НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Мы будем смотреть фильмы и сериалы только в смартфоне?

27 мая 2019
Смартфон не просто стал продолжением нашей руки, но и заменил все, к чему мы привыкли: домашний телефон, плеер, карты, книги. И вот гаджет уже покушается на кино.

Фильмы уходят в гаджеты?

Прежде, чем организовывать похороны, давайте посчитаем. Сервис Netflix сообщает, что в прошлом году 30% его аудитории смотрели контент со смартфонов, а не в телевизоре. В 2016 году эта цифра была в 10%. Потом, впрочем, многие возвращаются к телеку.

У российского Фонда кино также интересные цифры. Совокупный объем рынка кинопроката в 2018 году сократился на 6,2% по сборам и по количеству зрителей. Общее количество проданных билетов — 200,3 млн, а общие кассовые сборы — 50,3 млрд рублей (в 2017 году — 213,5 млн зрителей и 53,6 млрд рублей).

Снимать фильмы на смартфон — обыденное дело. Так экспериментировали дебютанты и динозавры индустрии: Джафар Панахи «Такси», «Три лица»), Мишель Гондри «Наука сна», «Вечное сияние чистого разума» ) и Стивен Содерберг ( «Одиннадцать друзей Оушена», «Траффик»). А последнюю «айфонную» работу Содерберга вообще продвигает легендарный «Двадцатый Век Фокс».

Можно ли говорить о том, что все эти показатели убедительны, и смартфон действительно пробирается в киносферу, чтобы ею полностью завладеть?

Об этом мы поговорили с участниками индустрии кино: режиссером, кинопрокатчиком и кинокритиками.

Безусловно, кино поменяется: оно уже адаптируется что есть сил под малый экран, возможно, даже экран смартфона (хотя еще далеко не все можно снять для него так, чтобы можно было разглядеть). 
Егор БеликовКинокритик, шеф-редактор сайта «Искусство кино»

Оффлайн-показы, конечно, останутся как свидетель ушедшей эпохи: и показы с пленки, и просто премьеры на широком экране сохранят свою популярность. Но кинотеатрам или даже кинопаркам будущего нужно будет пообещать что-то большее, чем просто экран, а новый экспириенс, который зритель на Netflix получить не сможет, и дело совсем не в интерактивном кино, где можно выбирать ход развития сюжета (это все как раз останется в онлайне и в качестве игр на приставках).

Я говорю о чем-то кардинально новом, например, о том, что продемонстрировал Хржановский в «Дау»: пусть его фильмы — это всего лишь фильмы (зато какие), но гарантировать те условия, при которых эти картины и смежные аттракционы окажутся для зрителя крышесносными, можно только на специально оборудованной площадке, в парке псевдосоветского периода. Я думаю, что режиссеры, продюсеры и студии продолжат исследовать непаханое поле перформансивного и инсталляционного кино, граничащего с современным галерейным искусством.

Кино никуда не уходит. Это два совершенно разных вида кинопросмотра.
Александр БукреевРуководитель киноцентра «Домжур»

Яркий пример — «Зеленая книга», хоть фильм и вышел в цифре и в онлайн кинотеатрах, он до сих пор собирает зрителей в кинотеатрах. Говорить о том, что сериалы убьют кинопоказ тоже нельзя. Сейчас возникла новая тенденция, когда в кинотеатрах показывают первую или заключительную серию того или иного сериала.

Меняется рынок и выживут те кинотеатры, которые подстроятся под данные изменения. Также меняется аудитория. Средний возраст населения России — 41 год, это взрослая серьезная аудитория, которая любят смотреть «умные» фильмы. Они не пойдут на ужастики и стрелялки. Поэтому и растет доля выручки кинотеатров от фестивального, документального, альтернативного кино.

Особенность киноцентра «ДомЖур» именно в этом. Также мы делаем упор на взаимодействие со зрителем: показ фильмов на языке оригинала, языковые встречи, кинолекторий, спецпоказы. И уж конечно, сам кинопоказ никуда не денется. Ведь что такое просмотр фильма в кинотеатре? Это демонстрация контента высокого качества с эффектом присутствия. Например, в нашем кинотеатре шел арт-фильм «Микеланджело. Бесконечность». А как можно любоваться красотами музеев Ватикана на экране смартфона?

Мне не кажется, что смартфон убьёт большой экран. Просто тот будет все больше дрейфовать в сторону аттракционов, а маленький экран — в сторону экспериментов и поисков нового нарратива.
Евгений ТкачёвРедактор рубрики «Кино» на afisha.ru

Тут прежде надо решить, что мы договорились называть «кино»: киноаттракционы студии «Марвел» или фильмы стримингового сервиса «Нетфликс», потому что это принципиально разные контенты. Фильмы «Нетфликса» удобно смотреть на смартфоне, так как они (если не брать в расчёт «Рому» Альфонсо Куарона) не больно-то предназначены для больших экранов. Чаще всего это жанровые, интеллектуальные или экспериментальные картины, которые прекрасно чувствуют себя и на маленьком экранчике. Другое дело — блокбастеры и кинокомиксы, зрелищность которых в полной мере можно оценить только в кинотеатрах (и особенно в залах IMAX). То есть это два совершенно разных способа развлечения, которые не противоречат, а дополняют друг друга. И то, и другое — кино, просто преследующее разные цели.

Вместе с тем еще стоит заметить, что кино на смартфоне (или на любом другом носителе: от ПК до планшета) может подарить экспириенс, который не может подарить мультиплекс. Я сейчас говорю об интерактивном кино, в котором зритель перестает быть зрителем, а становится соучастником событий, как, например, в сериале «Мозаика» Стивена Содерберга на HBO или в интерактивном эпизоде «Чёрного зеркала» на «Нетфликсе». Это все безумно интересный опыт (впору говорить не посмотрел, а прошел кино, как видеоигру), который пока нельзя получить при посещении кинотеатра — и в этом смысле смартфон выигрывает у большого экрана.

В общем, мне не кажется, что смартфон убьёт большой экран. Просто тот будет все больше дрейфовать в сторону аттракционов, а маленький экран — в сторону экспериментов и поисков нового нарратива.

Удешевление и упрощение производства кино — это естественный процесс эволюции кинематографа. Не нужно бояться смартфонизации и бороться с ней. Нужно ее использовать.
Сергей ЦыссРежиссер, художник, основатель компании «Механиум — интерактивные экспонаты для музеев»

Когда речь заходит о смартфонах и кино, я обычно привожу в пример собственное наблюдение, которое я смог сделать за свою довольно долгую карьеру на телевидении и в кино.

Начиная с 90-х годов основным стандартом цифровой съемки был BETACAM, это такие огромные камеры с длинными объективами, которые, сгибаясь под их тяжестью, носили телеоператоры. Запись там велась на кассеты, монтировалось все с помощью прямой склейки с двух плееров на мастер-рекордер. Ни о каких спецэффектах речи не шло, главное было физически собрать из кусочков видео, а со звуком уложиться в четыре дорожки. Стоимость базового съемочно-монтажного комплекта BETACAM доходила до нескольких сотен тысяч долларов. Комплект аналогичной цифровой киноаппаратуры мог стоить уже миллионы.

Прошло чуть больше десяти лет... Теперь мы в кармане носим смартфоны, позволяющие снимать видео с качеством в пять раз лучше, чем BETACAM и сравнимым с кино. При стоимости в пару сотен долларов, смартфон представляет собой полностью закрытый цикл продакшена, от съемок до монтажа высочайшего качества. Флагманы Apple и Samsung умеют снимать в форматах видео достаточных для кинопоказов в больших залах.

В каком-то смысле, единственное, что отделяет нас от премии «Оскар» в наше время, это мы сами. Наш талант, трудолюбие, умение рассказывать истории и снимать кино, так как все остальное уже лежит в вашем кармане в виде волшебного смартфона! Так что, с моей точки зрения, удешевление и упрощение производства кино, это естественный процесс эволюции кинематографа. Не нужно бояться смартфонизации и бороться с ней. Нужно ее использовать.

Под влиянием технологий кино, конечно, будет меняться, новые форматы будут появляться и исчезать, а искусство останется!
Роман ДорофеевДиректор по кинопрокату телевизионного агентства «Русский репортаж»

Безусловно, в связи с появлением большого количества гаджетов, кино будет появляться и там, но это абсолютно не значит, что оно уйдет окончательно в смартфоны. Давайте заглянем в историю: кино, несмотря на кажущуюся простоту и дешевизну, дело очень дорогое, и обеспечить качественный кинопоказ стоит немалых средств. Вспомним прошлое: помимо качественных показов с 35 мм в кинотеатрах существовали: показы фильмов по ТВ, показы с «узкой» пленки 16 мм и даже такое явление, как диафильмы. Затем началась эпоха видео: VHS, DVD, BD. Все это существенно экономило стоимость кинопоказа и расширяло аудитории, позволяло большему количеству зрителей увидеть фильм. Примерно те же явления происходят и сейчас: кино вышло в интернет: VOD, показы в самолетах и так далее.

Количество контента в связи с переходом на «цифру» резко увеличилось. Для продвижения используется тот же интернет. Уже целые поколения людей, особенно живущих в отдаленных населенных пунктах, не знают, что такое ходить в кино, и не готовы тратить деньги на это. И все же, прослойка зрителей, предпочитающих смотреть кино на большом экране, велика: тому доказательство — бесчисленное количество кинофестивалей, открывающихся каждый год. Наша компания занимается выпуском отличающегося от мейнстрима контента, хотя у нас есть и кино для широкого проката, и я часто ловлю себя на мысли, что некоторые наши фильмы просто необходимо смотреть в кинотеатре.

11 апреля мы выпустили фантастический триллер «Высшее общество» с Робертом Паттинсоном в главной роли, фильм не стали отдавать на Каннский кинофестиваль именно из-за того, что не были «отшлифованы» спецэффекты, уверен, что лишь на большом экране можно будет оценить не только актерскую игру звезд мирового кино (в фильме также играют Жюльет Бинош и Миа Гот), но и всю палитру спецэффектов, над которыми трудилась режиссер Клер Дени в течение столь долгого времени. Следующий наш релиз «Золотая перчатка» сравнивают с «Домом, который построил Джек» Ларса фон Триера, смотреть такое кино лучше подготовленным и именно в кинозале, чтобы наблюдать за реакцией зрителя, ведь это вдвойне интересно! Но если такой возможности нет, можно посмотреть и дома, равнодушным точно никто не останется.

В любом случае, что бы ни делал Netflix или другие интернет-сервисы, кино останется в кинотеатре, изменяться могут только его объемы. И грамотное репертуарное планирование, постановка альтернативного контента, работа на разную аудиторию, в том числе и возрастную, позволит сохранить площадки и удержаться на плаву. Увы, не все кинотеатры это понимают, работают по принципу «ставим только блокбастеры — они лучше всего собирают». Именно такая политика снижает посещаемость и снижает интерес к площадке, и тут подключаются конкуренты. Под влиянием технологий кино, конечно, будет меняться, новые форматы будут появляться и исчезать, а искусство останется!

Это тоже интересно:

Анна Векшина