Как должна работать сигнализация
«Пожарная сигнализация, система оповещения и управления эвакуацией позволяет при небольшой концентрации дыма оповестить людей, чтобы те смогли своевременно покинуть помещения», — рассказывает Роман Степанов, заместитель гендиректора Группы компаний Solution и бывший сотрудник МЧС и пожарного надзора в Москве. В этих ведомствах он проработал в общей сложности 15 лет.
Набор пожарной сигнализации и управления эвакуацией людей стандартный: датчики дыма, пульт управления, стрелки направления движения, динамики, которые оповещают посетителей о пожаре. Мы не раз видели все это в торговых центрах, офисах, клубах, магазинах.
«Дым попадает в датчик и тот передает сигнал на пульт управления. Пульт дает команду на систему оповещения и водяного пожаротушения, — поясняет Роман Степанов. — Эта система подает воду через специальные оросители, обеспечивая безопасную эвакуацию людей, и одновременно тушит пожар внутри здания. Затем все по 'водяным коридорам' покидают помещения».
При этом для торговых центров существует позонная эвакуация, чтобы у одного выхода не случилось столпотворения. Cистема через динамики должна направлять людей к ближайшим эвакуационным выходам, ведь при пожаре на счету каждая секунда.
Бывший пожарный предполагает, что в ТЦ «Зимняя вишня» не было системы водяного пожаротушения, хотя она обязательно должна быть. «На видео в Сети этого не видно», — подчеркивает Степанов.
Согласно требованиям к противопожарной безопасности, может использоваться не только вода, но и газы, и порошки, которые хранятся в микрокапсулах. Правда, их нельзя «выбросить» на огонь, пока люди не покинут помещение.
Технике мешает человеческий фактор
Сама сигнализация вряд ли подведет, а вот персонал может сделать ее практически бесполезной, причем на самых разных этапах: во время обслуживания, в момент «икс», когда она сработает.
«Охрана имеет прямой доступ к пультам управления системами пожарной защиты, отключить которую не составляет проблем, — говорит Роман Степанов. — Но зачем? Скорее всего, сигнализация [в 'Зимней вишне'] была в неработоспособном состоянии».
Следственный комитет подтвердил эту версию, заявив, что сигнализация в огромном торговом центре не работала с 19 марта. Издание Mash уточняет, что 19 и 22 марта сигнализация дважды включилась ошибочно. Исправить положение вручную не получалось, поэтому техник попросту отключил всю сигнализацию в здании.
Вице-губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев рассказал, что в последний раз работоспособность пожарных систем проверяли в 2016 году.
«Пост пожарной охраны должен быть оборудован контролем доступа, а сама противопожарная панель — защищена паролем», — рассказывает Алексей Воробьев, руководитель направления сервисного обслуживания инженерных систем компании КРОК.
Если сотруднику предоставлены доступ в помещение и пароль, это означает, что он прошел необходимое обучение и инструктаж по работе с системами, а служба эксплуатации доверила ему выполнение обязанностей. Если он получил доступ, не проходя обучение, ответственность несет служба эксплуатации объекта.
Насколько критично, если пожарная сигнализация молчит? В многоэтажном здании площадью несколько десятков тысяч квадратных метров люди не смогут узнать о ЧП и не начнут эвакуацию.
«Был битком забит кинозал, — рассказывает женщина, которой удалось спасти себя и дочь и вырваться из 'Зимней вишни'. — Мы сидели на 9 ряду, и вдруг первые ряды стали резко выбегать. Волной до нас дошло, что пожар. Но даже кино шло, свет не включали. Я подумала, что ничего страшного, оповещения же не было. Только в коридоре я поняла, что капец».
Всего этого можно избежать. «На стадии проектирования владельцы здания должны выбирать современные системы пожарной сигнализации, детально информирующие о статусе инцидента, — поясняет инженер КРОК. — Их можно интегрировать с другими системами безопасности, а с помощью приложения статус и состояние сигнализации можно отслеживать даже с помощью смартфона».
Несработавшая сигнализация — не единственное, что может помешать при ЧП и эвакуации. «Возможно, двери эвакуационных выходов были закрыты, что является нарушением, — рассуждает Роман Степанов. — Персонал вряд ли был проинструктирован должным образом, не знал, что делать и как эвакуировать людей».
Как обстоят дела в других ТЦ
Немногие торговые центры захотели рассказать нам о том, как у них обстоят дела с пожарной сигнализацией и эвакуацией. На момент публикации на запрос не ответили в московских ТРЦ «Вегас», «Золотой Вавилон», «Европейский» и в «Авиапарке», а также в петербургской «Галерее».
Представители торговых центров МЕГА рассказали Hi-Tech Mail.ru, что их объекты являются крупными по площади. В среднем площадь одного ТЦ — 130 000 квадратных метров.
«Все наши здания оснащены современными системами противопожарной защиты: автоматическая сигнализация, система оповещения людей о пожаре, система пожаротушения, система противодымной вентиляции и так далее, — рассказывает представитель МЕГА. — Мы проводим на регулярной основе проверки и тестирование систем противопожарной защиты, в том числе и на аварийных источниках электроснабжения».
Автозапуск пожарных насосов в этих ТЦ тестируют каждую неделю, а систему пожарной безопасности — ежемесячно. Персонал и охрану обучают на случай пожара: «Тренировки и учения по эвакуации — не менее двух раз в год, в том числе с покупателями, чтобы убедиться, что наши сотрудники знают, как действовать в случае опасности».
Несколько раз в год все торговые центры проходят внутреннее и внешнее инспектирование безопасности. «Мы постоянно контролируем состояние пожарной безопасности в помещениях арендаторов, проводя регулярные проверки помещений, а также путей эвакуации, поддерживая их доступными для выхода в любой момент».
Что касается детских зон, то у персонала МЕГИ на них действуют коды раннего предупреждения, малышей эвакуируют отдельно от взрослых без препятствий. Их отводят в специальные пункты сбора за пределами здания, где развертывается теплая палатка или подаются автобусы. «Сообщение при эвакуации предупреждает родителей о том, что их дети уже эвакуированы и находятся в пункте сбора», — заключают представители ТЦ.
Как американские ТЦ заботятся о безопасности
Юрий Моша, руководитель компании «Русская Америка», живет в США семь лет:
«Я с супругой и с моим клиентом пришел в торговый центр на Статен-Айленде в Нью-Йорке. Там дети в фудкорт-зоне взорвали хлопушку, взрыв был таким, как будто рванула бомба. Мы в этот момент были напротив, в салоне сотовой связи, и все видели.
Буквально через секунду все оцепили. У сотрудников салона были четкие инструкции: сразу закрыли стеклянную дверь и сказали ждать две минуты, пока не придет полиция. Через две минуты она появилась, дала какие-то распоряжения, нас выпустили из салона и сразу же проводили к выходу.
Когда вышли на улицу, увидели, как наверху уже крутился вертолет полиции. А прошло буквально пять минут. Рядом стояло штук 50 пожарных машин, «скорых»... Все произошло моментально, будто в кино.
Я не хочу хвалить американцев и говорить, что у них все идеально, здесь много проблем. Те же убийства в школах, продажа наркотиков на улице. Но с точки зрения пожарной безопасности надо им отдать должное. Моментально приезжают.
Если вы были в США, вы наверняка замечали, что день и ночь гудят эти пожарные машины, аж голова от них болит. Выезжают сразу же по маленькой искре. Около каждого перекрестка пожарные гидранты, рядом с ними нельзя парковать машины. Оставишь — увезут на эвакуаторе и 500 долларов штрафа придется заплатить».