НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

«Борей» против «Колумбии». Какая из новых подлодок круче?

13 ноября 2020
Приятные новости тоже есть — два самых современных типа подлодок увидят серию совсем скоро. Российский «Борей-А» и американские «Колумбия» появятся примерно в одно и то же время, но различия между ними слишком сильны, чтобы делать однозначный вывод о превосходстве одной из сторон.

Ядерные подлодки США устарели, но сейчас готовится мощнейшее обновление

АПЛ «Огайо» — единственный носитель стратегического ядерного оружия в ВМС США. Всего на вооружении американского военно-морского флота находится 18 подлодок этого типа. На борту 14 из них — по 24 баллистические ракеты Trident II D5 с дальностью пуска в 11 300 километров, еще четыре «Огайо» переделаны под носители крылатых ракет.

Однако группировку АПЛ «Огайо» в ближайшее время может ждать серьезное сокращение. Генеральный подрядчик флота США, компания General Dynamics Electric Boat, получила 9,5 млрд долларов на проектирование, строительство и испытания двух первых «преемников» носителей ядерного оружия. Однако история с проектированием и строительством подлодок типа «Колумбия» тянется много лет — Пентагон постоянно меняет техническое задание, добавляя разные требования, а генподрядчик пытается эти требования выполнить.

Трудности с серийным производством могут оказаться еще сильнее. Помимо того, что никто не знает, какой в итоге получится головной и второй по счету корабли, есть проблема с единой баллистической ракетой. Сложность кроется в том, что технические особенности и летные характеристики БРПЛ Trident II D5 давно известны потенциальным противникам, в том числе и российским военным. Входящая угроза от этого оружия учитывалась при создании системы предупреждения о ракетном нападении, а это значит, что о стратегическом преимуществе на случай чего пока речи не идет. К тому моменту, как корпус головной АПЛ «Колумбия» начнет приобретать законченные очертания, у США может оказаться и новая баллистическая ракета. Во всяком случае, именно этими работами заняты специалисты компании Northrop Grumman. Создать новую баллистическую ракету планируют за пару лет, и АПЛ «Колумбия» удивительно синхронно «запаздывает» в производстве именно на пару лет.

Когда ВМС США получат первые две субмарины, маховик технологической гонки совершит новый оборот, и баланс сил вновь сместится в сторону США. Добиться этого у США получилось благодаря нескольким решениям. Во-первых, на «Колумбии» впервые появится необслуживаемый ядерный реактор, рассчитанный на весь срок службы атомохода. Во-вторых, полукомпозитный корпус, почти целиком состоящий из многослойного поглощающего сигналы сонаров покрытия, позволит подлодке незамеченной ходить прямо под носом у «охотников за подлодками», включая российские. Для сравнения — подлодки текущего поколения «Огайо» засекаются противолодочными самолётами морской авиации на расстоянии в несколько километров. Каждая из 12 субмарин типа «Колумбия» обойдется Пентагону в 15 млрд долларов — это втрое больше, чем стоит одна «Огайо». Чем ответит Россия?

Ответ России – АПЛ «Борей» с суперкомпьютером на борту. Механика его работы – гостайна

12 июня 2020 года ВМФ России получил первую АПЛ стратегического назначения, построенную по новому проекту 955А «Борей-А». Новая субмарина «Князь Владимир» — четвертая подлодка семейства «Борей» и самая современная в линейке российских атомных субмарин вообще. Её ключевые отличия от предшественников — боевая информационно-управляющая система на основе искусственного интеллекта. БИУС «Борей-А» не только принимает решения, исходя из окружающей обстановки, но и даёт рекомендации экипажу субмарины. Источники в ВМФ России отмечают, что механика работы БИУС первого модернизированного корабля — государственная тайна, поскольку аналогичных систем ни на отечественных, ни на зарубежных подлодках никогда не применяли.

На суперкомпьютер, к которому стекаются все данные с датчиков субмарины, можно опереться в случае экстренного обнаружения субмарины в районе боевого дежурства. БИУС может самостоятельно увести лодку на глубину и не даст собрать данные о носителе баллистических ракет «Булава». По вооружению «Борей» уступает «Огайо» — 16 ракет против 24, однако перспективы развития ВМС США таковы, что боекомплект двух субмарин будет идентичен — и «Колумбия» и продвинутый «Борей» будут нести по 16 баллистических ракет.

