Что за токены, как их найти и при чем тут блокчейн
Еще десять лет назад мысль о том, что искусство в цифровой форме — дизайн-проект, фотография, 3D-графика, видео, картина — сравняется по стоимости и символической ценности с экспонатами, представленными на выставках, показалась бы абсурдной. К 2021 году возникло направление крипто-искусства, в рамках которого работы творцов, созданные в диджитале, ценятся не меньше реальных предметов, которые можно потрогать руками или повесить на стену.
Добиться такого эффекта удалось с помощью технологии NFT, придуманной еще в 2017 году на основе одной из криптовалют — Ethereum, созданной россиянином Виталием Бутериным. Аббревиатура расшифровывается как «невзаимозаменяемый токен». Токеном называется каждая запись в системе блокчейн, в том числе криптовалюта. Стандартные токены, например, биткоины можно обменивать друг на друга — их записи ничем не отличаются. Каждый NFT-токен — уникален, что сделало их идеальным вариантом для закрепления авторских прав в сфере диджитал.
Токенизировать можно все, на что хватит фантазии: от мемов до рассказов. Процесс не так прост, как кажется на первый взгляд:
- прежде чем выкладывать свой диджитал-шедевр, необходимо завести кошелек в системе Ethereum и вывести на него хотя бы немного средств;
- эфиры нужны для того, чтобы оплатить комиссию, за счет которой работают платформы крипто-искусства. Размер комиссии стоит иметь в виду при выборе платформы — она везде разная;
- площадок, работающих с крипто-искусством — OpenSea, Rarible — много, но все они требуют название и описание добавляемого файла.
После того, как все эти условия выполнены, платформа самостоятельно создает уникальный токен, который верифицируется автором. Иногда токены генерируются после того, как файл захотели приобрести.
Покупая NFT-версию картины или видео, фактически, человек приобретает полный пакет прав на произведение. Анимацию моушен-дизайнера Эдуарда Михайлова в интернете может увидеть каждый. Но ее владельцем является человек, купивший ее на платформе Nifty Gateway за 34 тысячи долларов всего через пять минут после публикации.
На NFT-искусство уже обращают внимание известные коллекционеры и аукционные дома. В начале марта файл с изображением пяти тысяч картин художника Beeple продали на аукционе Christie’s за почти 70 миллионов долларов.
Тренд на токенизацию не остается без внимания люксовых брендов и модных домов. В начале апреля компания Jacob&Co. представила на аукционе первые NFT-часы. Неизвестный покупатель приобрел их за сто тысяч долларов.
В конце марта стало известно, что государственный музей Эрмитаж в Санкт-Петербурге работает над подготовкой выставки произведений, выполненных в NFT-формате. Это первое подобное масштабное мероприятие в России.
Скоро крипто-арт перестанет быть таким популярным, зато станет гораздо дороже
Киберхудожник Никита Реплянский, занимающийся 3D-скульптурой, голографическими холстами и созданием футуристичных AR-масок, тоже сосредоточился на NFT-токенизации своих проектов. В феврале 2021 года его работа Crypto Gothic была продана на площадке Async.art за почти тринадцать тысяч долларов по курсу на февраль.
Никита уверен: NFT-арт — это новое явление, которое интегрируется в повседневность подобно музыкальным стриминговым сервисам. «Сейчас рынок наполняют мелкие некачественные проекты, но скоро период массовой халявы пройдет и они отсеются. после этого более крупные игроки начнут формировать новую волну рынка. По личному опыту могу сказать, что 90% NFT-художников — из диджитал сферы, поэтому они остаются в своей зоне комфорта. Становясь актуальными через крипторынок, их работы станут чаще встречаться и в физическом пространстве».
Графический дизайнер и NFT-художник из Петербурга Евгений Зубков, также считает, что крипто-арт — это только начало долгой истории. «Шумиха и всеобщее помешательство постепенно утихнет, но опытным художникам это никак не навредит. Рынок просто придёт к более адекватной форме и станет напоминать классические галерейные аукционы. Уйдут люди, которые относятся к крипто-арту как к лотерее.»
По мнению Евгения, цифровое искусство не вытеснит традиционное физическое, но теперь ценность работ художников в диджитале стала соразмерной картинам в галереях.
Искусствовед и арт-консультант Татьяна Стискина отмечает, что всемирно известный аукционный дом Christie's начал проводить конференции на тему blockchain-сделок еще в 2018 году, а в 2020 году принялся осваивать уже существующую территорию продажи криптоарта. Sothebys в коллаборации с криптовалютной площадкой Nifty Gateway также в апреле 2021 г. выставили для продажи серию работы под названием ‘The Fungible Collection’ авторства популярного в сети motion-художника Pak.
Эти два примера в том числе наглядно демонстрируют, что успех продаж NFT-работ во многом обусловлен тем, что топовые NFT-художники — это уже популярные люди, инфлюенсеры, а создание NFT стало для них инструментом монетизации их популярности и творчества. Дорогостоящий художник может купить работу менее известного коллеги, привлекая внимание к последнему, вызывая рост не только интереса к его персоне, но и спроса на его работы, что ведет к повышению их стоимости.
Если вы сторонник более классического искусства, то посмотрите нашу подборку шедевров живописи, перемещенных в контекст технологий и соцсетей:
Эксперт подчеркивает, что популярность и рекордные продажи NFT напрямую коррелируются с курсом криптовалют. «PayPal объявил о возможности оплаты покупок криптовалютой, стоимость биткоина и эфириума сильно повышалась. Даже популярность приложения Clubhouse, в которое стекались CEO технологических корпораций — все это привлекло внимание, так как инвестиции в предметы искусства считаются одним из действенных способов вложения денег в долгосрочной перспективе», —резюмирует Татьяна Стискина
С использованием инструментов дополненной и виртуальной реальностей торговля виртуальным искусством становится такой же полноценной и легитимной, как и торговля реальными предметами искусства, считает эксперт.
При этом, Татьяна прогнозирует: несмотря на то, что с развитием технологических инструментов и возможностей цифровизации, искусство будет оцифровываться и уходить в онлайн, однако большая его часть все равно будет сосредоточена в физическом выражении в традиционных форматах.
Креативный директор Sila Sveta Артур Кондрашенков рассказывает, что, по данным маркетплейса Nonfungible.com, по сравнению с февралем в марте активность на этой платформе была гораздо ниже, и средняя стоимость NFT уменьшилась на 67% — с $4,3 тыс. до $1,4 тыс.
«Постепенно NFT-пространство станет более полезной платформой для человека. Так многие эксперты прогнозируют, что такая система может быть использована не только в искусстве, но и в недвижимости, финансах и любых других сферах, где есть понятие права собственности», — подчеркивает Артур.
Это тоже интересно: