НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

На дороги выйдут авто с искусственной интуицией. Ее придумали в России

30 августа 2018
Можно ли научить робота испытывать чувства? Например, интуицию — сверхчутье, которое даже объяснить сложно. Российские разработчики взялись за это, чтобы автомобили научились прогнозировать будущее. И перестали попадать в аварии. Использовать эту технологию планируется уже в следующем году.

За технологией стоит личная трагедия

Одна из таких аварий изменила жизнь Ольги Усковой — основателя ИТ-компании Cognitive Technologies.

Во время учебы в аспирантуре ее группой руководил известный советский ученый, доктор физико-математических наук Александр Блишун. Они тогда разрабатывали под заказ сложные информационные системы.

На протяжении года Александр помогал Ольге разбираться в глубинах прикладной науки. Безо всяких преувеличений, он за это время стал ей другом и наставником. В их ближайших планах была поездка на научную конференцию на Чегет.

Но в один день все перевернулось: Ольге позвонили из ГАИ и сообщили, что случилась трагедия. Александр погиб в автомобильной катастрофе — это было лобовое столкновение с легковушкой.

По словам Усковой, за рулем смертоносной машины сидела девушка, недавно купившая права.

Ольга долго переживала эту трагедию, которая стала уже для нее лобовым столкновением с реальностью. А на дворе тем временем был 1992 год — время тяжелых испытаний для академической науки. Ускова ушла с головой в работу лаборатории искусственного интеллекта, которая существовала при Институте системного анализа РАН.

Прошли годы. В мире постепенно узнают о российской компании, которая пытается c помощью искусственного интеллекта превратить дороги в более безопасное место. Сотни людей под началом Ольги Усковой разрабатывают софт, который умеет управлять самыми разными автомобилями не хуже человека, а местами — даже лучше.

Интуицию можно создать своими руками

Cognitive Pilot умеет видеть и понимать дорогу, строить маршрут, нажимать педали, крутить руль. Словом, ИИ ведёт авто без вмешательства человека. Но для безопасности пассажиров этого недостаточно, ведь ездить предстоит не на «стерильных» трассах, а в транспортном потоке.

Тогда в Cognitive Technologies решили, что интеллекту нужно подспорье — водительская «интуиция». Фактически, навык предсказывать будущее.

Компания пригласила медиков и нейробиологов для обсуждения. Вместе с разработчиками они пришли к выводу, что человеческое чутье — вовсе не магия. Оно опирается на опыт и умение анализировать детали, хоть и подсознательно. Следуя этому принципу, в компании научились делать такой анализ и собрали искусственную интуицию, словно конструктор.

ИИ может разглядывать дорогу и ее «обитателей» с помощью компьютерного зрения (на машине установлены Full HD камеры) и других сенсоров — радаров. Все это оборудование нужно, чтобы «мозг» распознавал все объекты и события, которые ему попадаются: соседние машины, сигналы поворотников, движение колес, пешеходов и их скорость.

Но картины дороги недостаточно для предсказаний. Искусственную интуицию оттачивают: «скармливают» ИИ видео, где машины поворачивают без поворотников, где пешеходы перебегают дорогу. Благодаря сотням тысяч часов прокрутки видео ИИ получает опыт, сравнимый с опытом рядового водителя.

Обучившись и получив данные об обстановке, машина может предугадывать поведение участников дорожного движения в следующие секунды и даже микросекунды.

— Водитель краем глаза может уловить мельчайшее изменение положения, например, бокового зеркала соседнего автомобиля, — приводит пример Ольга Ускова. — Такая деталь не находится в прямой зоне его видимости и он ее не осознает явно. Но мозг тем не менее догадывается, что за этим может последовать опасное перестроение, и водитель интуитивно совершает маневр или тормозит. Так и поступает наш автопилот и избегает аварии.

Не как человек, но может его спасти

Искусственная интуиция похожа на «шестое чувство», которое каждый из нас хоть раз испытывал. Но несмотря на годы работы, между живым и программным чутьем все еще лежит огромная пропасть.

— Нельзя сказать, что мы моделируем именно человеческую интуицию, и вряд ли это произойдет в ближайшие 30-40 лет, — считает Ольга Ускова. — Нейронная система — это ключевая и чрезвычайно сложная часть организма человека, и все ее особенности и возможности даже в обозримом будущем формализовать не удастся.

Впрочем, программисты думают, что для управления автономным транспортом все нюансы человеческого мозга не нужны. Моделирование «лишних» опций усложнит решение и повысит цену. Так что искусственная интуиция будет более ограниченной, но свою миссию выполнять она сможет.

Миссия «интуиции» — уберечь автомобиль от аварий. За шесть месяцев 2018 года в России случилось почти 70 тысяч ДТП, говорится в отчете ГИБДД. На дорогах погибло около 7 тысяч человек. Это сравнимо с населением поселка Большое Козино, где проходит фестиваль Alfa Future People.

Чаще всего аварии случаются из-за дорожного покрытия, но есть и другие причины: вождение в нетрезвом виде, усталость, превышение скоростного режима. А вот искусственный интеллект не ошибается. Он не устает и не пьет, плюс программисты постоянно тестируют «интуицию», и делают это не на виртуальных, компьютерных полигонах, а на реальных дорогах.

Опасные тесты в реальных условиях

Гололед, дождь, снегопад, полная темнота — во всех этих условиях разработчики гоняли несколько беспилотных автомобилей на специальном полигоне на разных скоростях. На улицах его испытывать нельзя, Россия еще не приняла соответствующие законы и правила движения.

«Мы сами придумываем ситуации, чтобы протестировать 'интуицию', — замечает Юрий Минкин, руководитель разработки. — Например, представьте, когда в равномерно движущемся потоке два левых ряда спереди от нас вдруг начинают тормозить. Это не исключает того, что на дороге опасная ситуация. Или перед автомобилем на проезжую часть вылетает мяч. Значит, за ним может выскочить ребенок. Как будет развиваться ситуация? Мы тренируем свои алгоритмы, в том числе и на таких моделях».

Главные действующие лица на тестах — сами программисты. «Водителю» беспилотника повезло больше: он всего лишь постоянно в напряжении, чтобы при необходимости взять управление машиной в свои руки. Проблемой могут стать препятствия на полигоне — неподвижные и движущиеся.

Роль пешеходов обычно играем мы сами, — признается разработчик. — Я тоже бывал в шкуре человека, который переходит дорогу перед беспилотным авто. Конечно, понервничал. Хотя, конечно, люди, которые играют роль пешеходов, хорошо знают особенности наших решений и понимают, что риск минимален.

Юрий Минкин говорит, что явных провалов «интуиции» припомнить не может. Лишь один случай вызвал тревогу: «Мы испытывали беспилотный грузовик на одном из полигонов, как вдруг на трассу задом стал сдавать кран — погрузчик. Казалось, столкновение неизбежно. Но неожиданно для всех беспилотник принял решение объехать препятствие по газону. Произошло обыкновенное чудо».

Беспилотное авто безопаснее такси

Разнообразные датчики анализируют состояние автомобиля на данный момент: скорость и ускорение, обороты колес, крен машины... Суммируя всю информацию, ИИ ведет машину настолько безопасно, насколько это возможно.

«Вероятность ошибки есть, но она крайне мала, — рассказывает руководитель Cognitive Technologies Ольга Ускова. — В беспилотном авто уж точно безопаснее, чем в такси с водителем, который не спал 20 часов и вообще получил права вчера».

Беспилотные машины выпустят в следующем году

Многочисленные тесты интеллектуальных алгоритмов нужны не для научного интереса, а для конкретных компаний, которые заказывают у Cognitive Technologies ИИ — по частям или целиком и требуют безопасности на уровне не больше одной ошибки на 50 часов проезда.

«У нас уже есть несколько контрактов с автобрендами и мы ожидаем, что в 2019—2020 годах с конвейера с нашими 'мозгами' сойдет 3,7 млн. автомобилей, — обещает Ускова. — Там нет российских производителей, к сожалению. Только два азиатских и один европейский».

России беспилотные авто пока не светят, считает топ-менеджер.

Дело в том, что нет законодательства, которое позволяло бы выпускать такие продукты на дороги общего пользования. К тому же, российские производители не входят в список лидеров по количеству выпущенных машин.

«Для сравнения, Hyundai выпускает 7,5 млн. автомобилей в год, а КамАЗ — порядка 38 тыс., — констатирует Ольга Ускова. — Скорее всего, мы потеряли свой автопром, и я не знаю, насколько это восстановимо. Поэтому вряд ли стоит ожидать серьезного прогресса в ближайшее время.

Но беспилотники в нашей стране появятся, причем уже в ближайшие год-два. Это будет там, где не требуется жесткая нормативная база. В сельском хозяйстве. И в городах — это будут автономные рельсовые транспортные средства».

Это тоже интересно:

Анна Вовнякова