НовостиОбзорыГаджеты для красотыГик-календарь 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросы

Это бомба! Почему возможный ядерный апокалипсис уже никого не пугает

25 июня 2019
«Ядерный апокалипсис», «глобальное уничтожение», «атомная зима» — нам всем так долго об этом кричали, что надоело слушать.

Когда все началось

16 июля 1945 года в рамках знаменитого Манхэттенского проекта прошло первое испытание ядерного оружия. Плутониевая бомба «Гаджет» (во времена, когда о гаджетах еще только мечтали, это можно было бы перевести как «штуковина») была взорвана на полигоне в пустыне Аламогордо (штат Нью-Мехико). Мощность взрыва составила 21 килотонну в тротиловом эквиваленте.

Менее чем через два месяца бомбы того же типа, что и «Гаджет», были сброшены на Хиросиму и Нагасаки. Это событие фактически положило конец Второй Мировой — уже через 6 дней после сброса бомбы на Нагасаки японцы объявили о капитуляции. Да, ядерная бомба помогла окончить одну из самых разрушительных войн в истории человечества — и едва не смела с лица Земли целую страну.

Жуткие фото ядерных взрывов. Галерея (18+)

Под дамокловым мечом атомного оружия

Началась новая эпоха — эпоха страха. Возможный ядерный апокалипсис пугал человечество больше, чем любые другие угрозы. Пожалуй, возможное применение ядерного оружия сделало гораздо больше для эскалации Холодной Войны. Не на политическом уровне, а в умах простых людей. Как вообще доверять другой нации, если их представители могут в любой момент стереть в порошок целый народ, уничтожить всю страну?

То, как возможная катастрофа пугала человечество, видно в художественных фильмах и литературе. Один из самых узнаваемых образов того времени — белые тени на стене чудом уцелевшего дома из рассказа Рея Брэдбери «Будет ласковый дождь»: все, что напоминает о человеке после ядерного взрыва. Кинематограф того времени тоже часто обращался к теме «атомного пушного зверька»: «Система безопасности», «День, когда загорелась Земля», «На берегу» и знаменитый «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу» — дикая смесь страхов перед атомным оружием, перед русскими, перед самими американцами, перед миром, в котором приходится жить под дамокловым мечом атомного распада.

Пока обыватели прятали свой страх и пытались жить, ученые пробовали как-то повлиять на мировые правительства. В 1947 году та же команда физиков-ядерщиков, которая работала над Манхэттенским проектом, запустила Часы Судного Дня. Виртуальный циферблат показывал время, оставшееся до наступления полного и безоговорочного ядерного апокалипсиса.

Изначально стрелки часов показывали «без семи минут полночь». Уже в 1953 до катаклизма оставалось лишь две условные минуты. Как раз в этом году и в США, и в СССР прошли испытания термоядерных бомб. Кстати, сегодня, после всех пертурбаций, на часах снова 23:58. Как мы дошли до такой жизни?

Наращивание ядерного вооружения

Первая серьезная попытка ограничить развитие ядерного вооружения была предпринята в 1968 году. Тогда Генеральная ассамблея ООН одобрила договор о нераспространении ядерного оружия. Уже в 1968 году его подписали США, СССР и Великобритания — три из пяти стран, обладавших к тому моменту подобным оружием.

Правда, как показали последующие события, большого смысла в этом договоре не было. Страны, которые могли себе позволить создание таких технологий и обладали соответствующим инженерно-научным потенциалом, к тому моменту уже создали смертельное оружие. Фактически договор о нераспространении ознаменовал создание ядерного клуба — стран, которые пытались обезопасить себя от конкурентов, при этом сами соответствующие технологии развивали.

Позже к этому клубу присоединились и государства, которые отказывались подписать договор или же отозвали свою подпись. Индия, Пакистан, КНДР и, возможно, Израиль с Ираном решили, что ядерная дубинка — лучше показного миролюбия.

Впоследствии от ядерных бомб мы перешли к ракетам с ядерными боеголовками. Пока существовал СССР, гонка вооружений заставляла две мировые сверхдержавы непрерывно и постоянно увеличивать количество ядерных зарядов. Например, к моменту подписания первого Договора об ограничении стратегических вооружений в 1972 году у США было в наличии 1710 ракет с ядерными боеголовками — достаточно, чтобы убрать с карты мира не только Советский Союз, но и вообще всех, кроме тараканов.

Ядерный паралич

Сейчас суммарное количество боеголовок, которое хранится на Земле, в 17 раз больше, чем требуется для победы в условном ядерном конфликте и эффективного проведения «политики сдерживания». К такому выводу пришли американцы Джошуа Пирс и Дэвид Денкенбергер. Ядерные державы обладают 15 000 ядерных снарядов, половина из них — у России.

Пирс и Денкенбергер смоделировали несколько возможных сценариев ядерного конфликта. Например, если США отправит в подарок Китаю хотя бы сотню ядерных боеголовок, и они успешно достигнут цели — это может стать причиной так называемой «ядерной осени». Средняя температура на Земле упадет на 1 градус, в атмосферу поднимутся облака радиоактивной пыли, а производство продовольствия в мире упадет на 20%.

Если же США обрушит на Китай половину из 6000 боеголовок, которые у них сейчас есть — случится настоящий апокалипсис. Число жертв в Китае достигнет 140 миллионов человек, в США погибнут около 5 миллионов. Но и тем, кто выживет, не поздоровится: весь мир будет ввергнут в хаос, и люди станут вымирать из-за голода, болезней и локальных войн за ресурсы.

Почему же сегодня это никого не пугает?

Во-первых, мальчик слишком долго кричал: «Волки!». Всех нас так долго пугали ядерным оружием, что примени его кто-нибудь на практике, наверняка многие люди начнут делать селфи на фоне взрывов.

Во-вторых, возникла ситуация, которую можно назвать «ядерным параличом». Любая из стран, которая попытается обрушить свою смертельную мощь на противника, пострадает сама. Если ракет будет недостаточно — даже агонизирующий враг наверняка сумеет ответить. Если ракет будет слишком много — конец света будет глобальным. Страна, применившая ЯО, не только уничтожит противника, но и осуществит при этом попытку самоубийства.

Похоже, что ядерное оружие превращается в ружье, которое висит на сцене впустую. Наверное, ни один мировой правитель, пусть он даже выглядит совершенно безумным диктатором, не рискнет из этого ружья выстрелить — самому-то хочется жить.

Это тоже интересно: