«Сурдо-онлайн» — видео-сурдоперевод для глухих и слабослышащих
Алексей Мельник, исполнительный директор и сооснователь
Я не хочу заниматься тем, в чем нет пользы для общества.
До появления этого проекта я года два искал такой, который меня увлечет. Наконец, меня нашел один заказчик с этой идеей и попросил помощи в IT-разработках. Его проект мне понравился, я в него поверил и предложил стать партнером.
Этот стартап — бизнес с социальной миссией. Он вырос из моей личной амбиции создать большой международный проект, который изменит рынок. Я не хочу заниматься тем, в чем нет пользы для общества.
Какие-то наметки на взаимодействие с государством у нас есть, но скорее на информационном уровне. Да, у нас есть хорошие партнеры. Сейчас, например, с «Ростелекомом» нам по пути. Есть институты поддержки, но в основном мы все делаем сами.
Прожить 3-4 месяца на чистом энтузиазме и не видеть результатов довольно тяжело.
В такой сложной деятельности нужно постоянно генерировать результат, показывать команде такие истории, которые подтолкнут ее к новым маленьким победам. Прожить 3-4 месяца на чистом энтузиазме и не видеть результатов довольно тяжело.
К примеру, в этом году мы открыли представительство в Узбекистане, там сейчас идет активное развитие. Мы обслужили сурдопереводом Парадельфийские игры, вся команда там работала. Есть движение, есть маленькие победы. Пусть это медленно, но интересно.
«Мой город» — крупная мобильная платформа с полезной информацией для горожанина
Дмитрий Беговатов, исполнительный директор
Мы увидели, что в малых городах нет современной мобильной площадки для общения жителей города и для местной информации и событий.
Когда мы только начали развивать проект, к нам обращались люди из городов с населением в семь тысяч, десять тысяч. Они увидели в нем своего рода прорыв, потому что еще не было такого приложения, в котором они могли получить всю информацию о городе.
Сейчас мобильная сеть с интернетом проникает в города России очень хорошо и прошла волна китайских дешевых смартфонов, люди стали больше пользоваться телефонами, а не компьютерами. Телефон — это такое устройство, которое позволяет быстро посмотреть свежие новости, узнать о событиях. Взять такой инфолайн, как «Лиза Алерт». Бывали случаи, что приложение помогало найти людей, оповестить о пропаже.
«Мой город» есть даже в Тазовском районе (Ямало-Ненецкий автономный округ). Это небольшой район на крайнем севере, где никогда не было никаких справочников. И люди оценили, что в приложении жители могут общаться друг с другом, местной властью, бизнесом.
Сейчас самое сложное в нашей работе это доносить информацию до людей из нашей команды, поскольку мы работаем с разными городами. Для качественной работы на расстоянии нужно налаживать связь и контролировать, что новая информация правильно усвоена. Сейчас все быстро развивается, поэтому мы постоянно обновляем инструменты взаимодействия с партнерами. Теперь нужны новые форматы, обучающие видео, к примеру. Мы в каком-то смысле даем новую профессию, потому что партнерам приходится разбираться в метрике, дневной посещаемости, они должны вникать в статистику, аналитику.
Важно постоянно внедрять то, что приносит пользу, а не мнить себя новым Цукербергом, который создает новый «фейсбук».
Есть аспекты, которые на нас сильно сказываются. К примеру, блокировки в AppStore. С октября месяца у нас заблокированы обновления на iOS в связи с санкциями. Но «Мой город» — это интернациональная история, у нас есть такие города как Донецк, Луганск, Севастополь.
В нашем деле важно соблюдать баланс доходов и расходов. Мы смотрим, что нужно людям на местах и направляем ресурсы на определенные задачи: где-то новый сервер закупить, где-то человеку деньги заплатить за новый функционал. Важно постоянно внедрять то, что приносит пользу, а не мнить себя новым Цукербергом, который создает новый «фейсбук». Мы поняли, что для нас оптимальный размер города до 200 тысяч (жителей — ред.). В нашем случае совсем иное восприятие продукта, чем у людей в Москве — тут люди уже насытились качественными приложениями такси, доставки еды. Это совсем другой уровень разработки и вложений.
DonorSearch — социальная сеть доноров крови
Руслан Шекуров, исполнительный директор
Как IT-проект наш стартап активно развивается последние два года. Первое время, с 2008 года, это была волонтерская инициатива по поиску доноров крови. Мы поняли, что бесконечный поиск не решит проблему, поэтому нужно заниматься ее причиной. А проблема состоит в том, что люди не регулярно сдают кровь, и иногда донора ищут экстренно. Так мы пришли к формату онлайн-ресурса. Сейчас создавать платформу это актуальная тема во всем мире.
У меня есть вера, что все получится, мне нравится эта идея. И моя задача как СЕО состоит в том, чтобы система работала на самообеспечении.
В России есть государственная Служба крови, у которой монополия на приём доноров. Она долгое время не была представлена в сфере IT. Но к 2018 году, пока мы искали ресурсы для своего проекта, она запустила программу лояльности, приложение с личным кабинетом. И если сначала мы помогали Службе крови и приводили доноров, то теперь наши интересы в сфере IT пересекаются и мы будто бы конкурируем.
С одной стороны, это даже неплохо. Любая конкуренция приводит к появлению нового интересного продукта. Но с другой, госслужба более инертная, она не так быстро изменяется. При это у них намного больше ресурсов, и в этой «схватке» у нас неравные силы. Мы же как IT-стартап можем провести большое количество операций. К примеру, появился Telegram — мы через несколько месяцев выпустили для него стикеры. Как PR-продвижение мы намного эффективнее, чем госслужба. Но текущее руководство Службы крови не идет нам навстречу и не пытается сделать из нас партнёров.
