НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Как выжить в открытом космосе.10 безопасных вариантов

28 января 2020
В 2020 году вопрос «Являются ли видеоигры искусством?» могут задавать только самые невежественные люди. Игры давно стали мощным культурным медиумом, с помощью которого разработчики делятся мыслями, идеями и инструментами познания.

Игры про космос – отдельная страница в индустрии. Многие представляют собой классические шутеры в космическом сеттинге и сражения боевых летательных аппаратов, да. Но существует множество вариаций и для тех, кто мечтал стать космонавтом, чтобы исследовать бескрайний космос, а не стрелять из фотонной пушки по инопланетным паукам. Мы постарались собрать всё самое лучшее.

Buzz Aldin’s Race Into Space (1993)

Начнём исследования с раскопок окаменелостей времён геймерского палеолита. BARIS – симулятор космической гонки, где игроку предстоит взять на себя роль руководителя NASA или советской космической программы, чтобы первым высадить человека на Луну. Имя одного из победителей красуется в названии не просто так – портрет Базза Олдрина, члена команды Нила Армстронга, был на всех обложках.

Игра старается максимально придерживаться исторической достоверности – например, помимо технологий, которые были использованы в реальности, можно выбрать альтернативы, предлагавшиеся в то время. Получается отличное упражнение для космических энтузиастов. Правда, сегодняшних геймеров Race Into Space скорее напугает – как и любое ПО, запускаемое через MS-DOS.

Sid Meier’s Alpha Centauri (1999)

Ещё один забытый шедевр, который помнят только хардкорные старички. В классической Civilization II победить можно было двумя способами: либо уничтожив остальные цивилизации, либо первым отправившись в космос – покорять Альфа Центавра.

Человечество уничтожено войнами и собственной технологией. Игрок колонизирует новую планету с помощью экипажа корабля «Единство». Вместо цивилизаций тут политические фракции с возможностью развиться в том или ином направлении. Но, в отличие от большинства пошаговых стратегий, в Alpha Centauri есть талантливо написанный сюжет и сложные персонажи.

Разработчики явно читали произведения не только великих фантастов, но и философов. В частности, в игре много отсылок к Фридриху Ницше. Alpha Centauri не столько об исследовании космоса, сколько о вопросе выживания или вымирания человечества в условиях чужого мира. Но исследования как таковые играют огромную роль. Один из вариантов «плохой» концовки – передача разумной Планете суммы знаний, накопленных человечеством – финал, символизирующий нечто среднее между смертью и бессмертием.

EVE Online (2003)

Одна из крупнейших и самых живучих ММО в истории. В EVE Online самое большое количество игроков, присутствующих на одном сервере. Если смотреть на концепт издалека, то он кажется вполне стандартным – вы капитан космического корабля: исследуйте, торгуйте, воюйте. Но на деле EVE Online оказывается чем-то большим, чем сумма его частей.

Главное, что сделали разработчики, – дали возможность игрокам самим выстраивать экономическую систему в галактике. Получилось вполне рабочее виртуальное общество с гибкой экономикой и политической структурой, где человеческий фактор весит гораздо больше, чем прописанные заранее сценарии. Всё это превращает EVE Online в гигантский эксперимент, потому что игроки образуют симулятор космического социума среди семи тысяч звёздных систем.

Spore (2008)

Отходим от сложных комплексных игр в сторону чего-то более аркадного. Spore Уилла Райта – это, скорее, удачный способ рассказать о сложном максимально простыми словами. В целом, это игра про эволюцию одного вида и взаимодействие его с остальными. Но финальный этап, «Космос», даёт гигантское пространство для свободных исследований, путешествий и колонизации. И всё это понятным и по-хорошему утрированным языком, который мог подарить нам только создатель серии Sims.

Ещё одно преимущество Spore – точечные отсылки. Они здесь во всём – от названий видов и кораблей до используемых технологий. Вот вам монолит из «Космической Одиссеи 2001», вот злая раса, напоминающая боргов из Star Trek, а в центре галактики игрока ожидает, помимо всего прочего, глобальная отсылка к книге и фильму «Автостопом по Галактике».

Несмотря на упрощения, в Spore присутствует некоторая научная база. У планет есть терраиндекс, который можно изменять с помощью температурных и атмосферных воздействий. А чем ближе корабль игрока к центру галактики, тем ниже его максимальная скорость – так работает теория «зон» фантаста Вернора Винджа.

Kerbal Space Program (2011)

Идеальный вариант для конструкторов-энтузиастов. Существа под названием кербалы живут в звёздной системе, очень напоминающей нашу. И у них тоже есть космическая программа. Чтобы хотя бы выйти в космос – не говоря уже о покорении ближайшей луны – нужно построить рабочий корабль. Без базовых знаний о том, как работают настоящие корабли, сделать это будет крайне непросто.

Kerbal Space Program отлично показывает, как развиваются технологии, и позволяет ощутить себя на месте руководителя космической программы. Лучшая подобная попытка со времён Buzz Aldrin’s Race Into Space. Тут, правда, отсутствует элемент соперничества, зато больше вариантов создания супераппарата для освоения звёздной системы. Человек, который прошёл Kerbal Space Program, автоматически получает универсальный набор энциклопедических знаний о настоящих космических технологиях. А в этом году релизнется уже вторая часть серии, куда завезут полноценные колонии.

FTL: Faster Than Light (2012)

Настоящая жемчужина в редком жанре космического rougelike с элементами стратегии. В FTL игрок управляет кораблём, которому из точки А нужно попасть в очень далёкую точку Б через случайно генерируемые космические пространства. Тут достаточно много сражений, но хватает и исследования разных миров, а также менеджмента своего корабля – сюда входит контроль над экипажем, энергией, бортовыми системами, вооружением и прочим.

Элемент случайной генерации делает FTL очень многоразовым экспириенсом. Пройдя её один раз, вы открываете новый тип корабля. Плюс тут достаточно редко для подобного жанра возникает ощущение пустоты и монотонного повторения одних и тех же действий.

Ни одна игра ещё не смогла так удачно перенести в космический сеттинг два фундаментальных правила игр с рандомной генерацией – вариативность и закон Мёрфи («Все, что может пойти не так, пойдет не так»). Самое главное тут – удачный баланс. Скилловые, осторожные игроки пожнут бенефиты и смогут вырулить даже из самых неприятных ситуаций, а самоуверенные новички будут умирать на каждом шагу и винить в этом неудачный расклад случайной генерации. Это, безусловно, признак великой игры.

Elite: Dangerous (2014)

Как и FTL, Elite: Dangerous был профинансирован за счёт краудфандинга. Что странно, потому что Elite – вполне известная и респектабельная серия игр, а Dangerous в ней уже четвёртая часть. Так или иначе, получилось самое масштабное воплощение этого космического симулятора – размеры процедурно-генерируемой галактики совместимы с размерами Млечного Пути. Тут Frontier Developments есть чем гордиться.

И не только размерами игрового мира, но широтой возможностей в нём. В Elite: Dangerous можно играть одному, в кооперативе или онлайн. Улучшения корабля, исследования, сражения и какая-никакая галактическая политология прилагаются. К тому же, с регулярными обновлениями, растёт и спектр того, чем в этом мире можно заняться. Например, к этому моменту в Elite: Dangerous уже давно доступна возможность коллективного управления одним кораблём – то, о чём мечтали многие фанаты фильмов и сериалов о космических исследованиях.

No Man’s Sky (2016)

В 2016 году, когда No Man’s Sky релизнулся в статусе одной из самых ожидаемых инди-игр в истории – он стал запредельным разочарованием. Из всего, что Hello Games наобещали публике, было реализовано, наверное, процентов двадцать. Да, процедурно-генерируемая вселенная из 18,6 квинтиллионов планет. Но в ней абсолютно нечего делать. Точнее, так было до какого-то момента.

К 2020 году No Man’s Sky успел многократно обновиться и серьёзно реабилитироваться в глазах игроков. Теперь там много побочных занятий, возможность создания собственной базы и ещё целая куча всего. Раньше вы только добывали ресурсы и летали от одной похожей планеты к другой практически без цели и возможностей.

А ещё в 2018 году Hello Games завезли в игру многопользовательский режим, который обещали ещё на релизе. Это действительно внесло разнообразие, и No Man’s Sky оформился в настоящую игру. Теперь он по праву носит звание самой масштабной космической песочницы в индустрии. А что с этим делать – решайте сами. Кто будет, как и положено, лететь к центру вселенной и идти по сюжету, кто-то сканировать сгенерированную игрой инопланетную флору и фауну, а другие смогут найти планету своей мечты и поселиться на ней.

Stellaris (2016)

Глобальные стратегии от Paradox всегда отличались гигантской любовью к деталям и широким спектром возможностей. Но если Europa Universalis, Crusader Kings и Hearts of Iron претендуют на историческую достоверность и рисуют картину конкретной эпохи, то Stellaris – это чистый полёт фантазии. И самая масштабная глобальная стратегия о космосе в истории жанра.

Тут можно полностью прописать – и впоследствии отыгрывать – идеологию собственной космической расы. Хотите лисичек-нацистов? Получайте. Капиталистический конгломерат грибов? Тоже можно. А игровой процесс позволяет не только смоделировать возможную космическую политологию, но и во многом завязан на исследовании. Постоянно нужно искать планеты с подходящим климатом для колонизации или обеспечения себя ресурсами, а ещё в Stellaris куча ивентов с изучением галактических аномалий и огромный выбор веток технологического развития. О большем было бы сложно мечтать.

У игры два серьёзных минуса. Во-первых, это довольно высокий порог вхождения – новички, не игравшие ни в один из проектов Paradox, с гарантией запутаются и не будут понимать, что тут нужно делать. Во-вторых, геймплей Stellaris очень медитативный и неспешный.

Войны с соседними цивилизациями привнесут немного динамики, но до них ещё нужно дожить и развиться. Зато разработчикам удалось здорово утилизировать одну простую идею: освоение космоса – дело небыстрое, оно требует вдумчивости и усидчивости. Если вы это принимаете, то Stellaris легко введёт вас в геймерский анабиоз на несколько недель, а то и месяцев.

Take On Mars (2017)

Как можно понять из названия, Take On Mars не поражает разнообразием планет, но вот колонизация Марса тут продумана до мелочей. Альфа-версия игры была доступна ещё с 2013 года, и в ней упор был сделан именно на научную сторону вопроса. Затем компания Bohemia Interactive под давлением рынка несколько раз шагнула от реалистичности в сторону приключений и выживания. Но это не сделало Take On Mars хуже.

Теперь это стало чем-то вроде геймифицированной версии книги и фильма «Марсианин», но без Мэтта Деймона. Хотя главного героя синглплеера тоже зовут Марк. Он – астронавт, который застрял на Марсе. Задачи – выжить, построить красивую базу с картошкой и марсоходами, чтобы впоследствии вернуться на Землю.

Самый приятный момент в плане исследования – как раз использование специальной техники и исследовательские эпизоды. Они действуют очень умиротворяюще и поощряют созидательные интенции игрока. Разве что про выживание забывать не нужно. А так, Take On Mars – один из самых красивых симуляторов космического колониста, показывающий, что даже с одной планетой можно сделать очень и очень много.

Это тоже интересно:

Виталий Халюков