Предпосылки
К моменту появления Т-34 в СССР создали уже не одну и не две модели танков. Но именно в такой машине очень сильно нуждалась советская армия, так как в ряду боевых машин была заметная брешь. С одной стороны — легкие танки, маневренные и скоростные, но с маломощным вооружением и тонкой броней, слишком уязвимые для вражеских орудий. С другой — тяжелые танки с несколькими башнями, грозные внешне, но неповоротливые и медленные, отличная мишень для
соответствующего оружия. Так что потребность в машине, подобной Т-34, просто напрашивалась.
До появления тридцатьчетверки основным средним танком советских войск был Т-28 — машина в целом неплохая, и во многом даже превосходившая немецкие аналоги. Но недостатки этой модели были слишком уж очевидными, а к 22 июня 1941 года и вовсе перекрывали все достоинства. Сложность конструкции и низкое качество сборки на заводах приводило к тому, что танки очень часто ломались, а трехбашенная компоновка ставила определенные ограничения на увеличение толщины брони. К началу войны танк уже явно устаревал, и модернизировать его было просто некуда.
Исправить недостатки машины советские танкостроители попытались в танке Т-29 с комбинированным колесно-гусеничным движителем. Экспериментальная модель показывала отличные скоростные характеристики, разгоняясь до 80 км/ч на колесах, и давала возможность совершать более длительные марши, чем «классические» гусеничные танки. Но и в Т-29 были все те же проблемы: сложность конструкции, трехбашенная компоновка, ограниченные возможности для броневого усиления...
Начало создания
Танковым войскам требовались новые машины, а танковой промышленности — новые лица. Одним из новых лиц стал Михаил Ильич Кошкин, который к 38 годам уже был заместителем начальника КБ Ленинградского завода им. С. М. Кирова. Именно Кошкин был одним из создателей танка Т-29. Местом разработки нового танка был выбран Харьков, куда конструктора направил лично нарком тяжелой промышленности СССР Серго Орджоникидзе.
В январе 1937 года Кошкин переезжает в «первую столицу Украины», а уже в октябре того же года Главное автобронетанковое управление (АБТУ) Минобороны выдало Харьковскому паровозостроительному заводу технические требования на создание нового среднего танка. Что интересно, именно на колесно-гусеничном ходу.
Изначально проектом будущего Т-34 занимались совсем другие люди, сам же Кошкин руководил доработкой легкого танка БТ-7. Но ситуация менялась очень быстро: недочеты и конфликты в работе ОКБ, занимавшегося проектированием машины по заказу АБТУ, привели к арестам руководителей проекта. А гражданская война в Испании показала бесперспективность БТ-7 — слишком уж уязвим он был для пулеметов и противотанковых орудий. К тому же инженеры-танкисты, непосредственно участвовавшие в боевых действиях на Пиренеях, однозначно высказывались за то, чтобы новый танк был именно на гусеничном, а не на колесно-гусеничном ходу.
К тому времени Кошкин вместе с подчиненными успешно завершил модернизацию БТ-7, попутно став ярым приверженцем гусеничной схемы. На том самом заседании он добился от высшего руководства страны разрешения параллельно с колесно-гусеничным создать еще и гусеничный танк.
Победа гусениц
В августе 1938 года вышли на испытания опытные образцы двух танков, отличавшихся типом движителя — колесно-гусеничный А-20 и гусеничный А-32. Размеры корпуса, силовой агрегат и башни этих танков были одинаковые. Зато ходовая часть А-32 уже получила пять опорных катков, как у будущего серийного Т-34.
Поначалу сравнительные испытания А-20 и А-32 не выявили явных преимуществ какой-либо схемы. Но Кошкин не сдавался, указывая на то, что на сборку ходовой части А-20 ушло гораздо больше времени, чем на аналогичную сборку для А-32. Кроме того, Михаил Ильич был уверен, что гусеничный танк будет гораздо лучше в условиях бездорожья. А у колесных машин там начнутся серьезные проблемы.
В сентябре 1939 года творению Кошкина выпал новый шанс: машину вместе с А-20, Т-26 и модернизированной версией БТ-7 показывали членам правительства — Микояну, Жданову, Ворошилову, Вознесенскому. Легкий изящный танк без труда преодолел все препятствия, вброд форсировал реку, поднялся по крутому обрывистому берегу и легко сбил толстую сосну. Неудивительно, что уже через три месяца еще не доведенный окончательно до ума танк был принят на вооружение РККА — как Т-34.
В начале марта 1940 года два новеньких танка Т-34 в сопровождении тягачей «Ворошиловец» отправились в пробег Харьков—Москва на «финальный показ». К сожалению, это мероприятие стало фатальным для Михаила Кошкина. Простуда и переутомление привели к пневмонии, и 26 сентября конструктор скончался, так и не узнав, насколько успешная машина появилась под его руководством.
Лучший танк
Несмотря на все хвалебные речи в адрес этой машины, Т-34 был далеко не идеальным танком. Броня была куда тоньше, чем у немецких «Пантер», да еще и имела свойство крошиться при попадании снаряда. Двигатель «у тридцатьчетверки» был чрезвычайно шумный, а из-за направленных вниз патрубков выпускной системы машина при езде по сухой грунтовке поднимала очень много пыли. Поэтому советский танк практически не имел никаких шансов застать врасплох противника.
В ранних версиях Т-34 устанавливалась 4-ступенчатая коробка передач, управление которой было очень непростым и требовало немалой физической силы. До появления танков с 5-ступенчатой коробкой водители танков часто управляли машиной вместе с радистами — до того трудно было перемещать рукоятку. А главный фрикцион (муфта сцепления), напротив, был «нежным»: когда неопытные мехводы слишком резво трогались с места, эта деталь часто выходила из строя.
Можно вспомнить еще около десятка мелких недочетов: плохую обзорность изнутри машины, плохо организованный отвод газа из боевого отделения (по этой причине многие стрелки в интенсивном бою часто падали в обморок), громко лязгающие и часто рвущиеся на маршах гусеницы... Но несмотря на все вышеперечисленное, Т-34 стал настоящим кошмаром для немецких войск.
Не очень толстая (всего 45 мм) броня благодаря углу наклона практически не пробивались 37- и 50-миллиметровыми пушками немецких танков. Обстрелы корпусов Т-34 на испытательном полигоне показывали, что верхний лобовой лист, имевший угол наклона 60°, по снарядостойкости был равноценен вертикально расположенному бронелисту толщиной порядка 75-80 мм. Благодаря такому бронированию снаряды часто попросту рикошетили от машины, создав легенду о Т-34 как о неуязвимой боевой машине.
К концу войны, когда у немецких танков наконец-то появились орудия, пробивавшие броню советского «Wunderwaffe», на первый план вышла скорость и маневренность Т-34. Наши машины как по шоссе, так и по пересеченной местности передвигались гораздо быстрее тех же «Пантер». А использование широкой гусеницы обеспечивало относительно низкое давление на поверхность (порядка 0,62 кг/см2): благодаря этому Т-34 имел отличную проходимость и очень редко застревал.
Дизельный двигатель машины хоть и был очень шумным, получал в основном положительные отзывы от танкистов. Он был очень надежным и его было легко ремонтировать. Имел он и еще одно преимущество: в отличие от танков с бензиновым мотором, которые иронично называли «зажигалками», при попадании снаряда в дизельный двигатель у экипажа оставалось несколько секунд до того, как машина вспыхивала.
Производство
Серийный выпуск «тридцатьчетверки» разворачивался с большим трудом. Более того, производство Т-34 и вовсе могло не начаться. По итогам испытаний, прошедших в ноябре-декабре 1940 года, специалисты из НИИ бронетанковой техники составили отрицательный отчет о машине. Этот отчет подписал маршал Григорий Кулик, заместитель наркома обороны СССР, тем самым фактически прекратив процесс приемки Т-34.
Но создатели машины не собирались так просто сдаваться. Заручившись поддержкой замнаркома среднего машиностроения Алексея Горегляда, танкостроители добрались до начальника Кулика — Климента Ворошилова. Нарком обороны уступил напору харьковской делегации и дал добро на продолжение приемки и развертывание серийного производства.
Тем не менее, при плане выпуска в 500 единиц к 31 декабря 1940 года были построены всего лишь 115 машин. Еще 23 танка были собраны в Сталинграде, на местном танковом заводе — но из-за недочетов сборки эти машины так и не были приняты на вооружение. Наперекосяк шло буквально все: броневой завод в Мариуполе задерживал поставки, а попадавшая в Харьков броня требовала дополнительной обработки перед сборкой. Срывали все сроки поставщики дизельных моторов и подшипников, а на самом ХТЗ к тому же еще и шло параллельное производство устаревающих Т-26.
Однако несмотря на все проволочки, в машину верили. В мае 1941 года Харьковскому и Сталинградскому танковым заводам был спущен план на постройку в общей сложности 2800 танков Т-34.
На войне
К 22 июня 1941 года у РККА на вооружении было 1225 танков Т-34. 967 из них оказались дислоцированы в западных военных округах, на которые обрушилась вся мощь немецкого блицкрига. Из-за быстрого продвижения немецких войск на восток уже в октябре того же года производство на ХТЗ пришлось свернуть — завод эвакуировали в Нижний Тагил.
Именно в этом уральском городе было налажено действительно эффективное и быстрое производство танков. Огромную роль в этом сыграла другая эвакуированная с Украины организация — Институт электросварки. Благодаря технологии, разработанной его руководителем, Евгением Патоном — автоматической сварке под слоем флюса — корпуса Т-34 пошли с конвейера непрерывным потоком.
В 1942 году производство танков развернули также на Челябинском тракторном заводе и в Омске на заводе No 174. Такая диверсификация, казалось бы, играла на руку Советской армии, но на деле солдаты часто сталкивались с проблемой. Когда два подбитых, но не полностью уничтоженных танка разбирали, пытаясь сделать из них одну полностью функциональную машину, оказывалось, что детали разных танков друг другу попросту не подходят!
В 1943 году благодаря появлению новых танков Вермахта у советских танкистов начались проблемы. Немецкие танковые орудия калибра 70 мм уже легко пробивали броню Т-34, при этом дальности 76-мм пушки «тридцатьчетверки» попросту не хватало для нормальной борьбы с машинами противника. Решением стала новая версия Т-34-85, где последние цифры — калибр новой, более мощной пушки. Советские танкисты высоко оценили новую версию и предпочитали вести бой именно на ней, открещиваясь от старой версии. По словам ветеранов, у 85-мм пушки был единственный недостаток — ее длина. Если при преодолении рва или канавы в дуло попадет земля или песок, при выстреле ствол мог разорваться.
В ходе Великой Отечественной войны Т-34 проявил себя как один из лучших танков своего времени. Он хорошо зарекомендовал себя благодаря простоте в производстве и обслуживании, был хорошо приспособлен к массовому производству. Отправной точкой к вершине славы для Т-34 стала Сталинградская битва. Именно «тридцатьчетверки» освобождали от немцев Котельниково, где базировался штаб соединений фельдмаршала Манштейна. Благодаря их натиску 300-тысячная группировка немецких войск навсегда попрощалась с мыслью вырваться из Сталинградского котла.
Быстрый, с мощной пушкой и простой в эксплуатации, Т-34 стал идеальной боевой машиной для тех условий, в которых во время войны оказались советские солдаты. Не будучи идеальным, наш танк имел сильные козыри — скорость, отлично скомпонованная броня, ремонтопригодность — и никто не мог их побить. Именно Т-34 был одним из залогов поддержки боевого духа войск Красной армии — той самой невидимой, но важной субстанции, без которой победы бы никогда не случилось.
Смотрите также фотографии современного оружия России в нашей галерее: