы получают не сами творцы, а перекупщики прав.
Для поощрения творцов человечество выработало множество способов. Наилучший сформировался в СССР. Каждый имел право копировать результаты творческой деятельности, но был обязан выплачивать автору отчисления по фиксированной государством ставке. Она была проработана так, что любой человек, чье творчество востребовано, мог жить.
Сейчас легко средствами интернета автоматизировать учет копирования книг, фильмов, музыки, обеспечив авторам устойчивый поток денежных средств. Спекулянты понимают, что останутся не у дел, и лоббируют запрет копирования или дают возможность покупать только на специальных ресурсах.
Про китайский путь интернета в России
– Судя по китайскому опыту, чем жестче запрет, тем слаще плод. Что-то полностью заблокировать в интернете – сложная задача. Интернет проектировался как военное средство связи. Если есть путь между отправителем и получателем, сколь угодно зигзагообразный, то этот путь найдут. Для того, чтобы обходить запреты, есть прокси-серверы, анонимайзеры, браузер Tor.
Но для того, чтобы понять объяснения, нужны люди, настроенные соответствующим образом. А у нас в большей части стран, почему-то еще называющих себя развитыми, образование нацелено на разрушение способностей к связному мышлению.
Про блокировки российских сайтов на Украине
– Концепция Украины провозглашена в 1864 году именно как концепция превращения русских в антирусских. Естественно, она требует исключения и русского культурного поля. Удивительно только, что с этим так тянули.
Я общаюсь с небольшой частью родных и знакомых [на Украине]. Но не буду говорить, каким образом, чтобы Киев не заблокировал и эти каналы.
Про чтение и вред современного образования
– Школы по всему миру, исключая Китай, Корею и Японию, нацелены на оглупление учеников. Это приводит к появлению поколения, не умеющего читать и не понимающего, зачем это нужно.
В последние полтора-два десятилетия это моровое поветрие коснулось и нас. Нас ждут плохие времена, если мы не вернемся к нормальным форматам и целям образования. Нужно восстановить систему, которая сформировалась в нескольких германских государствах в середине XIX века и была доведена до совершенства в нашей стране в середине ХХ века.
Поэтому современные рынок и политика нацелены на массовое оглупление. Пока не появятся иные, нежели рынок, средства управления хозяйственной деятельностью, оглупление продолжится.
Про пользу памяти и Википедию
– Все сейчас получают информацию в интернете, но раньше тоже искали ответы, например в справочниках. Память нужна вне зависимости от интернета. Для того чтобы правильно поставить вопрос, надо многое знать по нужной теме.
Память работает лучше, не говоря уже о том, что мозг быстрее интернета. Главное – уметь думать самостоятельно, потому что найти в интернете чушь не сложнее, чем истину.
Информацию выкладывают как добросовестно заблуждающиеся, так и сознательно лгущие. Я неоднократно сталкивался с тенденциозностью администраторов Википедии. Несколько моих содержательных правок отменили, и теперь я ограничиваюсь исправлениями опечаток.
Британская энциклопедия тоже освещает достижения Британии куда ярче, чем провалы. Но это неизбежно, и надо уметь думать самостоятельно, искать данные в разных источниках и сопоставлять их.
Про одинаковые смартфоны и Стива Джобса
– У меня «самсунговский» планшет, пару лет им пользуюсь, и уже пора менять батарею. Претензия к смартфонам у меня только одна. Смартфон невозможно потерять, потому что он все время – возле розетки.
Почему все смартфоны похожи друг на друга? Когда сформировался джентльменский набор функций, их стали воспроизводить все. Технических возможностей большинства смартфонов хватает на выполнение всех функций, вот они и становятся на одно лицо. И если в дизайне нащупано удобное решение, все им пользуются.
Он сумел внушить любителям Apple, что они – самые крутые. Надо ждать технических прорывов.
Автомобили одного класса, даже от разных производителей, тоже похожи друг на друга. И все пассажирские самолеты сделаны по одной схеме, потому что она наиболее выгодна. Пока не появятся принципиально новые решения, так и будут летать не отличимые друг от друга «Боинги» и «Аэробусы».
Про Илона Маска и беспилотные автомобили
– Некоторые планы Илон Маск осуществит, поскольку он работает как подрядчик NASA. В 1960-е годы агентство NASA было главным организатором работ по достижению Луны, и его роль старательно подчеркивалась. Американцам было важно показать, что и в рыночных условиях возможна работа по плану.
Маск тоже работает по контракту с NASA, использует старые разработки – просто американцам выгодно подчеркнуть роль частного предпринимателя. В том, что он доведет до ума многоразовую первую ступень, я не сомневаюсь. Это – давняя идея, и накопленных по ней разработок у NASA достаточно, чтобы какая-нибудь из них сработала.
Луну осваивали, чтобы появилась промежуточная производственная база, на которой можно создавать корабли, стартующие к другим планетам. Другое дело, что потом от идеи отказались, сочли, что на других планетах делать нечего.
Кроме того, многоразовая первая ступень не сократит расходы на запуск. Опыт использования многоразовых космических челноков показал, что основные расходы связаны не столько с изготовлением ракеты, сколько с проверкой, заправкой и обслуживанием. «Челноки» должны были сократить цену вдесятеро, но она «превзошла саму себя».
И главное: многоразовое изделие – техническая ловушка. Наши «обитаемые» корабли «Союз» и грузовые «Прогресс» запускаются ракетой, которая внешне неотличима от ракеты Р-7, впервые запущенной еще в 1955-ом году. Но внутри это – совершенно другая ракета, другое устройство. И каждый запуск ракеты сопровождается испытанием новых конструкторских решений.
С многоразовыми ракетами так не получается. Коллектив, создававший космические челноки, распустили сразу после их создания. В итоге через несколько лет челноки морально устарели. Маск, скорее всего, сделает так же.
Что касается автомобилей Tesla, Маск вообще ничего нового не сделал, за исключением дизайна. Недаром когда он объявил, что дарит патенты человечеству, никто не кинулся подражать. Поскольку подражать нечему.
Автоматически управляемые автомобили станут безопасными, когда появятся автоматически управляемые пешеходы. Число способов нарушения правил движения так велико, что вряд ли можно обучить компьютер на них реагировать. Другое дело, что при нынешней массовости автовождения значительная часть водителей действует хуже автопилота.
Про будущее авиации и дирижабли
– Готов к испытаниям самолет, прежде называвшийся Як-242, а сейчас – МС-21. В нем большая часть конструкции и фюзеляжа сделана из углепластика, причем по новой технологии, позволяющей изготавливать габаритные детали как единое целое. Возможно, это откроет перед авиаконструкторами новые возможности.
Скорости не поменяются. Дозвуковая авиация летает на максимальной скорости. Что будет со сверхзвуковой гражданской авиацией, неясно. Спрос упал с развитием интернета. В сверхзвуковых перелетах были заинтересованы деловые люди, которым нежелательно тратить много времени в пути. Сейчас значительная часть деловых встреч перенесена в интернет. Летать не нужно.
Я надеюсь на возрождение интереса к дирижаблям. Пусть они больше самолета зависят от погоды на пути следования и медлительнее, но в них легче организовать большое пространство для пассажиров. Ниже скорость – меньше сопротивление воздуха. Дирижабли могут стать туристическим транспортом и летать даже на большие расстояния.