Борьба с глобальным потеплением заставляет человечество пересматривать свои традиционные практики. Да, запасов угля, нефти и газа в недрах планеты еще достаточно. Но их использование в качестве топлива чревато коллапсом цивилизации — о парниковом эффекте не слышали и не читали только в самых дремучих племенах.
Возобновляемую энергетику часто недооценивают — мол, она способна быть только придатком традиционной. Но по оценкам экспертов, запасы возобновляемой энергии в России составляют примерно 270 миллионов тонн условной нефти в год. Это почти половина реальной нефти, которая была добыта в России за 2018 год (555 миллионов тонн). То есть, чисто теоретически половину нашей нефти могли бы заменить Солнце, ветер и горячие источники.
Часть этих ресурсов жестко локализована и актуальна лишь для малой части территории страны. Например, геотермальная энергия (основана на использовании недр Земли), которую развивают на Камчатке, или энергия приливов. Реальной заменой ископаемому топливу могут быть ветер и солнечная радиация.
Какова ситуация на данный момент?
Отказ от традиционных источников топлива усложняется из-за того, что газ и нефть — одни из главных источников российского экспорта. Наверняка топливные лоббисты не слишком заинтересованы в том, чтобы их подвинули — пусть даже и человечеству во благо. А много ли лоббистов у возобновляемой энергетики?
К тому же относительно низкие цены на электроэнергию, полученную традиционным путем, никак не стимулируют развитие отрасли. Например, в Башкирии (это один из немногих регионов России, где есть все типы источников возобновляемой энергии) средняя себестоимость 1 кВтч электроэнергии, полученного из альтернативных источников, — 6,34 рубля, тогда как для традиционных ТЭЦ и ГРЭС этот показатель всего-то 1,49 руб./кВтч. Казалось бы зачем шевелиться, если разница в 4 раза?
Тем не менее, альтернативная энергетика развивается — пусть и с отставанием от плановых показателей. Если в 2014-2016 годах в России были введены в строй объекты возобновляемой энергетики мощностью около 130 МВт, то за один только 2017 год эта цифра составила 140 МВт. Более 100 МВт дают новые солнечные электростанции, а 35 МВт приходятся на ветропарк в Ульяновской области.
Солнечная энергетика в России
О перспективах солнечной энергетики в РФ часто отзываются скептически. Но ведь в отдельных регионах страны уровень инсоляции соответствует показателям на юге Германии и на севере Испании. Кавказ, Алтай, Краснодарский край, Южная Сибирь, Забайкалье — среднегодовой приход солнечной радиации здесь на уровне стран-лидеров по внедрению солнечной энергетики.
В прошлом году была введена в строй самая мощная солнечная электростанция в России — Сорочинская СЭС «Уран» мощностью 60 МВт. Похоже, что солнечная энергетика постепенно «откусывает» свою небольшую, но заметную долю на российском энергетическом рынке. Планируется, что к 2023 году суммарная мощность СЭС в России достигнет 1,5 ГВт. Примерно такая же мощность у Белоярской АЭС, самой старой атомной электростанции в РФ. По состоянию на 01.01.2018 этот показатель был меньше почти что втрое — 534 МВт.
Ветровая энергетика
Ветровая энергетика от солнечной пока что заметно отстает. И это несмотря на то, что СССР был одним из пионеров в этой отрасли. Так, в 1931 году именно в Союзе была построена первая в мире ветряная электростанция с инерционным аккумулятором. Хотя она и проработала всего лишь 5 лет, и со смертью создателя Анатолия Уфимцева превратилась в музейный объект, но при этом отличалась на редкость прогрессивной для тех лет конструкцией.
Ветростанция А. Г. Уфимцева — первая и единственная в мире, способная давать вполне выровненную электроэнергию от беспорядочных порывов ветра.
Среди всех отраслей производства электроэнергии именно ветровая показывает наибольшие темпы роста. По данным системного оператора Единой энергетической системы РФ, российские ветроэлектростанции в 2018 году суммарно выработали 217,8 миллионов киловатт-часов электроэнергии — и это на 66% больше, чем за 2017 год. Для сравнения, прирост по выработке электроэнергии на СЭС (солнечных электростанциях) за этот же период времени составил 34,7%.
Тем не менее, 217 миллионов — это просто капля в море, 0,02% от общего количества электроэнергии, которое произведено в стране за прошлый год. Для сравнения: по данным отчета Renewables 2018 Global Status Report вклад ветровой энергетики в общемировую выработку составляет 5,6%. Разница более чем в 200 раз.
А ведь Россия обладает самыми большим в мире техническим и экономическим потенциалом энергии ветра — 16500 ТВт∙ч/год. Этот потенциал не используется и близко по ряду причин. Согласно отчету «Перспективы ветроэнергетического рынка в России», подготовленному в 2017 Романом Денисовым и Штефаном Гзенгером, это несовершенство законодательной базы, которая не учитывает специфику возобновляемых источников энергии, сложность с изменением статуса земель, пригодных для строительства ветропарков и общая нехватка инвесторов и инвестиций.
Пока себестоимость киловатта энергии, полученного из альтернативных источников, не сравняется со стоимость киловатта, выработанного на ТЭС или ГРЭС, отрасль будет оставаться дотационной. Да и мировые тренды добычи газа и нефти говорят о том, что глобальный отказ от ископаемого топлива еще за горизонтом.
Поменять ситуацию может глобальное потепление и связанные с ним экологические проблемы. Скоро человечество может преодолеть критическую отметку — повышение средней температуры на 2 градуса Цельсия в сравнении с доиндустриальной эрой. Традиционная энергетика вносит в этот процесс свой заметный вклад — и это может стать стимулом для отказа от нее.
Это тоже интересно: