НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Мы будем платить за связь больше. Почему и как этого избежать

20 марта 2018
Так называемый Закон Яровой и грядущая отмена внутрисетевого роуминга поднимут цены на сотовую связь в России как минимум на 5%. Это коснется если не всех, то большей части абонентов. Можно ли избежать повышения цен? И как это сделать? Рассказываем вместе с экспертами.

Сейчас связь дешевая

«Пока наша сотовая связь остается одной из самых дешевых в мире, — напоминает Денис Кусков, гендиректор информационно-аналитического агентства TelecomDaily. — В то время, как дорожали гречка и сахар, услуги операторов стоили и продолжают стоить одинаково недорого». Средний чек — 297 рублей в месяц (по оценкам «ТМТ Консалтинг» за 2017).

В Великобритании, к примеру, пользователи Vodafone за связь платят в четыре раза больше — 1200 рублей в месяц. А в США абонент T Mobile в среднем ежемесячно выкладывает за услуги $46 — 2600 рублей.

В 2019 цены вырастут

«Согласно 'закону Яровой' операторы должны хранить трафик 30 суток, для этого им понадобятся дорогостоящие хранилища, — говорит аналитик Денис Кусков. — Плюс есть инициатива ФАС — отмена внутрисетевого роуминга, которая подразумевает новые единые тарифы. Все это вынудит операторов поднять цены».

И то и то планируют воплотить в жизнь в этом году, а значит, рост цен не за горами. Ранее мы подсчитали, что из-за внутрисетевого роуминга связь подорожает на 15-20 рублей. Владельцам более 200 млн сим-карт (у россиян их по две-три штуки на одного) нужно будет платить больше.

«Мы пока не приняли никаких решений [по повышению цен из-за 'закона Яровой'], — рассказывает Hi-Tech Mail.Ru источник в МТС. — Cейчас нет повышения цен 'в лоб', есть увеличение пакетов дата-трафика и голоса на новых тарифах, которое иногда сопровождается незначительно более высокой абонентской платой».

Как сохранить свой тариф

Если вас устраивает ваш тариф и его цена, и вы не хотите больше услуг за большие деньги, придется бороться. Запомните: компания не вправе менять тариф своему абоненту без его согласия, это будет нарушением условий сделки с абонентом.

«Сотовый оператор может только повысить стоимость тарифа, если оказание услуг по нему невыгодно для компании, — говорит Валентин Островский, юрист CAF Group. — Поэтому до сих пор некоторые пользуются 'архивными' тарифами, которые уже давно не продаются новым абонентам».

На старых тарифах «сидят», кстати, не менее 20% всех российских абонентов, оценивает аналитик TelecomDaily. И, скорее всего, этот процент в следующем году заметно вырастет.

Итак, что делать, если ваш оператор хочет «поднять бабла».

1

Обратиться в компанию с официальным заявлением. Заранее изучите закон «О связи», подписанный договор и правила оказания услуг, они есть на сайтах операторов. Кстати, если в договоре прописано, что компания может в одностороннем порядке менять тариф клиенту — это незаконно.

Жалобу нужно написать на имя руководителя организации, указав свои паспортные данные, номер телефона и суть вопроса. Сделайте акцент на том, что оператор без вашего ведома увеличил стоимость услуг, нарушив тем самым закон.

Дальше город, число, подпись, и можно нести бумагу в салон связи вашего оператора. Идеально — приложить копию договора, детализацию счета, чеки, если вы оплачивали связь в салонах. Или же можно отправить заявление в электронном виде через форму на сайте/службу поддержки.

Оператор рассмотрит вашу претензию в течение 30 дней по закону, но на практике ответ приходит быстрее.

Обычно компания входит в положение абонента и возвращает прежний тариф. Либо же предлагает какие-то особенные условия, которых нет на сайте, предлагает скидки.
Денис Кусковгенеральный директор информационно-аналитического агентства TelecomDaily

Почему это может сработать? Оператор не захочет потерять абонента, из-за жесткой конкуренции на рынке. Если он вас не удержит, вы уйдете к его сопернику, что не очень хорошо влияет на бизнес.

2

«Если вы заметили, что рост стоимости тарифа значительно превысил показатели инфляции, это может указывать на картельный сговор, — отмечает юрист Валентин Островский. — Это ситуация, когда ведущие игроки на рынке договариваются о совместной кампании по повышению цен».

Здесь жалобу можно подать в ФАС России в письменной или в электронной форме. Указываем фамилию, имя, отчество, место жительства, описываем нарушения, прикрепляем пруфы-документы. Например, чеки до и после повышения цен.

Но в целом ФАС сама отслеживает ценовую политику крупных компаний, и в случае подозрений оперативно реагирует — проводит расследования.

Часто эти проверки заканчиваются достаточно большими штрафами для операторов. К примеру, именно по инициативе ФАС было отменено «мобильное рабство» и междугородний роуминг.
Валентин Островскийюрист CAF Group

И еще немного советов

Если вы решили не бороться и перейти на новый тариф, внимательно изучите его описание на сайте или расспросите оператора колл-центра.

«Бывает, что операторы предлагают промо-тарифы, которые сначала выгодны, а через пару месяцев дорожают», — напоминает Денис Кусков.

Проверяйте подключенные опции через личный кабинет или тот же колл-центр. Они могут быть сначала бесплатными, а потом начать «отъедать» у вас несколько рублей в месяц или даже в день.

У некоторых операторов можно настраивать количество минут, мобильного интернета и СМС вручную в личном кабинете. То есть собирать себе тариф по потребностям. Этим можно пользоваться, чтобы не переплачивать за лимиты, которые вы все равно не тратите.

Анна Вовнякова