Практичная реклама
По дизайну продукция Apple отличается минимализмом. Любой элемент корпуса устройства прежде всего функционален — это базовый принцип компании.
Похожим образом Apple подходила к рекламе смартфона — она не только привлекала внимание к продукции, но и была практична.
После выхода первого iPhone вышел ряд рекламных роликов под названием «How to». Они представляли собой просто гайды — в них показывались базовые команды на смартфоне. iPhone был революционным устройством — с сенсорным экраном и своей операционной системой. Логично показать в рекламе, как это все работает.
Аналогичным образом рекламировались магазин приложений App Store и первое поколение iPad — в ролике показывались исключительно наборы функций софта или устройства.
Видео-гайды — один из любимых форматов компании. Они выпускаются и в 2019 году. Apple, к примеру, показывала, на что способна камера последних iPhone: контроль степени размытости фона на готовом снимке и прочее. Впрочем, их ценность снизилась. Первый iPhone и App Store перевернули индустрию, в 2019 вряд ли какая-нибудь функция удивит пользователей.
Реклама — не главное
Реклама Apple крайне скромна. Трудно вспомнить яркую кампанию с вирусными роликами. Суть в том, что Apple никогда не ставила рекламу главным способом продвижения своих устройств. Один из принципов Стива Джобса — хороший продукт продает себя сам.
В России на телевидении первая реклама «яблочной» продукции появилась в 2014 году, в роликах продвигали iPhone 6 и 6 Plus. Тем не менее, смартфоны компании пользовались популярностью в нашей стране. Люди покупали даже первую модель iPhone, официально не продававшуюся в России.
Нельзя сказать, что Apple полностью игнорировала рекламное продвижение iPhone в России. Рекламные ролики частично заменили видео с презентации устройств. Тут происходит подмена понятий.
Стив Джобс нередко произносил яркие запоминающиеся фразы, которые благодаря развитию интернета и соцсетей разлетались по всему миру. Это та же реклама, только лучше замаскированная.
Защита данных, пока все их продают
Если Apple выходит с рекламой своей продукции, то делает это мощно и агрессивно в сторону слабых мест конкурентов. Яркий показатель — конфиденциальность iPhone.
В выставке CES 2019 компания не участвовала, но прорекламировала свои смартфоны. Перед зданием, где проходило мероприятие, производитель вывесил баннер с рекламой конфиденциальности в iPhone и слоганом «Всё, что происходит на вашем iPhone, остаётся на вашем iPhone.
Подобные стенды минувшим летом появились в Германии, на аналогичную тему компания выпускала ряд роликов на Youtube. Да, приватность — то, чем компания гордится больше всего.
Операционные системы Apple неидеальны, но в плане защиты конфиденциальности они надежнее конкурентов. Как минимум, потому что на них не работают вирусы. Кроме того, компания считает Face ID самым надежным сканером лица на рынке смартфонов.
О важности защиты данных говорил Тим Кук в колонке для журнала TIME: «В 2019 году пришло время отстаивать право на неприкосновенность частной жизни — вашей, моей, нашей. Пользователям не стоит мириться с тем, что компании безответственно собирают огромное количество данных с их профилей. Утечки данных кажутся неконтролируемыми, словно исчезает возможность контролировать нашу цифровую жизнь. Эта проблема решаема — она не слишком велика, не слишком сложна и не слишком запущена. Инновации, прорывные идеи и великолепные функции могут идти рука об руку с конфиденциальностью пользователя — и именно так нужно это делать. От этого зависит реализация потенциала технологий».
Впрочем, внимание к защите данных может быть обычным популизмом. В 2014 году безопасность Apple не сохранила данные десятков знаменитостей, и их личные фотографии были слиты в интернет. С 2016 года в США разгораются скандалы на фоне утечек личных данных пользователей из сервисов популярных компаний, вроде Facebook и Google. И пока компании цинично продают данные людей, Тим Кук говорит о важности защиты данных для людей и индустрии технологий.
Как отвечают Apple
Компания из Купертино чаще становится предметом насмешек в рекламе других брендов, чем троллит сама. Производители не упускают момента припомнить любой провал конкурента или недостаток их устройств. Агрессивнее других на ошибки и спорные решения Apple указывает Samsung.
Корейский гигант в роликах подмечает основные черты продукции компании или ее фанатов. К примеру, в 2011 и 2012 годах на рекламных видео изображены стоящие в очереди за iPhone люди. Неожиданно они замечают человека с Galaxy S2 и Galaxy S3 соответственно и начинают интересоваться устройством.
Аналогичным образом Samsung напоминает конкуренту о его спорных решениях. С 2016 года она напоминала об отказе от разъема для наушников и последующих неудобствах для пользователей. Правда, летом 2019 года компания сама отказалась от порта в Galaxy Note 10 и Note 10+. Реклама с указанием на недостатки отказа от разъема начала удаляться.
Есть и другие яркие кампании против Apple.
«Челка»
Главный элемент дизайна современных iPhone воспринимается неоднозначно. С одной стороны, это способ разместить селфи-камеру, сканер лица, динамик и несколько датчиков, одновременно не утолщая рамки. С другой стороны, «бровь» сильно бросается в глаза и выглядит нелепо.
Естественно, конкуренты заняли позицию второй стороны и выкрутили накал ситуации на максимум. Летом 2018 года рекламную кампанию против «челки» устроил Samsung. Корейцы стали одной из немногих компаний, игнорировавшей вырезы в верхней части экрана.
Аккумулятор
За исключением iPhone 8 Plus и XR минус смартфонов Apple — автономность. Активнее всех на этот недостаток указывает Huawei, чьи смартфоны наоборот одни из лучших с точки зрения времени работы без подзарядки.
В рекламном ролике флагмана Mate 10 Pro компания показала, какие неудобства приносит низкая автономность: постоянный поиск розетки, болтающийся пауэрбанк и прочее. Конкурентов не упоминали напрямую, но все понимали, в чью сторону был направлен троллинг.
Более прямолинейно компания поступила осенью 2018 года в Сингапуре возле местного Apple Store. В очереди за iPhone XS и XS Max представители компании бесплатно раздали ее участникам пауэрбанки.
Замедление
В конце 2017 года Apple призналась в умышленном замедлении своих смартфонов. Позже в конце 2018 года итальянский регулятор оштрафовал компанию из Купертино и Samsung суммарно на 15 млн евро за искусственное замедление старых смартфонов.
На инфоповод среагировала Huawei. Компания опубликовала твит с рекламой Huawei Mate 20 Pro под слоганом «Выходит быстрым, остается быстрым». Никакой конкретики, но всем все понятно!
Напоминали о грехах Apple и в Samsung. В рекламной компании говорилось, что с «замедленным» iPhone пользователю гарантированы неудобства в самый ответственный момент. К примеру, в аэропорту. Правда, сравнение не самое честное — старому iPhone 6 противопоставлялся тогда самый современный Galaxy S9+.
Когда начинаешь говорить об iPhone и другой продукции Apple, прежде всего вспоминаются удобная iOS, лаконичный дизайн корпуса и яркие презентации. Реклама — последнее, что приходит в голову. Компания оправдывает принцип Стива Джобса: хороший продукт продает сам себя.
Куда сильнее бросается в глаза антиреклама конкурентов. Но это еще больше доказывает величие компании: если любое спорное решение открыто высмеивают конкуренты, компания слишком сильно влияет на индустрию смартфонов.
Следите за главным мировым анонсом вместе с нами — в специальном разделе!
10 сентября в 20:00 по московскому времени смотрите трансляцию на русском языке с профессиональным переводом. Подпишитесь, чтобы не пропустить