НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

«Гром» и его команда. Когда у России появятся ударные беспилотники?

17 сентября 2020
У всех технологически развитых государств уже есть такие машины, а в России их серийное производство ещё не началось. Разработка ударных БПЛА уже на финишной прямой, но есть проблемы, которые могут поставить крест на применении таких машин.

Россия в аутсайдерах гонки беспилотников. Первый дрон испытали лишь в 2017 году

Главная сложность для российских компаний, создающих разведывательные беспилотники с ударными возможностями, — технологический уровень, заданный родоначальниками беспилотной эпохи — американцами. Разумеется, сугубо хронологически они не были первыми — в СССР беспилотники фирмы «Туполев» активно использовались военными, однако широкого боевого применения эти аппараты не нашли.

Отставание беспилотных аппаратов российского производства от американских насчитывает не один год. Ударный дрон MQ-1 совершил первый полёт еще в 1994 году и практически сразу был запущен в серийное производство, а российская машина «Орион» прошла лётные испытания в условиях, максимально приближенных к боевым, лишь в 2017 году.

За это время в производстве беспилотников преуспели не только американцы, но и менее искушенные в вопросах ударных БПЛА страны — Франция, Германия, Италия (все вместе они построили на производственной базе Dassault ударный дрон Neuron), Израиль (IAI Eitan, и Elbit Systems Hermes 900), Китай (беспилотники серии Wing Loong, практически точная копия MQ-1), Турция (Bayraktar TB2) и целый ряд других государств.

Россия в списке активных эксплуатантов и тем более экспортёров беспилотных технологий не значится по сей день. Причин для этого сразу несколько, и не все они могут решиться даже за пять лет.

Почему у нас их нет?

Несмотря на то, что после развала СССР в России сохранились исключительно профессиональные конструкторские бюро, военные до последнего отказывались изучать тему активного боевого применения БПЛА в разведывательных и ударных целях. С мертвой точки дело сдвинулось после событий 2008 года, когда стало ясно, что небольшие ударные дроны способны сделать работу штурмовой авиации со сравнимой эффективностью и куда меньшими затратами. Проблема состояла в том, что все беспилотники, принятые на вооружение в СССР, для таких операций не годились — требовался иной подход, связанный с новыми научными, исследовательскими и производственными работами.

Однако крупные авиационные фирмы за исполнение этого заказа браться не стали — ударный дрон среднего радиуса действия и высокой продолжительности полёта для мастодонтов авиационной промышленности оказался мелковат. В итоге работы над машиной начались лишь в 2011 году, однако беспилотник «Альтиус-У», созданный в рамках темы «Альтаир», до сих пор не принят на вооружение, не проходил опытно-войсковой эксплуатации и регулярно дорабатывается.

Если исходить из хронологии появления ударных машин в России, то промышленности заказали «реверсивную разработку» — сначала тяжелые ударные дроны и беспилотные ведомые, потом всё остальное.

Первым на свет появился «Охотник» С-70 — тяжёлая ударная машина массой в 20 тонн и максимальным боевым радиусом в 3,5 тыс. километров. Эта машина стала знаковой, уникальной во многих смыслах — ни в одной стране мира подобных технологий на момент появления «Охотника» в 2019 году не оказалось.

В том же 2019 году частично раскрыли ударные возможности беспилотника «Орион», а на форуме «Армия-2020» компания «Кронштадт», разработавшая машину, показала ракеты и бомбы с лазерным наведением, которые «Орион» может носить вместо разведывательной аппаратуры.

Армии нужны тысячи беспилотников. Но вряд ли в ближайшее время построят даже несколько сотен

Любопытно, что ни в 2019, ни в 2020 году ударных беспилотников с большой дальностью полёта и внушительной нагрузкой, аналогичной американским машинам, общественности не показывали. Лишь в 2020 году «Кронштадт» привёз на форум «Армия-2020» ударный беспилотник «Гром», о котором на данный момент известно много деталей.

«Гром» существенно меньше «Охотника» — взлётная масса всего 7 тонн. В качестве двигателей используются те же агрегаты АИ-222, что и на самолётах Як-130. В отличие от «Ориона» и «Альтиуса», для которых создаются малогабаритные боеприпасы с ограниченными возможностями, «Гром» — взрослая машина, способная поддать жару на поле боя.

В рамках форума «Армия-2020» разработчики машины рассказали, что «Гром» не может реализовать концепцию беспилотного ведомого, однако использование именно этих машин позволит применять оперативно-тактическую авиацию пятого поколения, в помощь которой и создавались «Охотники».

«Гром», по словам разработчиков, идёт впереди основной группы авиации на удалении в несколько сотен километров и провоцирует противника открыть огонь. После того, как средства ПВО обнаруживают себя и пытаются сбить атакующих, группа из десяти-двенадцати БПЛА начинает «работать» по силам противовоздушной обороны всем арсеналом.

Кстати об оружии — специально для «Грома» не стали придумывать новые боеприпасы. Беспилотники применяют ракеты с радиолокационным, лазерным и ТВ-наведением, а так же крылатые ракеты и корректируемые бомбы: всё то же самое, что «возят» на себе бомбардировщики Су-24, Су-25 и Су-34.

Уже потом, когда силы ПВО вероятного противника обнаружены, зафиксированы и частично подавлены, «Гром» отходит обратно, открывая дорогу фронтовой авиации — истребителям Су-57 и бомбардировщикам Су-34, в помощь которым подключают С-70 «Охотник».

Но это касается лишь масштабных боевых действий, когда противник понятен, данные о нём собраны, а в армии находится достаточное количество ударных дронов. На вопрос о том, сколько в действительности нужно «Охотников» для эффективной войны мнения разнятся. Одни специалисты в рядах ВКС считают, что достаточно одного борта на пилотируемый самолет, другие уверены, что нужно не меньше трех.

Так или иначе, потребности ВКС России в «Охотниках» и «Громах» оцениваются тысячами, но речи о серийном производстве этих машин до сих пор не идет, и до середины 2020-х годов ВКС вряд ли получат даже несколько сотен таких машин.

Но и в этом случае работать придется опережающими темпами. Американские БПЛА Avenger, RQ-170 Sentinel, MQ-25 Stingray и RQ-4 Global Hawk летают давно и зарекомендовали себя исключительно с хорошей стороны. Удастся ли достичь такого же уровня в развитии беспилотной авиации российским специалистам — большой вопрос.

Что делать с террористами?

Еще важно держать в голове, что «Гром» и «Охотник» — машины не для локальных войн в привычном понимании этого слова. Разумеется, первые летательные аппараты из этой линейки почти наверняка пройдут «крещение огнем» где-нибудь в Сирии или Ираке, но использовать такие машины для нанесения ударов по относительно незащищенным объектам — это всё равно, что забивать гвозди электронным микроскопом.

Ощутимого прогресса в нише относительно недорогих турбовинтовых беспилотников, способных «кружить» в районе атаки больше суток, по-прежнему нет. Эволюционная цепочка российских ударных дронов даёт сбои — текущий статус проекта «Альтиус-У» неизвестен, а единственными пригодными к боевому применению в данный момент беспилотниками российского производства остаются «Орион» и беспилотник-боеприпас «Ланцет», созданный Zala Aero.

По иронии судьбы российская ветка беспилотников развивается в обратном направлении — от большого к малому, в то время как западные технологии развиваются линейно, от небольших ударных дронов и устойчивых каналов управления к тяжелым ударным средствам.

Паритет в технологичности с российскими машинами американские, израильские и китайские реактивные беспилотники уже достигли. Однако по непонятным причинам разработка турбовинтовых БПЛА то ли поставлена на паузу, то ли разработчики и военные выжидают удобный момент, чтобы рассказать о беспилотниках.

Томительное ожидание, помимо боевого опыта, лишает российских специалистов и другого окна возможностей, связанного с БПЛА. Стоимость технологичного БПЛА со средствами поражения вполне может приближаться к десяти, а в некоторых случаях и к 20 миллионам долларов. Такие машины охотно покупают в странах, где собственная высокотехнологичная промышленность отсутствует.

На этом поле давно играют израильские, турецкие и китайские компании, а недавно был снят запрет на экспорт американских машин. Есть вероятность, что российские ударные беспилотники (и их экспортные версии) появятся слишком поздно — мировой рынок беспилотников уже через 5 лет может быть перенасыщен, и российские машины не смогут конкурировать с зарубежными. Какого количества валютных поступлений в этом случае могут лишиться российские экспортеры такой техники, остается только гадать.

Российские военные удивили весь мир на международном военно-техническом форуме «Армия-2020». Собрали лучшие образцы современной военной техники в нашей галерее:

Это тоже интересно:

Георгий Шамуев