НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

«Выключить и включить пробовали?» Кто такие системные администраторы?

26 июля 2024
Сисадмин — один из самых важных и одновременно таинственных сотрудников в любой компании. Никто до конца не понимает, чем именно он занимается. Мы отмечаем День системного администратора, и редакция Hi-Tech Mail поговорила с тремя представителями этой профессии, чтобы раз и навсегда ответить на все вопросы и разбить стереотипы.

Как стать системным администратором

Системный администратор — человек, от которого зависит, получится ли у сотрудников компании выйти в интернет, завести свой почтовый ящик на корпоративном домене, подключиться к VPN или просто включить компьютер. Он же нередко отвечает за информационную безопасность организации.

Кому-то, чтобы стать системным администратором, больше всего помогут желание и образование в сфере информационных технологий. Для Рустама, работающего сисадмином в телекоммуникационной компании в Москве, определяющим оказалось школьное увлечение информатикой. «После школы я решил поступать на IT-специальность. Учился на управленческом направлении, но сейчас работаю в поддержке. Такой выбор объясняется тем, что я — общительный человек. Сейчас я и не думаю жалеть о том, что я стал сисадмином. Мне нравится работать с обращениями и помогать решать проблемы других».

Валерий работает системным администратором в Уфе. «Впервые мне предложили эту должность, когда я еще учился в университете. Я решил попробовать, оценить перспективы профессии со всех сторон и уже тогда понял, что это мое».

Илья пришел в сферу IT случайно. Он считает, что системный администратор — это не собирательное название программиста, который все может, а упрощенная характеристика разных специальностей. В его случае сисадмин — это инженер технической поддержки. «Я закончил медицинский университет. Однажды случайно оказался в технической поддержке большого конгресса и справился хорошо. На следующий год я уже возглавил эту команду.

Сейчас я работаю в большой компании. Мы помогаем почти двум тысячам пользователей. Сначала устроился по контракту, потому что совмещал профессию с учебой. Большинство ребят из IT-сферы имеют непрофильное образование и это здорово. Учиться самостоятельно — гораздо важнее. Чтобы стать сисадмином, достаточно в нужный момент 'включать голову', уметь работать руками и знать технический английский. Часто приходится общаться с иностранной поддержкой, у них бывает специфический сленг. Расшифровка сокращений и профессиональных терминов — полезный навык для прокачивания собственных умений».

Что делает системный администратор

Рустам рассказывает, что невозможно четко перечислить задачи, с которыми сталкиваются сисадмины.

«Он всегда разный. Наша профессия не похожа на работу кассира-операциониста в банке. Новый день — новые уникальные задачи. Моя сфера ответственности чаще всего связана с решением локальных проблем сотрудников, с которыми обращаются люди. Глобальные и системные проблемы проще предупредить и отработать заранее, поэтому их почти не возникает. Самое простое описание задач сисадмина: вспомните, с чем вы обращались к своему учителю информатики или отцу. Похожие проблемы решаем и мы, только с более сложным программным обеспечением. Несмотря на это, большинство вопросов за рабочий день похожи на известный мем: 'Я что-то нажал и все исчезло'.

Самая частая проблема, которую приходилось решать во время эпидемии коронавируса, — работа с VPN. 90% сотрудников ушли на удаленку и начались похожие запросы: отвалился VPN, не получается подключиться. Проблема таких однотипных задач в том, что сотрудники не читают инструкций. Из-за этого приходится пересказывать их, проглатывая злость из-за того, что тратил время на написание туториала, который все игнорируют».

Иногда системный администратор может работать не в штате компании, а на аутсорсе. Именно так работает Вадим. «Из-за этого перечень задач у меня самый разнообразный. Каждый раз я выезжаю в новую организацию и изучаю всю систему от и до: компьютеры, сети, программное обеспечение. Мне ставят задачи и я делаю их разом под ключ, чтобы больше не возвращаться. Организаций-клиентов много, и обслуживать нужды одной в течение долгого времени нерентабельно».

Илья считает, что треть всей работы системного администратора связана с неопытностью пользователей. «Человек, бывает, просто не включил монитор или нажал не ту кнопку. Наоборот, бывают и сложные задачи, на которые можно потратить целый день и ночь после работы. Работа сисадмина во многом — исследовательская. Методом проб и ошибок мы пытаемся выяснить, что именно и по какой причине сломалось. Системный администратор — это человек, который умеет гуглить. 70% проблем, с которыми мы сталкиваемся, уже были кем-то решены до нас».

Самое сложное в работе

Складывается впечатление, что системные администраторы выполняют однотипные и скучные задачи. Это не совсем так. Опыт Вадима доказывает, что порой сисадмину под силу практически невыполнимые задания.

«Один из самых сложных кейсов случился, когда мне позвонил клиент с запросом на сборку нескольких компьютеров. Проблема в том, что выполнить все нужно было за один день. Пришлось выезжать на место рано утром. Оказалось, что собрать нужно было 50 штук. При этом локальной сети тоже не существовало. Дополнительно ее необходимо было развернуть и настроить. Помимо сборки, требовалось везде установить операционную систему и программы. Так компания готовилась к проведению конференции. Меня буквально на день закрыли в одном кабинете с этими железками. В итоге, я уехал оттуда только в полдень следующего дня за два часа до начала мероприятия. Зато вся работа была сделана хорошо, а этот случай навсегда мне запомнился».

Но другой опыт чуть не закончился для Вадима печально. «В одной из организаций, которая наняла меня, было три этажа, один из которых — −1. Именно там сидела вся администрация — директора, бухгалтеры. Однажды я приехал по вызову и обнаружил, что этот этаж затопило. Электрические приборы и вода — не самое безопасное сочетание. Моей задачей было достать оттуда всю технику, высушить, подключить заново и собрать новые компьютеры. При этом туда требовалось подгрузить всю информацию из старых железок».

Илье кажется, что даже самая простая, на первый взгляд, задача превращается в сложную, когда к ней приступаешь. «Наша команда технической поддержки однажды должна была обеспечить удаленную работу программы, в которой не было предусмотрено такого функционала. В такие моменты ощущается невозможность сопоставить реальность и желание, например, начальства. Именно это — самая сложная часть работы».

Чем развеселить и заинтересовать системного администратора

Иногда в работе системного администратора случаются комичные моменты. Мечта Рустама — собрать их все в одну книгу или журнал и опубликовать.

«В моей компании когда-то работала бизнес-ассистентом девушка, которая подходила как раз с веселыми вопросами. Однажды она пожаловалась, что потеряла телефон и очень вежливо попросила выдать новый. Ей было сложно понять, что IT-департамент не выдает айфоны. После отказа она рассказала, что все-таки нашла какой-то другой. Она переставила сим-карту и подумала, что из-за этого код-пароль для разблокировки ее старого телефона должен подойти и к новому. Я решил немного подыграть и посоветовал попробовать разблокировать айфон через Touch ID. После нескольких безуспешных попыток пришлось аккуратно объяснить, как на самом деле работает технология. Таких ситуаций много и тут важно не делать вид, будто ты лучше других, а проявить терпение и внимательность к человеку».

Стереотипы о профессии и отношения с коллегами

О системных администраторах существует много стереотипов. Это обязательно молодой человек, он выглядит неряшливо, не встает со стула, не очень отзывчив к просьбам коллег, но при этом и не делает ничего сверхъестественного. Герои интервью готовы опровергнуть эти устаревшие представления об облике сисадмина.

Даже разговор о работе заставляет Рустама улыбнуться.

«Я не чувствую своего превосходства или незаменимости, особенно в общении с коллегами. Уникальность — более точное слово. Я — экстраверт, поэтому ко мне тянутся окружающие. Это точно выходит за рамки распространенного мнения о том, что сисадмины всегда хмурятся, носят безразмерные толстовки, огрызаются на коллег и относятся к ним снисходительно».

Вадиму тоже кажется, что ни один стереотип не относится к его работе. «Кажется, что системный администратор — человек, который способен получать деньги просто за то, что следит за тем, как все работает, без прямого участия. На деле, самое главное — контролировать работу бухгалтерии, как одного из самых важных подразделений в любой компании. Мой посыл в работе — чтобы был нормальный результат, достаточно с самого начала сделать все по высшему уровню. Тогда не придется возвращаться к базовым вещам и исправлять их. Гораздо легче работать с системой, отлаженной как часы».

Илья отмечает, что работать в команде системных администраторов — это весело. «Все сисадмины немного повернутые на своей профессии и своеобразные. Думаю, именно это — корень всех стереотипов о странностях, непричесанности и необщительности. Все оттого, что у системных администраторов и правда слишком много проблем, и в большинстве случаев мы сильно задумываемся о них и уходим в себя»

Впервые текст был опубликован 31 июля 2020 года.

Полина Малахова