Анимация, или мультипликация, известна еще с конца XIX века. По большому счету, техника ее создания не отличается от кино. Движение изображения достигается за счет последовательной расстановки кадров. Ключевое различие в том, что в кинематографе снимают реальных актеров, а в мультфильмах — созданных руками художников.
Из-за этого нюанса процесс создания даже одной секунды мультфильма значительно усложняется.
Как и в любом искусстве, творцы начали искать новые подходы. Они могли вести как к упрощению техник, так и к их усложнению. В результате появились достаточно жуткие работы. Особенно они характерны для СССР периода «перестройки», когда создавались откровенно пугающие и наполненные еле уловимым глубоким смыслом мультфильмы.
Ожившие трупы
Зачинателем кукольной анимации стал русский эмигрант Владислав Старевич. Главными его увлечениями с детства были фотография и энтомология. Первыми его работами в кинематографе стали фильмы о жизни стрекоз и жуков-скарабеев.
Позже его заметили в Москве и он принялся делать кино о жуках-оленях. Но от воздействия необходимого для съемок освещения насекомые переставали быть активными и не хотели сражаться. Тогда ему пришла в голову идея использовать панцири животных для изготовления муляжей и снять сцену битвы покадрово. Впоследствии это переросло в полноценные художественные фильмы «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами», «Месть кинематографического оператора», «Стрекоза и муравей», «Рождество у обитателей леса», «Весёлые сценки из жизни животных». Для своего времени (1912-1913 годы) они стали передовыми в мировом кинематографе.
Эхо советского модернизма
Тема смерти стала основой другого анимационного фильма. В 1992 году студия «Экран» выпустила картину «Потец», которая была создана по мотивам одноименной поэмы Александра Введенского 1937 года. Сюжет этой работы умещается в одну строку: дети семнадцать минут пытаются выяснить у своего умирающего отца значение слова «потец».
Проводить разбор текста поэмы смысла нет. Трактовок произведения было очень много. При создании «Потца» использовалась обыкновенная рисованная анимация. Данную работу можно считать примером того, что не только куклы могут вселять страх.
С тех пор, как откровенно взрослый мультфильм всего несколько раз оказался на телеэкранах в начале 90-х, многие окрестили его одним из самых инфернальных и психоделических примеров советской анимации. В 2009 году при поддержке сценариста Марины Вишневецкой картина оказалась в открытом доступе.
Жена-птица — горе в семье
В 1990 году на советских телеэкранах появилась картина «Его жена курица». И здесь мимо сюжета точно не пройти.
Героями истории оказывается семейная пара. Ничего необычного: жена постоянно выполняла работу по дому, ухаживая за человекоголовой гусеницей, а муж с кожей синего цвета запускал по пластинке граммофона игрушечный автобус. Идиллию нарушил незнакомец в шляпе, плаще и маске, заявившийся в гости с подарком в виде шкатулки с божьими коровками. Заметив у жены куриные ноги, он рассказывает об этом супругу, после чего тот ее выгоняет. Позже муж понимает, что не может жить без своей супруги и звонит ей с просьбой вернуться, предварительно связав питомца-гусеницу с человеческой головой. По приходу домой жена видит, что у мужа птичьи ноги и убегает.
Блины на деревьях
Вернемся к кукольной анимации, уже пластилиновой. Снова СССР и снова рубеж 80-х и 90-х. В 1989 году на свет появился мультфильм «Наваждение», в основу которого лег сюжет украинской сказки «Болтливая баба».
Сюжет рассказывает о мужике, который нашел клад. Но принести его домой он не мог, так как жена его не умела хранить тайны. Поэтому он боялся, что та обо всем тут же расскажет пану, а тот заберет ценности. И тогда он придумывает план, как выставить ее сумасшедшей. Для этого он спрятал в лесу щуку, в реке зайца, а на дереве развесил блины.
На первый взгляд анимация кажется не только дешевой, но и халтурной. Тем не менее при просмотре картины это больше похоже на стиль. Впечатление дополняется гулом на фоне, а также невнятной человеческой речью. Закадровый голос напоминает монологи героинь реалити-шоу «Дом-2».
Постмодернизм во всей красе
В свете всего вышеизложенного может сложиться впечатление, что психоделические произведения анимационного искусства в России появились только во времена Советского Союза времен перестройки и окончательного распада, но это не так. В заключение разберем работу российского аниматора Александра Свирского «Мирс Пирс».
Мультфильм был создан в 2009 году. Для этого автор привлек друзей, которые вместе с ним учились в Ростовском художественном училище. Примечательно, что мультфильм был полнейшей импровизацией. Команда даже не использовала раскадровки и сценарий, чтобы сюжет и видеоряд были последовательными.
Я пытался как-то пару раз делать раскадровки, но бросал сразу. Потому что получается, что ты уже все нарисовал.
Тем не менее сюжет получился достаточно простой: некий Мирс Пирс, собравшись в путешествие, купил чемодан. Вещи, которые герой в него положил, попали на Землю и превратились в роботов, которые затем захватили весь мир. Поэтому Мирс Пирс вынужден предотвращать последствия устроенной им катастрофы.
В данный список мультфильм попал из-за своей неоднозначности. Российская творческая интеллигенция в полном восторге от картины. Но при этом сюжет сам по себе незамысловатый, а видеоряд крайне психоделичен, чем усложняет восприятие происходящего на экране. В совокупности с диалогами все это превращается в театр абсурда.
Во время перестройки советские мультипликаторы получили определенную свободу. Это дало возможность им экспериментировать и ярко демонстрировать, что анимация может создаваться не только для детей и даже быть понятна далеко не всем взрослым. Поэтому данный период стал своего рода лакмусовой бумажкой.
При этом важно понимать, что место для исследований было всегда. Так, в тридцатые годы русский эмигрант Александр Алексеев изобрел булавочный экран, а российский художник Александр Петров при помощи рисования маслом на одном холсте создал картину «Старик и море», за которую позже получил «Оскар».
Это тоже интересно: