НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Непрофессионализм или саботаж? Как американская экономия и индийская халатность привели к крупнейшей в истории техногенной катастрофе

30 октября 2019
Техногенные катастрофы не случаются внезапно. Они — результат целой цепочки событий, и не на всех из них возможно повлиять. Масштабная утечка газа, произошедшая в Центральной Индии в 1984 году, к таким примерам не относится. Десятки тысяч жертв стали ценой обыкновенной халатности.

В 70-х годах прошлого века Индия начала программу по привлечению инвестиций в страну. Одним из ключевых направлений стало развитие сельского хозяйства, для которого требовались дешевые пестициды. По контракту с американской компанией Union Carbide был построен завод в городе Бхопал, занимавшийся их производством.

Просто бизнес

В период до катастрофы Индия переживала не лучшие времена. Как любая страна с молодой демократией, она страдала всеми характерными недугами — фальсификации на выборах, давление на СМИ, аресты и убийства политических противников, кумовство и концентрация власти в руках одной правящей партии.

Еще одним осложняющим фактором стало то, что в 1974 году правительство Индии приняло Закон о регулировании иностранного капитала. Он требовал, чтобы ни одна иностранная компания не могла владеть более 40% акций индийского предприятия. Union Carbide на такой шаг пойти не могла и сумела выторговать у правительства 50,9% на свой филиал — Union Carbide India Limited. После этого компания согласилась производить в стране метилизоцианат.

Со временем предприятие стало невыгодным. В Индии появилось множество конкурентов, а затем даже началась засуха, сделавшая пестициды невостребованными. Из-за этого руководство решило сократить расходы.

После почти 15 лет работы предприятие собрались попросту продать. К тому времени оборудование уже устарело и не соответствовало современным нормам безопасности. Однако руководство не сочло необходимым закупать новое.

Все это время рабочие трудились со старой техникой и уже привыкли к периодическим сбоям системы и небольшим утечкам. Кроме того, у многих попросту не хватало квалификации, так как власти по всей Индии реализовывали «позитивные программы» по замене иностранных специалистов на местных жителей. То же обязательство было у Union Carbide. Зачастую людей набирали по блату.

Такая небольшая утечка как раз произошла в ночь на 3 декабря 1984 года. На заводе хранились одни из самых ядовитых химикатов в мире. Фосген, использовавшийся во времена Первой мировой войны как оружие, и метилизоцианат (MIC), который применяли для производства инсектицида Севина. Они находились в баках, закопанных в землю под толстым слоем бетона.

Фатальная утечка

Около 0:05 часов ночи рабочие сообщили в пункт управления об утечке. Проверяющий поначалу счел ее незначительной, так как показания давления и температуры были в норме. Однако уже через 15 минут приборы начали зашкаливать. Аварийные процедуры, которые предпринимались операторами, не помогли.

Около 0:30 часов по местному времени метилизоцианат вырвался наружу из газоотводной трубы. По конструкции он должен быть отфильтрован в очистительной колонне, а затем сгореть в факельной башне, однако этого не произошло. Тогда рабочие пошли на крайние меры: они начали поливать газ из аварийных пожарных рукавов, чтобы его растворить. Но им не хватило напора, чтобы достать до вершины трубы.

Ветер в это время дул в сторону города, в котором проживало около полумиллиона человек. По некоторым данным, численность населения доходила до 900 тысяч из-за расположенных вблизи трущоб. Так как газ был тяжелее воздуха, он облаком накрыл улицы Бхопала. Людей охватила паника. Контакт с MIC вызывал сильный кашель и жжение в глазах. Сами по себе пары имеют очень резкий запах. Бежавшие местные жители вдыхали еще больше токсина, что только усугубляло симптомы и приводило к гибели.

Жуткие последствия

Число жертв происшествия сильно разнится, в зависимости от того, кто проводил подсчеты. Власти Индии утверждают, что в начальный период аварии погибло около 2,5 тысячи человек и около 200 тысяч пострадало. Из них 50 тысяч получили хронические заболевания и порядка 14,4 тысячи умерли впоследствии.

Конгресс США насчитал меньшее количество — более 2 тысяч погибших, 100 тысяч пострадавших и около 50 тысяч получивших хронические болезни. Умерших в послеаварийный период американцы считать не стали.

Другие цифры называют неправительственные общественные организации. По их версии,

В первые часы погибло 7-8 тысяч человек, еще от 120 до 150 тысяч получили хронические заболевания. Умерших после катастрофы насчитывается порядка 15-20 тысяч.

Как сообщил корреспондент телеканала BBC, оказавшийся в гуще событий, главная городская больница была безнадежно переполнена. Количество пациентов постоянно росло, а морги заполнялись с ужасающей скоростью. При этом улицы были усеяны тысячами мертвых собак, кошек и коров. Их трупы никто не считал.

Чтобы оценить масштабы происшествия, достаточно сравнить последствия с другой не менее смертоносной катастрофой — прорывом дамбы Бньцяо в Китае в 1975 году из-за тайфуна Нина. Только по официальным оценкам потоп погубил 26 тысяч человек. Также от болезней и голода впоследствии скончалось, по разным оценкам, от 86 до 230 тысяч человек. Однако они стали жертвой случившегося позже гуманитарного коллапса из-за уничтожения коммуникаций, поэтому напрямую связывать их смерть с прорывом плотины некорректно. В Бхопале люди гибли и зарабатывали страшные заболевания исключительно из-за ядовитого газа, что делает эту техногенную катастрофу крупнейшей за всю историю по числу жертв.

Загадочные причины

Причина, по которой газ вырвался из забетонированного в землю бака, так официально и не установлена. В Union Carbide до последнего отстаивали версию, что это саботаж, однако убедительных доказательств тому не представили.

Команда химиков, которую власти послали выяснять обстоятельства происшествия на следующий день, провела целое исследование. Выяснилось, что газ сорвал аварийный клапан сброса давления и вырвался через систему аварийной продувки.

Анализ показал, что в цистерну попало около 500 литров воды. Контакт с ней привел к тому, что метилизоцианат, температура кипения которого составляет всего 39,5 градусов Цельсия, начал нагреваться и испаряться. Эксперты также нашли следы железа. Металл стал причиной усиления реакции.

Эту опасность в компании прекрасно осознавали. Поэтому Union Carbide на своих заводах предусмотрел системы безопасности, исключающие даже возможность попадания воды в баки. При этом в проведении независимой экспертизы профсоюзам рабочих было отказано как в правительстве, так и в корпорации.

В 2004 году журналисты National Geographic взяли интервью у американского эксперта в области химии Майкла Райта. Он рассказал, что ему пришлось ехать в Бхопал инкогнито по просьбе профсоюза, чтобы расследовать происшествие. По его словам, в цистерну с MIC попала вода, используемая рабочими для прочистки труб химического реактора, расположенного по соседству. Жидкость могла остановить заглушка, но она отсутствовала. Также в цистерне должен был быть азот для обеспечения безопасного слоя высокого давления. Оказалось, что в течение 20 дней рабочие закачивали газ «вхолостую» из-за утечки. Райт также узнал о других неполадках. Саботаж это не исключает, но факт халатности налицо.

Цена ошибки

Union Carbide в рамках внесудебного урегулирования выплатила жертвам аварии 470 миллионов долларов. Пострадавшие получали от 8 долларов до 3,2 тысячи. При этом часть средств до сих пор не распределена властями Индии.

То, что стало со многими, кто выжил в той катастрофе ярко иллюстрирует пример мальчика по имени Сачин Кумар. В 2009 году, когда ему было 15 лет, история о нем стала резонансной в западных СМИ. Он проживал с родителями и тремя сестрами в трущобах, куда переселили всех, кто пострадал от воздействия химикатов. Дети у таких людей часто имели врожденные дефекты, и Сачин не стал исключением.

От рождения у мальчика были атрофированы и скручены ноги. Из-за этого он вынужден передвигаться на руках. Ситуацию не смогла исправить даже реабилитация, которая полагалась всем жертвам катастрофы. Со временем ноги покрылись открытыми ранами, что исключило возможность вылечиться.

СМИ писали что Сачин очень любит настольные игры и крикет. За ними он часто проводил время со своими друзьями. Самой заветной мечтой мальчика была возможность стать профессиональным игроком в крикет.

Приговор виновникам аварии вынесли только в 2010 году. Семеро бывших руководителей компании получили по два года тюрьмы и были оштрафованы на 2100 долларов. Решение не устроило многих индийцев. В ответ они организовали акции протеста, однако это ни на что не повлияло.

Это тоже интересно:

Алексей Букаткин