Один мечтатель предлагал создать новый дивный мир и реально заразил своими идеями многих не только в США, но и по всей планете. «Проект Венера» даже сейчас, после смерти Фреско, остается актуальным. Люди верят в его успех и готовы вкладывать в это деньги. Мы не верим и ультимативно объясняем, почему «Венера» — чушь без будущего.
— Проект «Венера» — это бред!
— Нет, это — утопия!
Примерно так выглядит спор с представителем «Проекта Венера». У Томаса Мора Утопия была островом. В нашем случае все утопические учения также оторваны от берегов реальности и обитают в своём мире, как будто кто-то играет в «Тропико». Но «Проект Венера» всегда был на особом счету. Всё из-за личности его основателя, «социального инженера», антепренера и долгожителя — Жака Фреско. Но он умер, а его дело живёт. Почему? Да и что это вообще такое?
По сути, это некоммерческая организация, выступающая за развитие мирной глобальной цивилизации. Видели когда-нибудь брошюрки Свидетелей Иеговы (запрещенная в России экстремистская организация), где в раю хорошо и животные дружат? То же самое, только с роботами.
Сам Жак Фреско, создатель и главный идеолог проекта, ещё не так давно было героем мемов и основой для паблика «Умер ли Жак Фреско?». Уже два года как умер. Но картинки с цитатами и лекции доброго старика, планирующего светлое будущее для всех нас, гуляют по интернету до сих пор. Он был авиаинженером, что хорошо, и стал инженером социальным, с чем мы разберемся позже. Последователи Фреско, особенно российские, называют его гениальным изобретателем. На Западе о Фреско как о серьёзном учёном говорят мало и с сомнением. Но это всё, конечно, заговор.
Идеи Фреско плотно пересекаются с социализмом. В его идеальном технократическом будущем все технологии служат на благо человечества, а не для получения прибыли. Именно в это поверили сотни тысяч его сторонников и донатеров, присылающих себе на страницу глубокомысленные цитаты обезьяноподобного старца. Хотя кто-то из них просто хочет казаться умнее, чем на самом деле.
«Проект Венера» поставил перед собой целую кучу амбициозных целей. Например, переход на природоресурсную экономику — это такая модель, при которой природные ресурсы вдруг объявляются собственностью всего человечества, а не государств и частников. А ещё отказ от денежной системы и разработка возобновляемых источников энергии.
Мы сегодня будем разбирать и разрушать основные пункты венерической программы.
Первый этап. Информирование общественности
Покойный Жак катался с лекциями, снимал фильмы, собирал деньги на новые лекции и новые фильмы, а ещё ребята напечатали кучу всяких расходников — брошюры, флаеры и даже целые книги. Короче, всё ровно то же, что предлагают другие секты.
Оценим хотя бы названия — фильмы «Рай или забвение» и «Выбор за нами», книга «Всё лучшее, что не купишь за деньги». Они сразу настраивают читателя/зрителя на определённый лад. Ход мысли следующий: в мире всё идёт не так и только мы знаем, как его спасти. В принципе, ничего нового. Адвентисты Седьмого Дня, например, верят, что конец света нужно ждать так, будто он наступит уже завтра. Вот и последователи Фреско предлагают готовиться.
На донаты добрых людей во Флориде построили гигантский дом/исследовательский центр, больше напоминающий идейный супермаркет. Можно сходить на экскурсию, послушать лекции, прикупить пару фильмов и книжек, а ещё оставить несколько пожертвований на доброе дело чисто для души. Понимаем. Что дальше?
Второй этап. Фильм всех фильмов
Венеристы закончили первый этап с плановым информированием в 2014-м году и приступили ко второму. С уже собранных и продолжающих поступать платежей нужно снять самый главный фильм о «Проекте Венера», наглядно показывающий, как технологии и ресурсная экономика изменят нашу жизнь к лучшему.
Это тоже совершенно нормальная практика. У большинства религиозных и политический учений есть программные произведения — например, Библия у христиан или Бхагавадгита у кришнаитов. Учитывая навязчивое желание Фреско упразднить границы между государствами, раздать всем ресурсы и отказаться от денег, чудо-фильм можно было бы легко заменить «Капиталом» Карла Маркса, если добавить туда роботов от не Карла, но Карела — Чапека.
Шло время, Фреско умер в 2017 году, а такого фильма как не было, так и нет. Но Роксана Медоуз и другие видные сторонники «Венеры» уверяют, что он будет и создаст у землян ожидание мирного будущего. Нечто успокаивающее. Как аудионаркотики «ВКонтакте», помните такие?
Третий этап. Построить город
Речь идёт не о первом оседлом поселении племени венеристов, а о самом настоящем экспериментальном кибермегаполисе, где будут реализованы все предыдущие наработки. Там общество попробует жить в новых условиях: под небом голубым в городе золотом. Как иначе, построен-то он на пожертвования и доходы от продажи мерча.
О чём именно речь — особо не говорится. Вроде как жители будут переходить от грязного капитализма к той самой ресурсоориентированной экономике. А про конкретные технологии мы узнаем только когда выйдет фильм. Ну, знаете, начинающим сайентологам тоже не полагается знать того, что известно продвинутым членам секты.
Четвёртый этап. Тематический парк
Хм, странно, вроде ведь первые два этапа предполагали информирование, а после них и вполне практического третьего любой человек ожидал бы каких-то еще более конкретных действий. Но не ищите логику в действиях Жака. Хотя бы можно было выступить перед представителями капиталистических стран, загрязняющих планету и сказать «Как вы смеете?», как Грета Тунберг.
Но нет, тематический парк будет информировать и развлекать, демонстрируя возможности фантастических технологий из города будущего. Они не загрязняют окружающую среду и показывают, как технологии превращают бытие человеческое в самый настоящий рай на Земле.
Как это реализовать?
Хорошо, Жак Фреско, говорите вы. Возьми наши деньги. Но когда начнутся возобновляемые ресурсы и добрые роботы-помощники? Всему своё время, отвечает Фреско. Пока что, в 2019 году, наша задача готовиться, информировать и экспериментировать. Как минимум потому, что описанные технологии сейчас делятся на два вида: несуществующие и слаборазвитые. А чёткого плана-перехода к новому супер-обществу нет. Как будто вы сели подумать о том, как сядете подумать и изобретёте нечто прекрасное и революционное.
Здесь мы натыкаемся на одну из самых очевидных проблем «Венеры». Жёсткий и неприкрытый культ личности Жака Фреско. Всё, что сказал этот святой человек, как будто высечено в мраморе. Если вы сомневаетесь в проекте, то его сторонники придут и скажут «Жак Фреско говорил, что надо сделать вот так». Если вы разобьёте это утверждение, каким бы оно ни было, с помощью аргументов или магии, они скажут «Жак Фреско знал, что вы и люди вроде вас будете так говорить. Вы просто не готовы принять столь революционные идеи, но время придёт».
Эту систему совершенно невозможно победить. Она циклична — начинается и замыкается в точке под названием Жак Фреско. И как создатель сайентологии Л. Рон Хаббард объявил себя божеством, так и Жак Фреско стал некой метадушой после смерти. Его слово — закон.
В своё время он говорил, что с помощью своих инженерных навыков создал суперкомпьютер, помогающий честно распределить ресурсы и отказаться от проклятых денег. Отказываться от денег надо после того, как необходимая сумма на реализацию «Проекта Венера» будет собрана. Компьютер он, конечно, никому не показывал.
Но давайте не будем делать поспешных выводов и хотя бы разберём ещё парочку программных заявлений.
Отсутствие границ между государствами
Представьте себе удивление государств, когда их всё же проинформируют. Все мы, люди, едины биологически, но отличаемся друг друга как минимум культурно. Каждый хочет, чтобы его племя доминировало над соседним. Таковы законы дарвинизма и с этим ничего не поделаешь. Жак Фреско хотел, чтобы мы отказались от них во благо светлого будущего. Вопрос — возможно ли это.
Гора научной фантастики показывает нам мир, где земляне объединились перед общей угрозой. Чаще всего это пришельцы, как в играх серии XCOM, или результат глобальной катастрофы, но здесь угроза — это просто плохое будущее. Да и «Венера» предполагает мирный отказ от границ, если только под тематическим парком не планировалось строить какую-нибудь термоядерную фрескобомбу.
Нам представляется, что все существующие государства — от Албании до Барбадоса — будут до последнего защищать свои границы и суверенный статус. Они скованы по рукам и ногам своими же конституциями. А ещё шкурными интересами политиков, аристократов и капиталистов. Что ж, придётся надеяться, что фильм выйдет очень убедительным.
Возобновляемые источники энергии
Проблемы энергетики — отдельная война в истории человечества. Но в отличие от многих вещей из фантазий Фреско и других уважаемых «венерологов», они действительно существуют. Энергия ветра, солнечная энергия, приливы и отливы. Всё это действительно позволяет нам постепенно замещать традиционные виды топлива. Эта отрасль медленно, но развивается. И не потому, что так сказали адепты «Венеры».
Возможно, когда-нибудь человечество сможет использовать возобновляемые источники в полной мере, но пока этому мешает огромное количество факторов. Например, сельское хозяйство. Производство биотоплива требует серьёзного сокращения посевных площадей, необходимых для производства пищи. Возможно, мы никогда не перейдём на такую энергетику полностью. Её нужно развивать, но надеяться что технологический скачок «выстрелит» в эту сторону и спасёт нас всех — по меньшей мере наивно. Развитие должно идти естественным образом, а если мы коллективно начнём строить утопию и ошибемся — последствия могут оказаться необратимы.
Отказ от денег и неизбежность падения существующей экономики. Почему?
Серьёзно, почему? Жак Фреско утверждал, что мы увидим своими глазами, как современный уклад вещей рухнет и денежные отношения перестанут быть актуальными. Что ж, даже во вселенной Fallout нашёлся свой аналог в виде крышечек. Так что же помешает произойти чему-то подобному в реальности?
Более того, почему и когда рухнет система — нам никто не сказал. Но предрекал это ещё Маркс, а Фреско рос как раз в эпоху расцвета мелких коммунистических и антиглобалистких ячеек. К тому же ожидание большой катастрофы — одна из основ, на которой стоит бесчисленное количество сектантских идеологий. Последователи «Венеры» говорят, что это не верование, а наука, но не приводят абсолютно никаких точных данных. Это просто должно произойти.
Кроме денег в прошлое уйдут и идеологии, вроде фашизма или демократии. И если деньги хотя бы можно изъять из мира каким-нибудь фантастическим способом — наличку сжечь, а все платёжные системы сломать, то какой метлой нужно выметать из человеческих голов идеи?
Возможно, здесь имеется в виду то, что доминировать будет лишь один идейный пласт — от «Проекта Венера». Но это как сказать: моя игрушка лучше твоей, так что бросай свою песочницу. А серьёзных аргументов, чтобы переубедить всех на свете — или хотя бы достаточное их количество — ни покойный Фреско, ни его наследники не предоставили.
Полное отсутствие конкретики
Главный и самый тяжёлый камень на шее «Проекта Венера». Судите сами — Жак придумал эту идею в 1952 году. Все арт-концепты сейчас смотрятся как произведения ретрофутуризма, а никаких опорных точек для построения этого будущего нет — всё отдано на откуп воображению.
Какими будут эти роботы в будущем? Потрясающими. Так отвечают разработчики спорных игр, а не настоящие учёные. Но даже они выпускают на рынок что-то, кроме своих акций. А в случае с «Проектом Венера» нам надлежит только ждать и донатить. Иного пути нет.
Жаль тех технократов, кто пересмотрел «Джетсонов» и на самом деле поверил Жаку Фреско. Возможно, это не самое популярное мнение, но футуристические взгляды с прицелом на научность должны иметь хоть какие-то физические приложения, а «Проект Венера» существует лишь как идея и набор красивых открыток.
Программирование поведения
Звучит скорее антиутопично. Жак Фреско позиционировался многими как «социальный инженер». Это значит, что он должен в том числе перепрограммировать сознание целого поколения, а не только рассказать о проблеме. То есть направить нас на реализацию единственно верной картины будущего, которую Фреско нарисовал в 1952 году. И люди действительно в это верят.
Что ж, пока в нас не вживили чипы, добавляющие +100 к вере в утопические идеи, нужно смотреть на вещи трезво и уметь вовремя «включить» критика. До сих пор история всегда доказывала, что любой по-настоящему достойной идее было что ответить своим хаятелям.
Любой учёный подтвердит вам, что открытия рождаются методом проб и ошибок. Наука — это постоянный поиск объективного среди массы субъективных идей. Она не терпит слепой веры. И да, воображение — это прекрасно. Когда-нибудь оно сделает с человечеством что-то прекрасное — или ужасное. Но это не воображение Жака Фреско. Пришло время открыть глаза и понять, что «Проект Венера» — не тот корабль, который увезёт нас отсюда.
Принять это нужно спокойно и холодно, без истерии, свойственной большинству «венеристов». Всё-таки иногда культ прогресса заходит слишком далеко. Прогресс останавливается. И остаётся только культ.
Читайте про еще один спорный проект – города будущего The Line в Саудовской Аравии.