И при этом, «Борей» в итоге может оказаться менее технологичным, чем «американец». При проектировании американской субмарины разработчики решили отказаться от использования паровых турбин и напрямую запитали электрический двигатель на ядерный реактор. Всё это привело к тому, что по уровню шумности «Колумбия» окажется в пять раз лучше «Огайо». Сердце российской АПЛ — реактор ОК-650В, относят к реакторным установкам классического типа. Он требует обслуживания раз в несколько лет, однако никаких нареканий к его надежности не возникало.

Всего к постройке запланированы не менее 10 субмарин 955 проекта, и с учётом скорого списания АПЛ «Огайо» с боевой службы, к середине 2020-х годов боевой потенциал ВМФ России и ВМС США должен был оказаться одинаковым, однако этого уравновешивания, скорее всего, не произойдет.

Значительная часть российских носителей ядерного оружия — подлодки 667БДРМ «Дельфин», главное вооружение которых — баллистические ракеты Р-29РМУ2 «Синева». Эти ракеты считаются вполне современными, однако следующая модернизация континентальной системы ПРО США может лишить «Синеву» возможности гарантированного прорыва ядерного зонтика Америки. Модернизировать «Дельфины» под ракету «Булава», которой вооружены подлодки 955 проекта, вероятнее всего, не станут, однако окончательное решение на эту тему еще не принято. Технологический потенциал проекта 667БДРМ еще не исчерпан. По прогнозам специалистов, необходимость дорабатывать электронику подлодок возникнет только через 10 лет. С учётом переработанных бортовых систем «Дельфины» могут остаться в строю до 2030-2040 годов.

Похожая судьба ждёт и «Огайо». Почти все представители АПЛ этого типа — «одногодки» российских «Дельфинов». Неизвестность с готовностью АПЛ «Колумбия» может заставить ВМС США продлить срок эксплуатации субмарин этого типа еще на несколько лет, и в итоге «Огайо» и «Дельфин» могут выйти в отставку почти синхронно, с разницей в пару лет. Проблема состоит лишь в том, что «Огайо» можно доработать до применения новых баллистических ракет. Последние, напомним, создаются в том числе, с заделом на использование в пусковых шахтах подводных лодок.

Иронично, но пока к новым АПЛ хватает вопросов: «Борею» нужно быть тише, «Колумбию» нужно хотя бы собрать

Другая сторона вопроса — шумность. Звуковой фон «Дельфинов» и «Огайо» примерно одинаков. «Борей» по уровню шумности заметно лучше как при сравнении со своим великим предком, так и в сравнении с американской АПЛ — гидроакустическая заметность в пять раз ниже, чем у многоцелевых АПЛ предыдущего поколения. Однако будет ли шумность субмарины достаточной в случае с американской «Колумбия» — вопрос по-прежнему открытый.

Проектная зрелость АПЛ «Колумбия» в данный момент оценивается в 40 процентов. Другими словами, больше половины конструкций по-прежнему не доработали, не проверили и не продумали. У «Бореев» такой проблемы нет — технологичность носителей ядерного оружия 955 проекта оценивают как «с запасом на 50 лет». Однако слова разработчиков и данные источников — это одно, а реальная боевая служба — совсем другое. Если сравнивать текущее положение дел и расстановку сил, то по качеству носителей ядерного оружия Россия пока впереди. Однако если ВМС США решат модернизировать морской компонент ядерной триады и введут перспективные носители в строй раньше времени, то баланс сил значительно изменится.

Перспективной замены для 955 «Борея» у ВМФ России пока нет. Многоцелевая АПЛ «Хаски», на которой российский ОПК испытает уникальные технологии, еще не в строю и сроки её производства остаются неизвестными. Поэтому в ближайшие 10–15 лет и РФ и США будут искать решения, на базе которых можно будет сдерживать друг друга с минимальными расходами. Кому из участников гонки за технологическое превосходство достанется первое место — угадать почти невозможно. На стороне ВМС США — бюджет и технологии, на стороне РФ — технологии, опыт, наука и уникальные решения, равных которым нет во всём мире.

Смотрите фото самого мощного оружия России, Китая и США:

Это тоже интересно:

Георгий Шамуев