Инвесторы усиленно ищут новый аналог успешной SpaceX Илона Маска, а космос все больше превращается успешную и очень перспективную модель бизнеса «для всех».
Новостные ленты то и дело пестрят заголовками успешных проектов частных аэрокосмических компаний SpaceX и Blue Origin. Не отстает и Китай, развивая свою независимую космическую программу и планируя в будущем создать собственный аналог МКС. Повестка дня создает ложное впечатление, что в России, одной из передовых космических держав, вопрос освоения космоса отодвинут на 10-й план. Что кроме шуток Рогозина в Twitter ничего серьезного не происходит. Между тем Россия является первой страной, начавшей осуществлять космический туризм, да и космических стартапов в России немало. Предлагаем вашему вниманию 8 наиболее перспективных космических проектов, о которых действительно знают единицы.
Космический туризм от «КосмоКурс»
В 2014 году в рамках фонда «Сколково», основной деятельностью которого является космический туризм, была создана компания «КосмоКурс» для отправки небольших групп людей в космос. Основное направление — это непродолжительные путешествия за линию Кармана на высоте около 200 км от поверхности планеты. План полета состоит из 15-минутного взлета до заданной высоты, а затем планирование в невесомости около 5-6 минут. В планах отправка групп людей из 6 человек, где стоимость одного места оценивается до 250 000 долларов. Удовольствие не из дешевых, но компания намерена производить до 120 запусков в год.
По состоянию на 2021 год «КосмоКурс» занимается разработкой одноступенчатой многоразовой ракеты-носителя и космического корабля с семью посадочными местами с персональными иллюминаторами. Несмотря на некоторые трудности, возникающие у руководства компании, первый туристический полет состоится в 2025 году, при этом пуск ракеты будет производиться с первого частного космодрома в России, строящегося в Нижегородской области. Стартап полностью зависит от частных инвестиций с теоретической окупаемостью в 10 лет.
Компания основана практически сразу после развала СССР (в 1992 году), но до 2008 года носила название ОАО «Газком». Из наименования понятно, что это дочернее предприятие «Газпрома», а вот ее направление — создание и эксплуатация телекоммуникационных и геоинформационных систем. Основными заказчиками услуг компании, помимо материнской корпорации, являются различные госструктуры, телекомпании, отечественные и иностранные коммерческие сервис-провайдеры. Также ГКС занимается разработкой космических систем связи и ему принадлежат геостационарные спутники «Ямал» и система дистанционного зондирования Земли «Смотр».
Отчетность компании говорит, что не менее 60% от общего объема продаж приходится на российский рынок и 40% на зарубежный. При этом спутниковый ресурс предприятия в России занимает не менее 30% и уступает только ФГУП «Космическая связь», у которого 50%. Усилить свои позиции ГКС намерен посредством расширения географии бизнеса на мировом рынке, где несмотря на большую конкуренцию, можно заработать в разы больше. Цель предприятия — прийти к соотношению российских и зарубежных продаж 2:1.
Плавучий космодром от S7 Space
Для того, чтобы вывести какой-либо объект на полярную орбиту, его запуск можно произвести с любой подходящей стартовой площадки, то есть ее месторасположение на Земле не играет никакой роли. В то же время для вывода объекта на экваториальную орбиту, нет ничего лучше, чем космодром, расположенный прямо на экваторе. Именно для последнего, начиная с 1990-х годов, и создавалась система «Морской старт». Стартовая площадка, в строительстве которой участвовали американский Boeing, украинские КБ «Южное» и ПО «Южмаш», российская РКК «Энергия» и международная компания Aker Solutions.
До 2009 года «Морской старт» произвел 30 пусков ракет со спутниками, но затем организацию признали банкротом. Чтобы столь грандиозный проект не канул в лету окончательно, в 2010-м совет директоров международного консорциума передал управление ракетно-космическому комплексу «Энергия», получившему в итоге 95% акций. В 2016 году основным владельцем РКК стала группа S7, а запуском ракет занялось ее дочернее предприятие S7 Space. В планы нового владельца входит создание орбитального космодрома для различных нужд. В первую очередь это доставка полезных грузов на геостационарную орбиту и на Луну. Также компания желает попробовать свои силы в области космического туризма.
Основная специализация компании — разработка небольших космических летательных аппаратов и систем для их обслуживания. «Спутникс» трудится с 2011 года и за 10 лет успел вывести на орбиту 5 спутников. Особая гордость компании — платформа «ОрбиКрафт-Про», представляющая собой набор-конструктор для сооружения спутников различной конфигурации. Сооруженные на базе платформы аппараты «СириусСат-1» и «СириусСат-2» в 2018 году отправились изучать космос прямо со станции МКС.
В 2021 году «Спутникс» планирует отправить в космос еще четыре наноспутника научно-образовательного назначения массой от 1,45 до 8 кг. Несмотря на скромную выручку в 100 млн рублей, чистая прибыль компании составляет 43 млн рублей. «Спутникс» стремительно развивается, а еще активно участвует в образовательной деятельности аэрокосмических учебных заведений, предоставляя им спутниковые комплексы, наземные станции и прочее оборудование.
Молодая компания, основанная в 2014 году, сумевшая привлечь первых инвесторов в лице сотрудников игровой студии Wargaming. Стартап занимается созданием сверхлегких ракет-носителей «Таймыр» и «Алдан» и легкой ракеты «Адлер». Команда проекта трудится изо всех сил, чтобы сделать космос, доступным каждому и максимально снизить стоимость доставки полезного груза на околоземную орбиту. Достичь цели им помогут как раз разрабатываемые сверхлегкие ракеты, которые в компании называют «такси» для микро- и наноспутников, массой до 500 кг.
Лаборатория «Астрономикон»
Специализация этого проекта состоит в создании сверхмалых космических аппаратов (СМКА) нового поколения по спецификации CubeSat. Лаборатория предлагает на выбор три вида изготовляемой продукции:
- «Синергия» — малые кубы 100х100х100 мм из алюминиевого сплава, предназначенные для проведения экспериментов научного характера в открытом космосе;
- «Политехник» — набор инструментов для создания экосистем по проектированию нано- и пикоспутников;
- «Оригами» — конструктор для сборки прототипов сверхмалых спутников и последующего их испытания, отработки новых технологических разработок.
Идея СМКА — удешевление доступа в космическое пространство. Основная цель микроспутников — проведение научных экспериментов, испытание новых технологий (покрытий, материалов), сертифицирование элементной базы, отработка новых алгоритмов или гипотез, проведение космической съемки поверхности Земли, мониторинг состояния окружающей среды. Помимо этого они способны обеспечить персональную связь и навигацию, дистанционное зондирование планеты (съемка в реальном времени).
По словам представителей «Астрономикон», полноценная миссия с запуском сверхмалых спутников оценивается в 30 млн рублей. Это не так много, если учитывать, что в среднем вывод ракеты-носителя на орбиту Земли стоит около 100 млн долларов. Наноспутники производства «Астрономикон» впервые запустят в космос в ноябре 2021 года с космодрома «Восточный».
Сфера деятельности компании — создание геоинформационных (ГИС) технологий и проведение космического мониторинга.«Совзонд» начал свою деятельность в 1992 году и за это время собрал множество пространственных данных, среди которых:
- космическая съемка Земли с оптико-электронных и радарных спутников;
- наборы региональных пространственных данных для муниципального управления и ведения сельского/лесного хозяйства;
- топографические карты;
- цифровые модели рельефа и местности;
- 3D-модели местности и многое другое.
Также компания предоставляет и специально разработанное программное обеспечение для обработки собранных ею данных коммерческим структурам, а именно:
- ГИС-платформа для геоаналитики;
- хранение и каталогизация информации;
- ПО для обработки данных с беспилотников и радаров;
- ПО для визуализации и моделирования поверхностей;
- ПО для создания ГИС и т.д.
Заказчиками компании выступают как частные компании, так и государственные гиганты: Министерство сельского хозяйства России, «Роснефть», «Газпром» и прочие. По данным сервиса «Контур. Фокус», в 2017 году выручка компании составила более 160 млн рублей с чистой прибылью около 3 млн рублей.
Реклама в космосе от Avant Space
Если другие космические проекты и стартапы занимаются в основном созданием спутников и ракет, то ребята из этой компании намерены возвести рекламу до космического масштаба. По примеру того, как с помощью нескольких десятков дронов бренды рекламируются в ночном небе, Avant Space предлагает рекламу прямо в космосе. Для этого компания спроектировала специальную группу микроспутников, способных образовывать необходимые созвездия на околоземной орбите.
Компания обещает охват более 130 крупных городов и до 1 млрд человек. Все этапы запуска рекламы оговариваются в индивидуальном порядке: форма созвездия, время запуска, перечень локаций, время полета и т.д. Сейчас Avant Space занимается тестированием всего комплекса перед масштабным запуском. В сентябре 2020 года успешно прошел испытания блок с лазерами, запущенный на высоту около 30 км в стратосферу. Запуск позволил подтвердить расчеты специалистов по необходимому уровню мощности источника света для корректного отображения искусственного созвездия. Что касается старта программы космической рекламы — первые спутники для этой цели Avant Space планирует вывести на орбиту в 2022 году.
Это тоже интересно: