Базар Бузовой
В начале апреля телеведущая и певица Ольга Бузова объявила о планах создать собственную блокчейн-платформу Buzar с криптовалютой BuzCoin. По ее словам, с помощью «Базара» можно делать «практически все». Судя по описанию проекта, это гибрид «сверх-маркетплейса» и социальной сети, который поможет пользователям не только общаться между собой, в том числе и по видеосвязи, но и искать работу, арендовать жилье, покупать билеты на концерты и оплачивать другие товары и услуги, а также обменивать криптовалюту. Первую версию продукта обещают представить уже в начале 2019 года. Доработка всех функций и подключение партнеров к торговой площадке займет еще год.
Pre-ICO уже началось. До 17 мая один бузкоин можно приобрести за 0,7 доллара в криптовалюте. За сделки на сумму от 10 тысяч долларов предоставляются дополнительные скидки. Готовым вложить в проект Бузовой больше 1 500 ETH — почти 60 миллионов рублей — обещают VIP-бонусы. Также токены можно получить бесплатно, участвуя в bounty — кампании по продвижению Buzar в социальных сетях и на форумах. Само ICO запланировано на период с июня по сентябрь 2018 года.
Билетное агентство Басты
Еще до Бузовой планами запустить собственный криптопроект поделился российский музыкант Баста. В декабре 2017 года он рассказал о работе над платформой Ticket Coin. Ее собираются использовать для продвижения творческого объединения Gazgolder, в которое помимо самого Василия Вакуленко также входят, например, Скриптонит, Смоки Мо и Matrang. Держатели тикеткоинов получат скидки до 50 % при покупке билетов на концерты и мерча и смогут попасть на закрытые мероприятия для общения с артистами.
Ticket Coin будут развивать на базе блокчейн-технологии SIBCoin, которая лежит в основе «Сибирского червонца». ICO проекта запланировано на май. Пользователи смогут приобрести тикеткоины за фиат, а также получат tokenback — при покупке билетов на некоторые концерты в их кошельки в системе зачислят по 10 % от потраченной суммы.
Лавкоины Водяновой
В начале 2018 года в России стало доступно приложение Elbi, которое супермодель Наталья Водянова запустила в 2015 году для развития благотворительности. Пользователям предлагают переводить деньги на решение конкретных проблем — например, чтобы помочь жертвам домашнего насилия в Беларуси или найти новый дом для бездомных собак в Великобритании. За пожертвования начисляется внутренняя криптовалюта LoveCoins. Ее можно тратить на обувь, одежду, парфюм и аксессуары от Fendi, Dior, Givenchy, H&M, Christian Louboutin и других брендов, сотрудничающих с проектом.
Также несколько раз в месяц проводится ElbiDrop. Участник, пожертвовавший наибольшую сумму за сутки, получает эксклюзивный подарок от партнеров проекта. Так, в феврале в приложении разыгрывали сумку Supreme Keepall 45. Это помогло собрать 8 375 долларов от 30 самых активных пользователей.
Что о звездных ICO думают эксперты
Владимир Смеркис, сооснователь и управляющий партнер платформы TokenBox:
Проект с билетами уже был и не один. Например, в прошлом году много говорили про российский Tickets Cloud. Основной вопрос: нужен ли здесь блокчейн и собственный токен? Мы склоняемся к тому, что нет. Поможет ли известность основателей собрать деньги? Из-за примера MDK есть опасения, что и этот ответ будет отрицательным.
У успешного проекта должны быть предпосылки для международного масштабирования, но и Баста, и Бузова пока что локальные артисты.
Что касается LoveCoins Водяновой, то это не полноценная криптовалюта. Нет децентрализованности, нельзя проверить транзакции, нет размещения на биржах, и продаются коины за фиат внутри приложения. Скорее, это игровая или балловая механика. Но сам проект достойный.
Тимур Нигматуллин, финансовый аналитик компании «Открытие Брокер»:
Рынок ICO очень быстро растет. Если в 2016 году провели всего 46 размещений на общую сумму в 96 миллионов долларов, то в 2017 году их стало уже 245 и почти на 4 миллиарда. Рынок постепенно самооздоравливается: среди инвесторов появляются венчурные фонды, возрастает роль рейтинговых агентств, снижаются расходы на маркетинг — движущую силу продажи токенов. Все большую роль играет сам проект, его цифры и перспективы.
По-прежнему представлено огромное количество если не мошеннических, то крайне некачественных проектов, основной актив которых заключается в красивом лэндинге и рекламе в профильных СМИ.
На мой взгляд, все три проекта — квинтэссенция таких некачественных ICО, а Buzcoin их лучше всего характеризует. К 2020 году команда собирается запустить соцсеть, мессенджер, видеохостинг, музыкальный сервис, маркетплейс приложений (!?), доску объявлений, интернет-магазин, поиск работы и обмен криптовалют. При этом в White paper вообще нет никакой технической информации. Это делает реализацию проекта маловероятной практически при любом возможном бюджете.
Выбирать между этими ICO все равно, что выбирать между интернет-казино или системами бинарных аукционов. Инвестору, который хочет получить отдачу на вложенный капитал, лучше такой выбор не делать вообще.