НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Профессиональные наушники Audio-Technica и плееры FiiO: идеальный тандем

7 июня 2017
Своя фонотека, которая годами обрастала самыми разными релизами, обычно хранится дома на полках в виде CD/винила/кассет или же на жестком диске в файлах разных форматов. Но многим любителям музыки приходится иногда покидать уютное жилище, а любимые треки хочется взять с собой. Тогда на помощь и приходят плееры.

Сейчас, конечно же, много современных смартфонов, готовых работать с картами памяти огромных размеров и хранить сотни и тысячи мелодий, но есть у смартфонов несколько отличий от плееров, самая основная задача которых — воспроизводить музыку.

Чаще всего флагманские смартфоны более хрупкие, да и в силу многозадачности выделить всё место на карте памяти исключительно под музыку не удастся: где-то же нужно хранить еще и фотографии, установленные приложения и гифки с котиками. Ну, и звук, конечно.

Производители смартфонов в последнее время стараются уделять хоть немного внимания тому, как звучат подключенные к их устройствам наушники, но до портативных плееров, единственная цель которых — донести до слушателя музыку, причем так, чтобы он был доволен, все же не дотягивают.

Компания FiiO зарекомендовала себя как производитель плееров с немыслимым соотношением цена/качество. При достаточно бюджетной стоимости некоторые модели выдают звук будто бы из совершенно другого ценового сегмента. Более того, разработчики в FiiO очень любят выполнять работу над ошибками, и не просто выпускают новые плееры, а обновляют старые, вводя систему поколений.

Так, у меня оказались FiiO X3 второго поколения и FiiO X5 третьего поколения. Абсолютно разные плееры, как внешне, так и идеологически. В компанию к ним попали наушники Audio-Technica ATH-MSR7NC, которые отличаются от классических MSR7 встроенной системой активного шумоподавления. Такая функция пригодится в крупном городе, где с каждой стороны раздаются самые разные и далеко не всегда приятные звуки мегаполиса-муравейника.

Внешний вид

Так, X3 выглядит достаточно привычно для бюджетных FiiO: на передней панели алюминиевого брусочка с закругленными углами расположены небольшой горизонтально-ориентированный экран, механическое колесо прокрутки и четыре кнопки. На левом боку — кнопка включения/паузы и управления громкостью, на правом — слот для карт памяти.

На верхней грани три разъема: один — для наушников, другой — совмещенный с коаксиалом линейный выход. На нижней грани меж двух винтиков покоится щель MicroUSB. Задняя панель плеера прикрыта прозрачным пластиком с напечатанной белой краской информацией об устройстве.

В X5 же большую часть фронтальной панели занимает экран. Он сильно напоминает флагманские смартфоны семилетней давности — четырехдюймовый с разрешением 480х800, но больше в плеере и не нужно.

У экрана широкая черная рамка в мелкую точечку, а внизу расположен логотип фирмы. На левом боку металлического корпуса разработчики сделали выступ, в который утопили колесо регулятора громкости, а сверху расположили кнопки воспроизведения/паузы и переключения треков.

На правой грани находятся кнопка включения и два лотка под карты памяти (которые вынимаются с помощью идущей в комплекте скрепки). Разъемы же расположены внизу: выход на наушники, балансный разъем, совмещенный с коаксиальным выходом линейный и MicroUSB. Задняя крышка, как и у X3, прикрыта прозрачным пластиком, под которым виднеются четырехконечные звезды.

У обоих плееров богатая комплектация.

В коробочке с X3 II идёт горстка макулатуры, чехол , три наклейки для кастомизации внешнего вида, пара пленочек для экрана, кабель MicroUSB и переходник для коаксиального выхода. Чехол может быть разный: жёсткий из прозрачного пластика (новый вариант комплектации) или мягкий резиновый (старый вариант комплектации).

С плеером X5 III пользователь получит скрепку для извлечения лотков карт памяти, шнурок MicroUSB, переходник для коаксиального выхода и целых два чехла: прозрачный силиконовый и черный кожаный.

Интерфейс

Большой экран нужен X5 для того, чтобы корректно отображать интерфейс основанной на Android 5.1.1 операционной системы. В X3 же используется стандартная для плееров FiiO оболочка с пятью иконками на главном экране, знакомая и по более доступному X1, и по плеерам предыдущих поколений.

Из главного меню можно вернуться на экран воспроизведения, просмотреть библиотеку, просмотреть содержимое карточки памяти (встроенной памяти у плеера нет), покопаться в настройках воспроизведения и настройках плеера. Источником для плеера могут быть не только карты памяти, но и подключенные по USB OTG-флешки. Кабель OTG, однако, в богатый комплект не входит.

В настройках плеера можно выбрать язык интерфейса, цвет меню, режим работы гибридного выхода (совмещенного линейного/коаксиального), вариант обновления музыкальной библиотеки, время отключения экрана и режим подключения устройства к ПК — как накопитель или как USB-ЦАП.

В настройках воспроизведения можно выбрать режим повтора, включить запоминание текущего трека и позиции в нем, включить проигрывание без пауз, выбрать предел громкости и сохранение ее уровня, изменить коэффициент усиления, настроить баланс и 10-полосный эквалайзер (программный). Также в этом меню есть пункт, который даст плееру команду перейти в следующую папку после того, как закончатся файлы для воспроизведения в текущей.

Библиотеку можно просматривать как по категориям (Все песни/Альбомы/Исполнители/Жанры/Избранные/Плейлисты), так и по папкам (отдельное подменю). Отмечу, что плееры FiiO при просмотре библиотеки по папкам применяют режимы воспроизведения только к этой папке.

То есть, к примеру, если фонотека разбита по альбомам, где каждый альбом — это своя папка, то режим Shuffle перемешает песни конкретного альбома, а не всей фонотеки. Это нужно учитывать.

На экране видны обложка альбома и краткая информация о текущем треке. Левая верхняя кнопка открывает подменю, в котором можно изменить порядок воспроизведения, добавить трек в избранное или же в плейлист, а также удалить его.

В X5 постарались максимально кастомизировать Android под нужды звуковоспроизведения. На классическую андроидную «шторку» вынесены достаточно полезные переключатели вроде режима работы USB и гейна, да и сами настройки звука достаточно серьезные. Главное приложение — FiiO Music/ Его можно запустить как из-под Android, так и в режиме Pure Music, когда плеер заменяет собой лаунчер и отключает лишние фоновые процессы. Переключаются режимы быстро и не требуют перезагрузки.

В целом интерфейс логичен и понятен, разобраться с ним — дело десяти-пятнадцати минут: инженеры FiiO расположили элементы управления именно там, где их и ожидаешь встретить. Точно так же поступили и с настройками, в которых, кстати, встречается пакет звуковых эффектов ViperFX.

Единственный минус — скорость загрузки. X5 включается секунд 40, не меньше. Возможно, FiiO еще не окончательно доработали прошивку, и это проблемы моего тестового образца.

С другой стороны, для устройства, работающего на Android 5.1.1 с 1 ГБ оперативной памяти и процессором Rockchip RK3188 с частотой 1,4 ГГц, это неплохой результат. Но более простой X3 грузится быстрее.Но FiiO переодически обновляют свои прошивки.

Звук

Я уже говорила, что плееры — идеологически разные. Эта разница кроется как в их внешнем виде, так и в начинке. За звук в X3 отвечают ЦАП CS4398 от Cirrus Logic, усилитель использует чипы OPA1642 и LMH6643. В X5 III установили пару чипов ЦАП AK4490 и по паре OPA1642 и OPA426. Начинка более серьезная, чем у X3 II и у прошлого поколения X5 II, и играет плеер, если честно, непривычно для FiiO.

К примеру, X3II звучит в стиле бюджетных FiiO: чисто, ровно, без каких-либо перекосов. По сравнению с еще более доступным X1II в новой ревизии X3 II более энергичный бас, который хорошо подстраивается под характер наушников. С обоими плеерами я использовала Audio-Technica ATH-MSR7NC с плотными, мускулистыми низами, и FiiO X3 II сработался с этими наушниками замечательно.

Серединка у него достаточно живая, подача эмоциональная, вокал не настолько детализирован, как хотелось бы, но и не уходит на задний план. Инструменты в брасс-бэндах не сливаются в звенящую кашу, а неплохо разделяются, сцена получается глубокая и более широкая, чем ожидалось от такого недорого устройства.

С высокими частотами плеер обходится просто: если они есть — он их сыграет. В некоторых наушниках такой подход может оказаться излишне ярким, да и не все любят вслушиваться в мельчайшие высокие ноты, но с аудиофильской точки зрения решение правильное. Детализация хороша, за счет чего в треках чувствуется объем, создаваемый звонкими высокочастотными призвуками.

В то же время X5 III — намного более жанровое устройство. Он мягче, бас совершенно не напористый и энергичный. В высоких частотах агрессии тоже нет, чего иногда не доставало саксфонным запилам. Из-за смягченного верха кажется, что середина и низы более акцентированные, но на самом деле в басу нет никакой форсированности и раздутости: наоборот, он по-олдскульному округлый и мягкий.

В нем нет резкости и хлесткости, так что рейвы на X5 III слушать смысла нет — ритмический рисунок не будет правильным образом долбить по мозгам. И такой подход придает звучанию баса натуральности. Так что, к примеру, джаз-хоп вроде BadBadNotGood, трип-хоп от Massive Attack или же chillout с гулкими, мягкими и протяжными низами выглядят в обработке X5 приятнее всего, а вот шустрые, динамичные и злые вариации металла звучат чужеродно и неправильно.

Плеер очень любит вокал, особенно женский. Agnes Obel звучит, я бы сказала, с какой-то эльфийской, эзотерической мелодичностью, как и Imogen Heap. При этом вокал немного выходит на передний план, но остальные инструменты диапазона при этом не теряют характера и объема.

