НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

«Борьба и лезгинка обошли меня стороной. Я живу в другом обществе». Кто создает роботов в Дагестане

17 июля 2018
Дагестан ассоциируется с борцами, танцорами в папахах и пышными свадьбами. Однако на Кавказе существует своя ИТ-жизнь: с роботами, стартапами и изобретателями. Сабур Ибрагимов рассказывает историю айтишника Расула Кишова, который сражается со стереотипами и вместо обычных драк проводит бои роботов.

В центральном развлекательном центре Дагестана драка. Толпится очередь из детей и их родителей. Двое мальчишек увлеченно рубятся за джойстиками. В ответ на их движения два робота дубасят друг друга на арене битвы.

Рядом с игровым автоматом скромно стоит и улыбается его создатель — Расул Кишов. Он периодически заменяет батарейки контроллеров и следит, чтобы дети не забрали с собой робокары. Пусть это не похоже на шоу «Битва роботов», где железки сражались друг с другом циркулярными пилами и огнеметами. Робо-борьба для дагестанских детей тоже в новинку.

Типичный ботаник в Махачкале

Война в Чечне заставила многие семьи покинуть Грозный. Дома, подвергнутые многочисленным обстрелам, уже не были приспособлены для жилья. В поисках работы и крыши над головой в 1996 году семья Кишовых перебралась с семилетним сыном Расулом в столицу Дагестана Махачкалу.

Сверстники ходили на секции борьбы и лезгинки, а Расул паял очередной сломанный контроллер «Денди», читал научную фантастику, любил математику и копался в транзисторах.

— Я был типичным ботаником, только без очков, – вспоминает Расул Кишов. – Таким, который пробегает два километра на «физре» одним из последних, зато в дневнике пятерки практически по всем предметам. Мне всегда очень нравился процесс обучения. Больше всего на меня повлияла книга братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу», где рассказывается про сотрудников НИИ, непрерывно познающих мир и в итоге превращающихся в волшебников. Меня вдохновила мысль, что технически и научно сложные явления близки к волшебству, а кто не мечтает стать волшебником?

В Дагестане много людей, интересующихся не только спортом. Есть ребята, которые создают игры и даже те, кто рисует комиксы.

Хотя Расул увлекался электроникой, вплоть до поступления в Политехнический университет он не считал это серьезным занятием. После знакомства с преподавателем Александром Губой, будущий инженер начал копить знания для собственных проектов. В вузе он разрабатывал электронику и программировал встраиваемые системы. Пять лет участвовал в создании лабораторного оборудования для университета.

— Традиционные для Дагестана моменты, связанные с борьбой и лезгинкой, меня всегда обходили стороной. Я живу немного в другом обществе, – объясняет Расул. – В Дагестане много людей, интересующихся не только спортом. Есть молодые стартапы, крутые инженеры, ребята, которые создают игры и даже те, кто рисует комиксы! Меня окружают люди, которым интересно программирование и электроника.

После окончания университета, Расул поступил в аспирантуру. Хотел строить научную карьеру, но из-за постоянных ограничений и бюрократических препон понял, что это ему неинтересно. «Слишком много ограничений и проблем, особенно если ты живешь в регионе и занимаешься чем-то прикладным», — сокрушается Расул.

Разное время

В 2013 году Кишов узнал об открывшемся акселераторе Plug & Play Dagestan, который позже был переименован в «Пери Инновации». Это первый частный бизнес-инкубатор на Кавказе, созданный Зиявудином Магомедовым. В Дагестане здание стало своеобразным оплотом всего высокотехнологичного. «Пери Инновации» помогает стартапам на ранней стадии развить свой продукт, найти команду и выйти на рынок.

Поняв, что в Дагестане появилось место, где бы помогали стартапам, Расул незамедлительно подал заявку на поступление в акселератор. Став резидентом, Кишов начал разработку первого проекта HouseComfort. Это была система беспроводных устройств для управления с помощью мобильного приложения бытовой техникой инфракрасными датчиками. По задумке, смартфон смог бы заменить несколько домашних пультов управления.

Технологии стремительно развивалась. Техники, управляемой ИК-сигналами, становилось все меньше. После взвешивания всех «за» и «против» Расул принял нелегкое решение закрыть проект:

— На рынке постепенно появлялось множество разных устройств с аналогичным функционалом и преимущества моей системы перед ними не были очевидны. Были свои «фичи», например, управление ритмом. Постукивая по столу, можно было выключить кондиционер. Но этого мало.

Конечно, закрытие проекта — это стресс. Но не могу сказать, что очень тяжелый, так как понимание, что я делаю что-то не то и как-то не так приходило постепенно. Как-то я прочитал в статье, что инвесторы, как правило, вкладываются продукты, развивающиеся в новых и динамично развивающихся рынках. Если рынок не растет или стагнирует, то логично, что и компании в этом рынке не будут расти, верно? Полное осознание этого пришло ко мне не сразу, а потом корил себя, почему я не прочитал этого раньше?!

Роботизация Дагестана

Параллельно с работой в университете, Расул вел занятия по робототехнике в «Пери Инновации». В Махачкале тогда было некому обучать детей сборке деталей, программированию, основам машиностроения. Новость об учителе и бесплатных курсах робототехники разлетелась быстро.

На первые занятия приходили 10-12 человек. Позднее в группах появлялись очереди до 30 семей. В итоге даже появился второй преподаватель.

— Мы обучали детей от 6 до 12 лет собирать роботов по наборам Lego MindStorm, а старшеклассников и студентов — работе с известной платформой Arduino. Подобные комплекты помогают развивать у детей память и прививают любовь к инженерии. Первые занятия проходили в небольших группах, но после мы уже не успевали следить за ребятами и уже стали искать среди студентов новых помощников.

Как появился боевой робот

В 2016 году Михаил Бланк, выступающий на тот момент руководителем «Пери Инновации», предложил Расулу создать игровой аппарат со сражающимися роботами. Вечно актуальную для Дагестана тему борьбы решили оформить необычно, чтобы на арене толкались и переворачивали друг друга андроиды.

Так появился проект — Rambot. От английского «ram» — толкать. Однако многие проводят аналогию с героем легендарных боевиков Джоном Рэмбо.

На подготовку первого прототипа роботов ушло 5 месяцев. Команда решила проверить заинтересованность публики сырым вариантом проекта. Роботы еще работали без корпуса, а местом их битвы послужил, как это ни странно, кусок каремата. Для теста ребята выбрали один из детских магазинов в Махачкале. Диковинные роботы, сражающиеся друг с другом, не остались незамеченными. Расул вспоминает, что каждому ребенку приходилось объяснять, что забрать с собой игру нельзя и поиграть возможно только здесь. В итоге владелец магазина так вдохновился идеей, что сам изготовил стол для проекта.

Чтобы немного заработать и понять, насколько проектом интересуются, разработчики оснастили стол монетоприемником и стали брать деньги за игру. Для создателей было важно проверить, что люди готовы заплатить за игру. В итоге за два дня в Rambot сыграли 200 детей. Поняв, что проектом интересуются, Расул решил все силы уделить разработке. Он уволился из университета и ночами напролет корпел над столом. Помогать ему вызвался один из студентов бывшего преподавателя — Руслан Темирханов.

Решив проблему с нехваткой времени, Расул столкнулся с главной сложностью — расположением родного города. Найти нужные комплектующие в Махачкале было почти невозможно.

— В России проблема с логистикой, — хмурится Расул. — В Дагестане она выражена еще сильнее. Иногда приходилось ждать электронный компонент несколько недель или месяцев, а после получения наблюдать, как он сгорает. Часто приходят полностью нерабочие или некачественные детали. Их приходится выпаивать и заказывать новые. Да, можно заказывать комплектующие у официальных дистрибьюторов за рубежом или в России, но придется платить большую цену за доставку.

Другая проблема — совсем постыдная. В большом городе мешают работать постоянные перебои со светом.

— Когда мы приступили к созданию корпуса для наших роботов, то использовали 3D-принтер. Печатал он медленно, и приходилось оставлять его на ночь. Довольно часто я сталкивался с тем, что печать за ночь (и не только) останавливалась из-за перебоев электроснабжения.

Новый дизайн и новые правила

Размещенный в детском магазине аппарат стал популярен у посетителей. У стола нередко собирались очереди ребят от пяти до двадцати лет. Поняв, что в Rambot хотят играть, Расул решил усовершенствовать аппарат до презентабельного вида. Тогда команда проекта пополнилась еще одним членом — студентом Политехнического университета Амиром Шабановым. Большинство составляющих для Rambot пришлось заказывать из Китая через Aliexpress, а что-то делать самому.

— Я заказал недорогой китайский планшет и набор светодиодных лент, — рассказывает Расул. — Экран установили в корпус стола для отображения счета. Светодиодные ленты подсвечивали стол. Мы сделали отдельные линии, которые вместе с синим цветом арены создавали футуристический дизайн Rambot. Решили не заморачиваться с контроллерами и подключили слегка переделанные геймпады от PlayStation. Таким образом, каждый, кто садился играть, брал в руки уже знакомый джойстик.

С изменением общего дизайна, Расул решил поменять и правила игры аппарата. Теперь роботы не только переворачивали друг друга, но теперь могли собирать на поле боя различные виды оружия. Стреляют они инфракрасными передатчиками наподобие тех, что установлены в пультах дистанционного управления. Благодаря вооружению, роботы теперь способны замораживать и путать управление противника.

Разработчики разместили Rambot в крупнейшем развлекательном центре родного города. Аппарат уже приносил деньги, сравнимые с популярными автоматами в игротеках. Однако амбиции Расула не ограничивались одним Дагестаном. Как и любой создатель стартапа, Кишов хочет выйти на мировой рынок. Сейчас команда поставила цель организовать распространение аппарата по модели b2b в России.

Робобол — как настоящий футбол, только с роботами

Постоянно выискивая недочеты, Кишов решил, что Rambot нуждается в доработке и расширении функционала. Тогда к проекту подключился инженер Насрула Насрулаев, который и предложил сделать вариант игры попроще. Так пришла идея создать вторую игру — «Робобол».

Мы создавали футбол с роботами около года. В качестве веского аргумента в пользу идеи Насрулла предположил, что футбол понятен каждому. Никому ничего не придется объяснять. Нужно будет просто поставить мяч, сделать ворота и оформление стола. За основу взяли обычный футбол, но с двумя игроками. Поле имеет закругления, чтобы мяч не вылетал на пол и не застревал в углах. После забивания гола, система включает овации стадиона и комментатора. Стол оснащен автоматической подачей мяча, так что когда забивается гол, он автоматически перемещается в центр поля.

Команда Rambot планирует поставлять столы развлекательным центрам столицы и частным организациям с зонами отдыха. У команды уже есть рабочая документация по столу и они готовы принимать предзаказы. Сегодня команде требуется около двух месяцев на создание аппарата. «Если все пойдет хорошо, — размышляет Расул, — сроки уменьшим до двух недель».

Какие-то выводы об успешности и неуспешности продукта делать еще рано. Есть, конечно, еще недоработки и недоделки. Однако лучшее — враг хорошего, так что мы и сейчас дорабатываем аппарат, наблюдая за поведением клиентов. Эпопея еще не закончена и планов очень много. Я, конечно, не отступлюсь от идеи и думаю, у нас все получится.

Это тоже интересно:

Сабур Ибрагимов