НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Сколько нужно ракет, чтобы затопить авианосец?

15 сентября 2020
В мире много вечных вопросов, над которыми люди не всегда успевают задумываться. Например, вот такой: вы представляете, сколько нужно ресурсов, чтобы потопить авианосец? А мы разобрались.

Никто никогда не пытался потопить авианосцы – нужно слишком много ракет

Для начала проясним ключевой момент — классическая модель уничтожения авианосца (да и вообще любого боевого корабля), которая описывается в красочных презентациях оружейных компаний, почти всегда работает по-другому. Любой корабль, и авианосец в особенности, снабжается системой противовоздушной обороны, которая представляет собой единственный эшелон защиты от любого нападения с воздуха.

В случае с авианесущими кораблями такая система защиты масштабируется. В состав боевого охранения американского авианосца входит не менее восьми кораблей с современным противоракетным вооружением. Большая часть из них — эсминцы типа «Арли Бёрк», ПВО которых оснащается не только современными сверхзвуковыми ракетами, но и сверхчувствительными радарами, которые засекут приближение противокорабельной ракеты за десяток километров.

С учётом скорости движения российских ПКР (а именно их мы условно принимаем за самую серьёзную угрозу), времени на реакцию почти нет — на обнаружение ракет и их поражение на встречном курсе отводится всего несколько секунд. В дело вступают не только ракеты, но и зенитная артиллерия. Комплексы Mark 15 CIWS тратят несколько тысяч снарядов и создают «коридор огня», которым подлетающие ракеты должны быть уничтожены. Но что будет, если ракеты долетят до авианосца? На этот счёт есть несколько мнений.

Строго говоря, физическое уничтожение авианосца — вопрос, который никогда и ни при каких обстоятельствах не стоял перед соединениями ВМФ и морской авиации. Главная причина отказа от такого подхода — количество эшелонов системы ПВО у кораблей боевого охранения авианосца. Другая, не менее важная причина — ограниченный боезапас на кораблях и самолётах.

В армии и на флоте есть такое понятие «наряд сил», который означает выделяемый на поражение цели ресурс. В военно-морском флоте СССР наряд противокорабельных сверхзвуковых ракет П-500 «Базальт», одних из самых современных ракет эпохи «холодной войны», в конфигурации с осколочно-фугасной боевой частью, составлял четыре ракеты на одну цель. При этом непосредственно до авианосца долетали в лучшем случае две — остальные уничтожались корабельной системой ПВО.

Но время шло, ракеты научились «рыскать» и маневрировать на подходе к цели, и наряд ракет на поражение авианосца более современной ракетой П-700 «Гранит» уменьшили до трёх. Вероятность поражения стала выше лишь незначительно. При моделировании две ракеты по-прежнему уничтожались системой ПВО, а третья, в обычном или ядерном исполнении, проламывала корпус корабля чуть выше ватерлинии и взрывалась в районе погребов с авиационным боекомплектом или около стенок атомного реактора.

Несмотря на то, что оба этих отсека забронированы и защищены специальным защитным корпусом как раз на такой случай, кинетическая энергия сверхзвуковой ракеты и проникающая способность боевой части делали своё дело, и встреча с ПКР неминуемо закончилась бы для авианосца гибелью. Правда, до затопления дело всё равно бы не дошло.

Главная задача, которую преследуют военные — лишить авианосец хода и направить все ресурсы команды на борьбу за живучесть. Уничтожение — крайняя мера, которая требует огромных ресурсов, связанных с привлечением нескольких кораблей и полноценной ударной группы, в то время как один самолёт или подводная лодка может лишить аэродром в океане возможности воевать.

Есть два способа развалить авианосец в боевых условиях: бить в ангары с топливом или бить в реактор

Подавляющее большинство российских противокорабельных ракет, включая почти все самые современные, после выхода из пускового контейнера идут к цели на сверхзвуковой скорости. Большинство из них применяется «точечно» — ракеты идут на сверхзвуке и на малой высоте в режиме автоматической коррекции, и опознают авианосец по характерному только для корабля этого типа режиму работы электронных приборов.

Некоторые из ракет, например сверхзвуковые ракеты «Оникс», применяются парно или сразу с нескольких носителей, когда поражение цели необходимо провести с гарантированным результатом. Как и все сверзвуковые ракеты «Ониксы» можно применять побортно — атакуя авианосную ударную группу с разных направлений. Лобовая ракетная атака авианосца — редкий и очень сложный манёвр, провести который качественно очень тяжёло.

Этим приёмом пользуются в основном во время учений — поражение корабля-мишени при этом получается эффектным. За счёт высокой скорости ракеты проламывают носовую часть корабля в районе палубной надстройки под углом примерно 20 градусов, проникая в подпалубные помещения.

Однако в боевых условиях самых эффективных способов уничтожить авианосец всего два.

Первый способ уничтожения авианосца — разнести подпалубные ангары с топливом, боеприпасами или реакторный отсек прямым попаданием. Если стоит задача непременно затопить авианосец, то для такой задачи привлекаются исключительно ракеты с ядерной боевой частью. У самых современных российских противокорабельных ракет П-800 при трёх тоннах чистого веса мощность ядерной боевой части составляет от 300 до 700 килотонн. Этого достаточно, чтобы, цитируя «Стражей галактики», «оставить в корабле дыру размером с весь корабль».

Прочный корпус авианосца от такого попадания, несмотря на архитектуру, может разломиться надвое. Косплей на «Титаник» в этом случае получится крайне эффектным, но предела совершенству нет, и российские военные придумали кое-что поинтереснее.

Второй способ — испарить авианосец. В прямом и переносном смыслах этого слова. Для этого потребуется другой авианосец и один глубоководный аппарат «Посейдон» с ядерной боевой частью в две мегатонны. Подрыв БЧ с такой мощностью, как говорят бывшие военные моряки, должен происходить не под вторым дном прочного корпуса корабля, а непосредственно у правого или левого борта, желательно в районе реакторных отсеков.

Взрыв такой мощности неизбежно спровоцирует разрушение стенок обоих реакторов и приведёт к полному уничтожению корабля.

Достать «Кинжал». Что за ракеты установили на МиГ-31К

Все? Нет. Третий способ — разнести авианосец гиперзвуковой ракетой «Кинжал». Относительно классической схемы разрушения авианосца торпедой, одной, двумя или группой ПКР (в том числе и дозвуковых), применение гиперзвуковых ракет «Кинжал», пожалуй, самый эффектный, но не самый эффективный способ уничтожить корабль.

Сложность состоит в том, что в отличие от гиперзвуковых ракет «Циркон», запускаемых с корабля или подводной лодки, и подлетающих к авианосцу на минимальной высоте, ракета комплекса «Кинжал» обнаруживается противником уже в момент пуска. Проблема в том, что самолёт-носитель ракеты МиГ-31К в момент пуска находится на высоте в 1215 километров. Эскорт авианосца почти всегда обладает серьёзным противоракетным вооружением и чувствительными радарами дальнего действия, поэтому ракета, которая с рёвом и грохотом срывается с подфюзеляжного пилона на большой высоте, в режиме досягаемости для корабельной ПВО гораздо лучше видна на экране, чем ПКР, которая несётся к цели на высоте 10 метров от поверхности воды.

Несмотря на то, что «Кинжал» часто называют авиационным вариантом ракеты «Искандер», это утверждение не вполне справедливо. В отличие от «Искандера» боевая часть «Кинжала» оснащена принципиально другой системой управления. Пуск ракеты производится с дальности в тысячу километров, и после того, как ракета выходит в заданный квадрат, бортовой компьютер выдаёт команду на резкий набор высоты.

После обнаружения и захвата цели «Кинжал» совершает резкий подъём до высоты в 28 километров, и затем начинает (как говорят военные) управляемое снижение. По большому счёту, «Кинжал» — это косплей на межконтинентальную ракету, боевые блоки которой падают на головы вероятного противника по баллистической траектории. Как и МБР с несколькими ядерными зарядами, боевая часть «Кинжала» постоянно маневрирует, исключая попадание ракеты или зенитной артиллерии.

Главная сложность для ПВО авианосца и кораблей вооруженного эскорта при этом состоит в скорости боевого блока. На конечном участке полёта «Кинжал» летит со скоростью в 4 километра в секунду (Для сравнения, МКС на орбите летит со скоростью 7 километров в секунду). Максимальная скорость для перехвата на встречном курсе для корабельной ПВО американского эсминца при этом составляет 2,8 километра в секунду при условии, что цель... не маневрирует. Именно так экипаж крейсера «Лэйк Эри» в 2008 году уничтожил вышедший из строя спутник-шпион, но разовая демонстрация и непростые боевые условия не похожи друг на друга.

Боевое оснащение «Кинжала» держится в секрете, однако бывшие военные моряки, хорошо знакомые со схемами атаки авианосца, полагают, что речь может идти как о проникающей неядерной боевой части, так и о ядерном заряде мощности до одной мегатонны. С учётом, что кинетическая энергия «Кинжала» во время полёта по баллистической траектории крайне высока, боевая часть ракеты может проломить верхнюю часть корпуса с полётной палубой, проникнуть в ангар для хранения боеприпасов и произвести подрыв заряда именно там.

Детонация ядерного заряда, топлива и боеприпасов на авианосце, по словам специалистов, может привести к физическому уничтожению авианосца как боевой единицы.

Российские военные удивили весь мир на международном военно-техническом форуме «Армия-2020». Собрали лучшие образцы современной военной техники в нашей галерее:

Это тоже интересно:

Георгий Шамуев