Высокие частоты из-за той самой мягкости теряют малейшие призвуки, но за счет этого создают менее аналитичное звучание, от которого можно достаточно быстро устать. Именно эта мягкость, кстати, и немного вылечили привычный для ATH-MSR7NC «холод» на ВЧ.

Оба плеера дают почувствовать разницу между классическим CD-качеством и хайрезами. Разницы между нативным DSD (и X3 II, и X5 III поддерживают DSD128) и FLAC 24 бит/192 кГц, однако, практически нет. С другой стороны, оба плеера предоставляют немало места для хранения информации (карты до 128 ГБ в X3, 32 ГБ встроенной памяти и две карты до 256 ГБ — в X5 III), так что побаловаться DSD и DXD всегда можно.

В итоге можно сказать, что X5 максимально далек от нейтральности и вносит в каждую запись что-то свое, мягкое и даже нежное, в то время как X3 II старается звучать технично и ровно, лишь чуть озлобив бас. Оба подхода имеют право на жизнь, и оба найдут своих почитателей. Кто-то устает от аналитичного, ровного звука, кому-то же, наоборот, излишне неагрессивная подача быстро приедается.

Оба плеера звучат сбалансированно, каких-либо перекосов нет, так что остается только выбирать на свой вкус.

Комфорт

Более крупный X5 III характеризуется более суровым, угластым корпусом, который со временем при долгом использовании может прорвать карман джинсов, да и весит побольше, чем округлый X3 II. При этом управлять старшей моделью вслепую мне было удобнее, чем младшей.

Время жизни от батареи у плееров примерно одинаковое: X3 II живет около 11 часов, X5 III — в районе десяти, при этом львиная доля энергии у X5 III расходуется на немалый экран, так что если не включать его туда-сюда, плеер «проживет» подольше.

Оба плеера готовы справиться с наушниками с импедансом от 16 до 150 Ом, так что какие-нибудь открытые модели с нагрузкой около 300 Ом для них не подходят. Но в этот промежуток все равно входит львиная доля самых разнообразных наушников, от внутриканальных и арматурных моделей до достаточно крупных полноразмерных, так что пользователь в любом случае сможет себе подобрать тандем по вкусу.

При этом оба плеера, опять же, достаточно тесно сотрудничают с наушниками. Так, с одними и теми же MSR7NC они выдавали хоть и узнаваемый, но разный звук, который, тем не менее, был слитный и сбалансированный.

Про наушники

Сами по себе MSR7NC по звучанию не сильно отличаются от классических MSR7. Они позволяют услышать преимущества форматов высокого разрешения, выдают плотный, мясистый бас, информативный, но не навязчивый.

Наушники приветливо относятся к вокалу, не выставляют его на передний план, но отыгрывают живо, детально, так же поступают и со струнными. Высокие частоты, как я уже говорила, традиционно холодноватые, но яркие и не резкие.

Буквы «NC» в названии говорят о том, что у наушников есть система активного шумоподавления. Она работает на основе двух микрофонов, расположенных на внешней стороне крупных чашек, хранящих в себе драйверы True Motion диаметром в 45 мм.

Такая система наиболее эффективно отсекает низкие частоты, вроде гула самолетных двигателей или урчания стоящих в пробке грузовиков, но, например, со свистом в перегонах метро справляется не так хорошо.

В этом, однако, помогают опять же традиционные для серии наушников MSR7 крепко прижимающиеся к голове амбушюры — пассивная изоляция у новинки тоже неплохая. Телевизор, стоящий в той же комнате, при воспроизведении спокойной электроники уже не слышно, кроме как в паузах, да и на оживленной летней улице активная и пассивная шумоизоляция достаточно эффективно отсекают слушателя от внешнего мира.

При этом характерного для работы системы шумодава шуршания в наушниках практически не слышно, разве что в промежутках между песнями, да и в целом характер звука не меняется. Аккумулятора в наушниках хватит на 30 часов работы, так что ставить их на подзарядку каждую ночь, как смартфон, не придется.

Итог

Наушники Audio-Technica ATH-MSR7NC достаточно требовательны к источнику. Их, конечно, можно слушать с обычным смартфоном, но со специализированными устройствами они раскрываются намного лучше, я проверила. При этом, несмотря на достаточно яркие различия в звучании плееров FiiO X3 II и X5 III, наушники неплохо «сработались» с обоими гаджетами.

С X3 II тандем получился аналитичным, ровным и четким, в то время как с X5 III звучание оказалось объемным и воздушно-эмоциональным. Функция активного шумоподавления оказалась очень удобной на улицах шумного города, а дополнительный брусочек плеера в пару к смартфону не доставил особых неудобств.

А вот то, насколько улучшилось звучание, не сравнится с тем потенциальным дискомфортом, который могут доставить дополнительные 150-200 граммов высокотехнологичного девайса в кармане, выполняющего одну-единственную функцию — но во всю мощь своих электронных компонентов: он играет музыку, и играет ее хорошо.

Hi-Tech MailПри поддержке FiiO