НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Косплей на SpaceX, или как частные космические компании выживают в России

11 января 2021
Заниматься космосом в отрыве от государственных структур в России непросто. Регулирование, нормы и крупные корпорации, фактически, разделили рынок пусковых услуг и производство спутников между теми, кто может заниматься такой работой качественно. Историй успеха частных космических компаний в России немного. Вероятно, скоро их станет больше.

Где выгоднее всего работать?

Ниша разработки и запуска тяжёлых и свертяжёлых ракет — направление, в котором (пока) преуспела только одна компания — американская SpaceX. В России все ключевые проекты такого типа традиционного возложены на крупные корпорации — РКК «Энергия», ГКНПЦ им. М.В. Хруничева и другие опорные организации космической отрасли. Рынок пусковых услуг в частном секторе пока представляет только S7 Space, однако дело идёт не так быстро, как хотелось бы.

Зато по направлению сверхлёгких ракет, на которые всё чаще обращают внимание, если дело касается вывода на орбиту кубсатов (микроспутников) и миниспутников, наметилось появление серьёзного игрока. Компания Success Rockets планирует привлечь 50 млн долларов инвестиций и уже начала разработку сверхлёгкой ракеты со стартовой массой примерно 34 тонны. Но почти сразу к такой инициативе возникает вопрос — а почему крупные государственные структуры, например, та же «Энергия», не возьмутся за создание небольших ракет?

Основные причины, почему новые частные космические компании начинают выигрывать в космической гонке у старых, — это умение работать быстрее и дешевле.

Многие крупные корпорации этой отрасли, особенно в России, создавались ещё на заре космической эры, это было продиктовано политическими и военными целями, поэтому никого серьезно не беспокоили вопросы оптимизации производственных процессов, ресурсов и экономики. С тех пор на балансе предприятий скопились огромные материальные фонды и большое количество персонала, которые нужно содержать. Поэтому у них априори будут большие накладные и амортизационные расходы. Всё это закладывается в стоимость конечного изделия.

Что касается скорости, то тут тоже есть несколько объективных факторов, которые работают не в пользу крупных корпораций. Во-первых, «проклятие координации»: чем больше и сложнее система, тем ей сложнее меняться и инициировать новое. В этом смысле, боль у крупных концернов одна на всех — Boeing, Lockheed Martin, РКК «Энергия», Airbus и многие другие крупные корпорации находятся в похожем положении. Во-вторых, крупные компании затормаживает существующий процесс финансирования новых проектов, из-за множества внутренних согласований и частого использования государственной поддержки, что влечёт больше рисков, множество ограничений и дополнительный контроль. Эти особенности влияют и на процесс создания ракет, и создание спутников, элементной базы, наземной инфраструктуры.

Действовать в стиле Илона Маска — убить всех по стоимости

Конкретные направления, в которых Success Rockets хочет преуспеть, уже известны. Любопытно, что о технологических заимствованиях речи пока не идёт. В данный момент российская частная космическая компания делает упор на создание двух ракет — суборбитальной «Небо» и орбитальной «Сталкер». В них российские «частники» планируют использовать только свои технологии и решения.

Представители компании пояснили, что топливо тоже будет своим. Твёрдый состав на основе нитрата аммония и алюминия и собственный же твердотопливный двигатель. Над их созданием и доработкой трудится команда инженеров, химиков и физиков, которые являются сотрудниками компании. Уже успешно испытан собственный двигатель, который на данный момент является самым мощным среди продуктов частных компаний.

Однако представители Success Rockets отмечают, что в будущем чужие технологии потребуются, чтобы сэкономить бюджет и сократить время на разработку. Пока что главная статья расходов — электроника. Её закупают в КНР, а не в России, поскольку о полном импортозамещении элементной базы говорить пока не приходится.

Расчёт простой — чем надёжнее будет ракета, чем меньше будут затраты на её производство, тем меньше будет стоимость полезной нагрузки и больше прибыль.

Сейчас основные зарубежные конкуренты, обладающие сверхлёгкими ракетами, оказывают свои услуги вывода полезной нагрузки по цене 18-25 тыс. долларов за 1 килограмм.

В ближайшие годы у этих компаний стоимость будет падать, и уже сейчас видно, за счёт чего и когда это произойдет. Когда российские сверхлёгкие ракеты представят на мировом рынке, стоимость вывода одного килограмма полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту у зарубежных конкурентов будет в районе 1215 тыс. за килограмм. Российская компания заявляет, что целится в цену не выше 10 тыс. долларов за килограмм, и если их расчёты окажутся верны, то в ближайшие четыре года Success Rockets сможет заявить о себе на рынке пусковых услуг.

Сохранить моду на многоразовость и стать по-настоящему успешными можно, но действовать нужно быстро

Если говорить о быстром выходе на рынок пусковых услуг, то возможными считают два пути. Первый путь, по которому пошла компания SpaceX и другие зарубежные компании — это многоразовость. Такой путь требует большого количества денег и времени, так как сложность двигателей и других технических систем в конечном изделии становится очень высока. Второй путь, который в итоге и выбрали не только Success Rockets, но и целый ряд китайских компаний — это создание максимально дешёвой ракеты и двигателя, которые будет абсолютно невыгодно возвращать. И как раз тут российская компания пошла ещё дальше — сейчас они работают над технологией полного сжигания корпуса ступеней ракеты после их отделения, что позволит избежать их падения на Землю и загрязнения окружающей среды. Другими словами, в процессе каждого запуска будет происходить полная утилизация отработавших ступеней. В этом смысле эта технология более «зелёная», чем у SpaceX. Однако её реальную пользу в сравнении с полностью многоразовыми сверхлёгкими ракетами покажет время.

Другой резонный вопрос — инфраструктура. Строить собственный космодром для запуска ракет и регулярно его обслуживать — экономическое самоубийство. В Success Rockets говорят, что на время текущих испытаний и испытательных пусков планируется использование полигонов и пусковых площадок Министерства обороны РФ.

Но на этапе начала коммерческой эксплуатации компания всё-таки настроена (при поддержке «Роскосмоса») создать собственные частные космодромы. Речь идёт о площадках в Приморском крае и Республике Дагестан, космопорт «Азия» и космопорт «Европа» соответственно, а также об одной площадке в Арктической зоне — выбор стоит между Мурманской областью и Якутией.

Конечное решение во многом будет зависеть от участия и заинтересованности местных властей. Если взять, к примеру, Дагестан, то реализация данного проекта позволит повысить инвестиционную привлекательность и улучшит имидж республики, создаст новые рабочие места, разовьёт туризм в её северной части.

Кто станет клиентом?

Интересно, что сверхлёгкие ракеты могут стать небольшим, но крайне эффективным инструментом для пополнения бюджета. Локомотивом космической отрасли стать сложно, ведь миллиардные заказы — это прерогатива государственных структур. Но фокус в том, что «Роскосмос», которому приписывали желание осваивать весь космос самостоятельно, не планирует создавать сверхлёгкую ракету, и напротив, помогает частным компаниям в этом.

На текущий момент у госкорпорации приоритетным направлением является разработка ракеты сверхтяжёлого класса, спутниковой группировки «Сфера» и развитие программы ГЛОНАСС. Именно эти задачи недавно обсуждались на совещании у Президента. В России сейчас нет ракеты сверхлегкого класса, а в условиях растущего спроса на спутниковые группировки, она будет необходима для удовлетворения потребностей частных и государственных заказчиков. Основная задача российской частной космической компании в этой партии — сделать максимально дешёвый и конкурентоспособный продукт с быстрым временем развертывания.

Основной рынок, в который целится Success Rockets — это частные российские и зарубежные заказчики. Благодаря активному развитию New Space (философии частного и более оперативного освоения космического пространства) их количество по всему миру активно растёт. По данным аналитиков, рынок малых космических аппаратов за ближайшие 10 лет может вырасти в четыре раза, главную роль в этом процессе уже играют телеком и ИТ-компании. К примеру, из отечественных компаний интерес к выведению микроспутников могут проявлять телеком-гиганты: «Мегафон», МТС, «Билайн» и другие, а также техногиганты вроде «Яндекс», Mail.ru и крупных банков.

Это тоже интересно:

Георгий Шамуев