Зато есть Фонд президентских грантов, который нас поддерживает. Мы выиграли уже второй грант на развитие других модулей и направлений для нашей платформы. Также государственный Центр крови, который открыт во многих городах, относится к нам лояльно. Они не предоставляют нам ресурсы и финансы, но могут дать компетенцию и оказать поддержку. Это еще один повод, чтобы мы не сдавались и продолжали экспериментировать.
Смотришь — а люди, которые не знакомы мне и моей команде, говорят о том как помог им этот проект. Это здорово, что мы занимаемся разработками, а проект работает как механизм, и люди находят помощь.
Проблема неорганизованного потока доноров крови мне импонирует, и я готов потратить свои годы, чтобы попробовать ее решить полностью или частично. Донорство это классический стартап. Еще два-три года и мы выйдем к чему-то классному, либо поймем, что это не работает. При этом компетенция у меня и моей команды вырастет, появятся какие-то связи, возможности. Сейчас я могу делиться своим опытом с молодыми ребятами, чтобы они свой путь проходили чуть быстрее.
Как-то «Первый канал» снял сюжет про наш проект. Я не знал, о чем будут говорить люди, которых они интервьюировали — доноры или люди, которым помогли донорством. Смотришь — а люди, которые не знакомы мне и моей команде, говорят о том как помог им этот проект. Это здорово, что мы занимаемся разработками, а проект работает как механизм, и люди находят помощь.
«Нефитнес для колена» — мобильное приложение с упражнениями для коленного сустава
Мария Ашапкина, исполнительный директор
Я профессионально занималась волейболом и сильно повредила коленный сустав. Как только выписалась из клиники, никто не мог отследить мои занятия лечебной физкультурой.
В тот момент появилась идея создать мобильное приложение, которое позволило бы с помощью датчиков смартфона отслеживать правильность движений и под голосовые команды выполнять упражнения. К нему же хотелось добавить веб-сервис, чтобы врач мог контролировать регулярность занятий и рекомендовать очный прием или изменить программу реабилитации. Вся эта цель была направлена на то, чтобы повысить эффективность реабилитации в домашних условиях, пациент же не может все время быть на виду у специалиста.
Мы хотим добавить в свой проект также такое направление, где нужно контролировать движение, в том числе после инфаркта или инсульта. К сожалению, все это узкая тематика, поэтому тяжело найти людей с такими проблемами, где они общаются и на каких форумах сидят. Как правило, они находятся в больницах, поэтому необходимо придумать правильное взаимодействие с поликлиникой. В этом тоже есть некоторые трудности, как это правильно настроить. Другая массовая проблема состоит в том, что люди ленивы. Им проще выпить таблетку, которая малоэффективна, чем заставить себя заниматься лечебной физкультурой. И наша задача сегодня — получить сертификацию именно медицинского приложения.
Мой проект поддерживает Фонд содействия инновациям. Первое финансирование было по программе «У. М. Н. И. К.», а второй раз я выиграла как стартап по программе «Старт». Финансирование сейчас идет от Фонда и при поддержке «ТилТех Капитал» — это венчурный фонд, который специализируется на телемедицине и различных медицинских проектах.
Нас мотивируют отзывы реальных пользователей. К примеру, с нами общается молодой человек, который живет в Санкт-Петербурге. Я считаю, что наша команда помогла избежать ему второй операции, поскольку мы активно с ним общались и знали, что у него болит и что нужно делать в этих случаях. Сейчас он встал на ноги и не нуждается в операции. Мы также видим количество скачиваний. Нас радует, что даже 20 человек в день скачивают приложение.
В нашей команде 5 человек: инженеры, программисты и врачи. Получается, что многие из нас благодаря проекту становятся также авторами научных работ и патентов, программ на ЭВМ. Врачи общаются с пациентами и что-то совершенствуют как медработники. Наш сотрудник Чекушин Александр, ассистент кафедры общей хирургии РязГМУ, тоже внёс медицинский вклад в приложение. Он добавил тестирование на уровень боли, по результатам которого мы смогли создать специальный комплекс упражнений. Мы верим, что наш проект позволит всем специалистам в области ЛФК (лечебная физическая культура) повысить свою эффективность, донести пользу упражнений до большего количества людей, получить новых клиентов.
«Гудсерфинг» — ресурс для поиска волонтёрских стажировок
Илья Попов, исполнительный директор
Наша изначальная мотивация — не бизнес, а спрос, потребность. Мы выросли из пабликов, которые открыли четыре года назад. И уже когда они выросли до 70 тысяч подписчиков, появились партнеры, началась работа.
С государством мы работаем очень активно. Правда, пока бесплатно. Как эксперты в данной области, постоянно получаем приглашения, нас возят за границу — показывают, отчитываются. Сейчас мы ведем работу, чтобы подстроить под себя некоторые законодательные акты. На госсовете озвучим свои предложения и надеемся, что к концу года добьемся желаемого.
Главное в нашем проекте — привлечение команд, потому что даже двое в поле не воины. Еще год назад, когда мы набирали команду, это очень сильно помогло нам, поскольку ребята работают с нами добровольно на волонтерской основе. Когда ты устаешь и где-то можешь расслабиться, это своего рода ресурс, который все равно продолжает действовать. Так что основная задача — это командная поддержка.
Редакция благодарит конкурс журналистов Tech-in-Media и Проект-акселератор Philtech «Рыбаков фонда» за помощь в создании материала.
Это тоже интересно: