НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Запрет на использование смартфонов в школах: есть ли смысл?

17 июня 2019
Гаджеты на уроках — полезный инструмент или демон, отвращающий от учебы?

Россия: отставить телефоны

В 2018 году Всероссийский центр изучения общественного мнения провел среди россиян опрос на тему того, стоит ли запретить школьникам использовать смартфоны в школе. Результаты не удивляют: 73% опрошенных твердо высказались в пользу запрета. При этом процент людей, которые уверены в том, что смартфоны отрицательно влияют на учебу, еще выше — 83%.

Действительно, смартфон — это неимоверный отвлекающий фактор. Противостоять ему могут только морально крепкие школьники — ну или те, кому на уроках так интересно, что больше и думать ни о чем не хочется. Но вторая категория, увы, в меньшинстве.

При этом стремление отобрать мобильники у детей не рассматривается как некая репрессивная мера. Директор ВЦИОМ Валерий Федоров, комментируя результаты опроса, заявил, что ограничение на использование смартфонов нужно рассматривать «как способ повысить их (детей — Ред.) концентрацию на учебном процессе», а не как репрессивные меры или вторжение в личное пространство.

В пользу запрета высказалась и министр просвещения РФ Ольга Васильева. По словам чиновницы, в современных российских школах хватает всего, чтобы заменить смартфон — а позвонить родителям, если что, можно и с учительского телефона.

«Я приветствую решение запретить использование смартфонов в школе вообще, даже на переменах», — говорит учитель начальных классов из Воронежа Ольга Вязовская. Педагог отмечает, что это особенно важно для учеников начальных классов. Вязовская подметила, что дети, которые проводят все время между уроками, залипая в мобильный телефон, потом не могут сконцентрироваться на учебе. Как говорит сама Ольга, родители учеников ее инициативу в большинстве своем горячо поддержали.

Как решают проблему в других странах

Пока у нас консультируются с народом, в Европе пытаются решить проблему. С 1 сентября 2018 года во Франции действует закон, согласно которому пользование мобильными телефонами в школах запрещено. Эта норма также распространяется и на планшеты со смарт-часами. Некоторые исключения возможны только для детей с ограниченными возможностями.

Впрочем, как именно выполняется запрет в каждом конкретном учебном заведении, решает его администрация. Кто-то просто предписывает детям выключать устройства, а в некоторых школах завели специальные контейнеры, в которые ученики складывают свои гаджеты перед началом учебного дня. Кстати, именно на местный опыт ссылалась Ольга Васильева, аргументируя свою позицию по поводу запрета смартфонов.

Эта практика понемногу внедряется и в других странах. Например, канадская провинция Онтарио также приняла решение запретить учащимся школ пользоваться смартфонами. Местные власти не скрывают, что вдохновлялись как раз французским примером.

Многие школы Калифорнии ввели «смартфонный бан» в индивидуальном порядке — и руководство штата всерьез задумывается о том, чтобы сделать эту норму обязательной для всех. По словам чиновников, о такой мере просят сами родители школьников, обеспокоенные кибербуллингом (травлей в соцсетях) и сетевым мошенничеством.

Что говорят ученые

Сторонники запрета подкрепляют свою позицию цифрами. Согласно исследованию, проведенному в 2015 году Лондонской школой экономики и политологии, запрет на пользование смартфонами в британских школах улучшил успеваемость детей на 6,4%. При этом наиболее заметный эффект наблюдался в группе неуспевающих школьников — после избавления от «смартфонной гири» их оценки в тестах улучшились на 14,6%. А вот в группе успевающих студентов изменения не выходили за рамки погрешности.

Мобильные телефоны помогут студентам оценить собственные успехи, помочь выбрать верный путь и разобраться в собственных интересах.

Во всеобщем хоре голосов, требующих запрета, теряются голоса критиков подобного решения. Но таковые есть. «Запрет смартфонов контрпродуктивен», — пишет в своей статье Джейми Брукер, сооснователь игровой обучающей платформы Kahoot! По мнению Брукера, подобная мера вызовет у школьников еще более сильное отторжение от процесса обучения, который и без того им не слишком интересен — раз уж они так сильно отвлекаются.

«Мобильные телефоны помогут студентам оценить свои успехи, выбрать верный путь и разобраться в собственных интересах. [...] Это устройства, которые обеспечивают выработку творческого подхода и навыки решения проблем — умения, необходимые в постоянно меняющемся и мире», — пишет Брукер. Как знать, возможно, когда-нибудь мы к этому придем.

Российские противники запрета

И отличники, и хорошисты, и троечники, когда им становится скучно, переключаются на экран смартфона.

В России тоже не все одобряют возможный смартфонный бан. Ученые из института образования НИУ ВШЭ Катерина Поливанова и Диана Королева опубликовали по этому поводу статью «Социальные сети как новая практика развития городских подростков». Они утверждают, что школьное образование переживает так называемую «третью волну информатизации», в которой впервые инициатива исходит снизу — от учеников, а не от учителей.

По мнению исследователей, система запретов, которые устанавливают в школах, никак не способствует улучшению успеваемости — а наоборот, ведет к отчуждению школьников. А телефон в руках это не повод для наказания, а важный маркер для педагога: он теряет внимание учеников. «И отличники, и хорошисты, и троечники, когда им становится скучно, переключаются на экран смартфона», — резюмирует Диана Королева.

Отбирая смартфон, мы нарушаем личное пространство ребенка.

Схожей точки зрения придерживается Евгений Ямбург — заслуженный учитель РФ, автор и разработчик адаптивной модели школы. По мнению педагога, отбирая смартфон, мы нарушаем личное пространство ребенка, а единственный рецепт от залипания в экран — «грамотное, интересное, глубокое преподавание».

«Лично я считаю, что дети должны пользоваться гаджетами как можно меньше — как дома, так и в школе. Вот только запрет — не выход», — говорит Галина Солдатова, профессор кафедры психологии личности в МГУ им. М.В. Ломоносова. По ее мнению, родители и педагоги должны сообща формировать «просвещенное» отношение к гаджетам и виртуальному миру — как к утилитарному предмету, делающему жизнь более удобной. Духовное и физическое развитие ребенка должно быть на первом плане — и если все в порядке, то с цифровым развитием школьник разберется сам.

Это тоже интересно: