COVID-19 в начале года показал, насколько быстро и сильно можно изменить нашу жизнь: в январе все строили планы на год, планировали отпуска и поездки — вирус перечеркнул все. К середине года мы оказались словно бы в другой реальности, где нельзя летать в другие страны, нельзя устраивать посиделки с друзьями, нельзя навещать родных и даже просто гулять где хочешь — тоже нельзя. Это не навсегда, но мы прикинули, что именно вирус может сделать для нас обыденным.
Новое отношение к деньгам
Пандемия лишила миллионы людей работы, зарплат и средств к существованию. Государства запустили программы социальной поддержки, однако они рассчитаны не на всех. Кроме того, у значительной части населения в России есть кредиты и ипотека. Мы получили ситуацию, когда наступил тот самый черный день, на который обычно откладывают. Но делают это не все.
Вероятно, после завершения глобальной истории с коронавирусом и выходом мира из изоляции, люди пересмотрят свое отношение к деньгам и кредитам. Смысл и значимость хотя бы минимальной «подушки безопасности» оценили все.
Но коронавирус не просто заглянул в наши кошельки, он изменил характер рынка труда. Предприятия закрываются, люди сидят без работы — если их специализация оказалась не нужна в мире с COVID-19 (а это барберы, официанты, баристы, туроператоры — почти вся сфера услуг и IT, что их обслуживает), то им нужно переквалифицироваться. В Америке времен Великой депрессии безработной была одна пятая часть населения. В 1933 году их стали привлекать к общественным работам: строительство каналов, дорог, мостов — это помогло трудоустроить людей, вытащить их из нищеты и в то же время «отстроить» страну. В России такие идеи уже звучали.
Что в итоге? Вероятно, люди станут больше копить, а кто-то переквалифицируется из сферы услуг в рабочие профессии.
Рост доставок
От коронавируса пострадали туризм, салоны красоты и парикмахерские, рестораны и кафе — все они закрылись. Как долго они будут восстанавливаться после снятия ограничений, с учетом того, что многие люди из карантина без денег или, хуже того, с долгами — неизвестно. Россияне в исследованиях уверенно ответили, что на ближайшие полгода траты снизят и планы пересмотрят.
Несмотря на плачевную ситуацию, ряд сфер переживает не просто рост — прямо-таки взрывной скачок. Сервисы доставки развиваются: в условиях, когда не дойти до нужного магазина, и разумным выходом становится заказ с курьером. На старте коронавирусной паники (помните, да, как люди смели с полок гречку, макароны и почему-то туалетную бумагу?) сервисы доставки еды из магазинов оказались перегружены, заказы могли «висеть» в очереди по две недели — настолько популярной была услуга. Тогда часть людей воспользовалась сервисом впервые и втянулась. Любимый магазин может быть далеко от дома, туда надо идти, самостоятельно собирать корзину, ждать в очередях. У некоторых эти «телодвижения» прочно ассоциируются с воскресеньем — выходным, когда ты все время проводишь в разных магазинах и в итоге еще больше устаешь. Внезапно оказалось, что всего этого не нужно. Привозят к порогу много чего: еду, одежду, спортивный инвентарь, технику, банковские карты — даже машины покупают и продают удаленно. Аналогичная услуга появилась даже у «АвтоВАЗа». Правда там ключи не прилетят вместе с дроном, как у китайской Geely, но нововведение все равно приятное и полезное.
Что в итоге? Оказалось, что тратить время и даже целые выходные дни в магазинах и торговых центрах не нужно — вероятно, многие останутся приверженцами доставок и маркетплейсов и после выхода из карантина. Это удобно, потому что есть фильтры, быстро — потому что есть поиск, и выгодно — можно урвать скидки да и время экономишь.
Путешествия и туризм
Турсфера ушла в затяжное пике и непонятно, как скоро после смягчения мер и открытия границ вернется к привычному состоянию. Страдают и туроператоры, и IT-компании, разрабатывающие сервисы для путешественников, и авиаперевозчики. Непонятно, что станет с ценами на билеты — будут ли они стоить как раньше, станут дороже с целью возместить убытки или напротив — подешевеют для привлечения пассажиров? Да и многие поостерегутся лететь в страны, где COVID-19 бушевал сильнее всего.
На фоне всего этого может подняться внутренний туризм в России. Владимир Путин призвал развивать это направление. Напомним, что внутренний туризм это не только Сочи и Крым — в России хватает мест, которые вас увлекут. Навскидку вспоминается озеро Байкал, о котором все мы знаем, но мало кто был. Хибины, где вы найдете белые ночи, полярное сияние, уютные базы отдыха и сафари на квадроциклах, магический Алтай и серфинг на Камчатке.
Что в итоге? Сложно сказать, но мы очень надеемся, что внутренний туризм станет доступнее — в России много классных мест, где найдется все и для любителей спокойного отдыха, и для ищущих приключений.
Новые стандарты поведения и одежды
Шутка про то, что в это сложное время нам надо держаться подальше друг от друга, уйдет еще не так скоро. Концерты, вечеринки и посиделки в барах не вернутся завтра. Есть ли в этом плюс? Личного пространства стало побольше. Но больше ничего хорошего в этом не видно.
Зато теперь никто не будет показывать пальцем и смеяться, если вы покажетесь на улице в маске. Да хоть в респираторе — этот предмет уже примелькался и стал обыденным предметом гардероба. В Азии уже давно ходят в масках и респираторах, и это неплохая привычка. Конечно, это не значит, что все поголовно должны их надеть — но если вы болеете, то это разумный шаг. Опять же аллергики будут благодарны этой моде. Ходить можно не только в угрожающих респираторах — Reebok разрабатывают свою линейку. Наверняка и остальные производители возьмутся, если обстановка с вирусом затянется.
Удаленная жизнь
Возможно, кто-то из нас больше не вернется в офис. Компании оценят выгоды команд, члены которых полностью или частично трудятся удаленно — не надо тратить деньги на рабочее место сотрудника, в отдельных случаях офис не нужен, люди работают в комфортных для себя условиях. Сами сотрудники тоже распробовали прелести формата: нет ранних подъемов за пару часов до рабочего дня, стоять в пробках или толкаться в забитом метро не надо, а работать можно как тебе удобно.
Онлайн-шоппинг и так был популярен, но в 2020 резко набрал аудиторию. Удобство и экономию времени люди оценят, так что от частых походов в магазины кто-то точно откажется. Ассортимент доступных онлайн товаров растет — все слышали про то, что безрецептурные лекарства можно будет продавать онлайн после получения разрешения.
Онлайн-трансляции театральных постановок и концертов пообещали оставить. Дистанционное образование прошло первый стресс-тест: посмотрели как это выглядит, какие проблемы приносит. Главное — стало очевидно, что очно ходить на лекции не так уж обязательно. Полный переход на онлайн-рельсы маловероятен на нашем веку: как выполнять те же лабораторные работы? Но шаг правильный, да и люди оценили скидки и бесплатный доступ к онлайн-курсам и втягиваются в освоение новых навыков.
Телемедицина и онлайн-встречи с психологами не заменят полноценного похода к специалисту, но могут сделать заботу о здоровье привычкой: обратиться к доктору онлайн проще и быстрее, чем планировать поход в поликлинику. Конечно, такое обращение не больше, чем консультация — но даже это помогает. Врачи оказались на передовой, и мы можем лишь сказать им спасибо за то, что они ежедневно спасают людей.
Спорт и тренировки дома набирают популярность — для индивидуальных занятий хватает закупки инвентаря в спортивном магазине. Вообще на самоизоляции люди осознали, что многое легко решить из дома и сберечь время на что-то действительно важное. Вместо хождений по ТЦ съездить к родителям, вместо стояния в пробке заняться спортом, вместо толкучки в метро — подольше поспать и наконец приготовить нормальный завтрак. Осталось дождаться, когда самоизоляция закончится и мы вновь увидимся друг с другом.
Это тоже интересно: