НовостиОбзорыИтоги года 2024Все о нейросетяхГаджет года 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыЭксперты

Бизнес, искусство и счастье: зачем вы учили математику в школе

21 сентября 2020
«Зачем учить математику, как она пригодится в реальной жизни?» — этот вопрос очень часто волнует школьников и, будем честны, далеко не только их. На первый взгляд кажется, что для тех, кто не планирует поступать в технический вуз, большая часть школьной математики совершенно бесполезна. Действительно, зачем изучать логарифмы и упрощать алгебраические выражения? Никакой практической пользы!

Конечно, всё не так просто (и бессмысленно). И хоть в 21 веке у нас есть не только калькуляторы, но и смартфоны с доступом к любой информации, и компьютеры, которые могут делать сложнейшие расчеты, математика остается одной из главных наук. Вместе с Александрой Подгайц, методистом-математиком Учи.ру, попробуем разобраться, какую пользу может принести изучение математики.

Математика — это... искусство!

К сожалению, этому очень редко учат в школе, но вообще саму математику можно воспринимать как отдельный вид искусства. А уж некоторые её более наглядные разделы, например, популярные нынче фракталы или бесконечные спуски и замощения плоскости с гравюр Эшера делают красоту математики доступной даже любителям математики (и ценителям красоты) младшего школьного возраста.

Математика стимулирует творческое мышление. Решение задач, в которых нужно не просто действовать по готовому алгоритму, а что-то придумать — таких задач особенно много в курсе геометрии — это самое настоящее творчество.

Если сравнить рассказы учёных-математиков о том, как они исследуют мир абстракций и совершают математические открытия, и рассказы людей искусства — композиторов, писателей, художников — можно найти очень много общего. Творческий процесс, хотя и приводит к совсем разным результатам в науке и искусстве, устроен по схожим принципам: процесс математического творчества, по Пуанкаре, состоит из этапов подготовки, вынашивания и озарения — таких же, как и творческие процессы в других областях.

Математика тренирует память и способствует общему развитию

Что касается бесконечного решения примеров на устный счёт и вычислений в столбик, на которые жалуются многие школьники, то они в том числе тренируют память и способствуют образованию новых нейронных связей. Поэтому, хотя у нас и есть калькуляторы во всех устройствах, иногда всё-таки полезно посчитать что-то в уме или на бумажке (и, откровенно говоря, часто это ещё и быстрее).

Ломоносов говорил «математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». И он был, конечно, прав. Изучение математики формирует системное мышление (а это и есть то самое «приведение ума в порядок»), и этот навык помогает видеть структурные связи между разными объектами не только в науках, но и в повседневной жизни, в общественных тенденциях, в политике, наконец.

Умение оперировать абстрактными понятиями, которое развивается при занятиях алгеброй, — даже такими, казалось бы, скучными, как многочлены или логарифмы, — полезно для лучшего восприятия и понимания искусства (ведь метафоры и связи между ними тоже абстрактны, ну а уж про абстрактность музыки и говорить нечего).

Математика поможет с будущей профессией

Изучение математики в школе даёт возможность широкого выбора будущего занятия. Математика сегодня применяется во многих сферах, и количество и разнообразие этих сфер только растёт.

Помимо более очевидных IT и экономики, математика — причём достаточно продвинутая математика — пригодится:

  • звукорежиссёрам (понимание акустики невозможно без математики, да и чтобы работать с современными программами для обработки звука, математика тоже понадобится);
  • синоптикам (математические модели, используемые для прогноза погоды, достаточно сложны);
  • психологам (для корректного проведения и интерпретации даже обычных психологических тестов необходимо знать хотя бы основы статистики);
  • людям любой профессии, которым понадобится что-то автоматизировать.

К тому же всегда есть вероятность, что в будущем ребёнку неожиданно захочется заняться, например, криптовалютой — и тут знания в области математики окажутся совершенно необходимыми.

В бизнес — с математическими знаниями

Ученые выяснили, что те же области мозга, которые помогают вам выполнять математические вычисления, задействованы в процессах внимания и принятия решений — процессах, сопровождающих всю нашу жизнь и критически важных для успешных предпринимателей.

Изучая математику, мы учимся видеть закономерности, анализировать, выбирать из нескольких способов оптимальный, систематизировать и обобщать. Все эти навыки сложно переоценить: мы пользуемся ими каждый день и в своей профессиональной жизни (кем бы мы ни работали), и дома, и в общении с людьми, и во время похода по магазинам, и во время сёрфинга в интернете.

Математика развивает способность критически и аналитически мыслить, видеть причинно-следственные связи. Про критическое мышление сейчас много говорят, и не зря: сколько людей отрицают эволюцию, верят, что Земля плоская, а вышки 5G опасны для жизни? (Спойлер: больше, чем кажется на первый взгляд.) При развитом критическом мышлении, умении отличать причину от следствия и логичную аргументацию от манипуляций человек уже не будет принимать факты на веру и слепо доверять авторитетам, а сможет проверять их и делать собственные выводы.

Математика для удовольствия

С творчеством же связана и более гедонистическая причина учить математику: хотя многим математика кажется скучной и непонятной, а также есть такое явление, как математическая тревожность, всё-таки можно научиться ловить настоящий кайф от математики.

Если вокруг поддерживающая среда, в которой не страшно ошибиться и чего-то не смочь, — решать задачи может быть очень приятно. Многие из нас в детстве любили задачи на смекалку или загадки, в которых ломаешь-ломаешь голову, а потом — раз! — и решение приходит. Это отличный источник удовольствия, и ради него уже стоит поучиться математике.

Это тоже интересно:

Hi-Tech Mail