НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

На это стоит посмотреть: 8 невероятных технокладбищ с особой атмосферой

12 марта 2024
Мусор — это то, без чего немыслима человеческая жизнь. Особенно актуальна проблема мусора сейчас, в эпоху массового потребления, когда человек производит намного больше благ, чем необходимо на самом деле. Отбросы множатся с такой скоростью, что недалек тот час, когда вся наша планета может превратиться в одну сплошную свалку. Подобно тому, как это было предсказано в популярном мультфильме WALL-E.

Под мусором подразумеваются не только бытовые отходы жизнедеятельности человека по типу пластиковой тары, приборов, пищи и т. д. В сегодняшнем материале мы хотели бы затронуть тему крупнейших складов, а если точнее — технокладбищ, на которых доживают свои дни сотни и даже тысячи видов техники: танки, автомобили, автобусы, самолеты, корабли, поезда и даже велосипеды.

Груды ржавого металла все время привлекают сталкеров, людей, обожающих посещать и исследовать заброшенные места. Однако в некоторых странах технокладбища превратились в еще одни местные достопримечательности, которые собирают немалое количество туристов. Предлагаем и вам прогуляться вместе с нами по 8 невероятным кладбищам старой техники.

1. World of Tanks: Локация Сибирь

Довольно продолжительное время по запросу «кладбище танков» интернет выдавал подборку фото с харьковского танкостроительного завода, расположенного в Украине. Согласно рассказам журналистов, копирайтеров и просто блоггеров, на площадях завода за многие годы скопилось множество экземпляров бронетехники, а если точнее — 6500 штук Т-64, Т-72 и Т-80. Однако на деле это оказалось неправдой, поскольку в реальности количество танков не превышало 500 единиц.

А вот о более масштабном и более разнообразном кладбище бронированных боевых машин, раскинувшемся в Сибири, в сети рассказывают неохотно. Различная бронетехника, некогда служившая для защиты СССР, а затем и России, теперь ржавеет и в полуразобранном состоянии на военной базе в одном из ПГТ Красноярского края. Печальное зрелище, но у списанной техники иной судьбы нет.

(Фото: Instagram* / @Ianasator)

2. «Постой паровоз, не стучите колеса...»

Вблизи села Усть-Кишерть Пермского края на станции Шумково любой желающий может прикоснуться к истории, исследовать заброшенные поезда, даже почувствовать себя машинистом состава. Эта «вечная стоянка» берет свое начало еще с 1967 года, когда в Кишертский район были пригнаны паровозы из Кунгура. Причиной такого мероприятия была холодная война, когда СССР ожидал начала ядерной войны с США. Поезда отправили в стратегический запас, поскольку после боевых действий именно паровозы стали бы движущей силой, не нуждающейся в электричестве, отсутствующем ввиду разрушенной инфраструктуры.

Несколько десятилетий за составами тщательно ухаживали: поводили капремонт, смазывали основные движущиеся элементы, тщательно охраняли. Однако теперь это ни что иное, как своего рода музей под открытым небом со свободным входом. Длина цепочки, состоящей из брошенных локомотивов, составляет около 1 км. Стоянка постоянно пополняется новыми экспонатами.

3. Old Car City

По всему миру имеется сотни автосвалок, хранящих как новые, так и давно сгнившие авто. Например, в 2015 году Volkswagen пришлось выкупить и оставить на временное хранение около 350 тысяч машин на сумму 7 млрд долларов из-за скандала с показателями выбросов вредных веществ. Чтобы компенсировать убытки, компания занялась модернизацией и последующей перепродажей авто.

Но если мы говорим именно о кладбищах, имеющих богатую историю, душу, то на ум приходит только одно место — Old Car City. Это одно из крупнейших пристанищ старых авто площадью 14 гектаров, расположенное в штате Джорджия. Автопарк насчитывает более 4500 автомобилей. В основном там хранятся авто начала 1970-х, но есть и более старые, и более новые экспонаты. От легковушек до тракторов и даже школьных автобусов, а еще очень много маслкаров. Среди вполне обычных машин находятся и очень ценные экземпляры. Например, последнее авто Элвиса Пресли (1977 Lincoln Mark V).

Самое необычное, что автосвалку образовали обычные владельцы магазина, Уолт и Люсиль Льюисы. Случилось это во время вступления США во Вторую мировую войну, когда металл и покрышки резко стали дефицитным и стратегическим товаром. Семья начала складировать старые авто и зарабатывать на этом. Дело продолжил их сын Дин Льюис, на протяжении многих лет скупающий различные авто на аукционах и свалках. Все потому, что с детства он мечтал создать подобную коллекцию. До 2009 года вход в автопарк был свободным, но потом Дин решил монетизировать свое хобби. Виной тому фотографы, продающие фото машин со свалки за баснословные деньги — до 600 долларов за кадр. Теперь вход для обычных граждан стоит 15 долларов, а для фоторепортеров — $25.

4. Кладбище автобусов в Киеве

Каждая свалка техники имеет свою неповторимую атмосферу, но если говорить о действительно аутентичном месте хранения списанных автобусов, то впору познакомиться с киевским погостом. В отличие от других кладбищ техники, это место усиленно охраняется КП «Киевпастранс», так что свободно попасть туда не получится.

Особые эмоции вызывают даже не полуржавые и полуразобранные автобусы и тролейбусы — они скорее служат украшением самому зданию автопарка. Сооружение состоит из колонны-опоры в центре с натянутыми по кругу мощными тросами, создающими окружность диаметром 160 метров. На тросах закреплены потрепанные временем плиты покрытия и вспомогательные металлические элементы. Здесь аварийное все, но ввиду масштабов сооружения и количества техники (не менее 500 единиц), увиденное вызывает смешанные чувства: восхищение и печаль в одном флаконе.

(Фото: gloss.ua)

Исследовательница заброшек Лана Сатор любит путешествовать. С 2007 года она фотографирует заброшенные места и делится снимками в сети. Недавно она была в Киргизии.

Автобусный парк находится в Бишкеке. В этом же городе путешественницу впечатлило «кладбище» заброшенных пассажирских вагонов. «Возможно, что это не кладбище, а база запаса, и вагоны не списаны, а просто ждут ремонт. Выглядит все масштабно и интересно», — уточняет Лана Сатор.

5. Отсюда не взлетают самолеты

База американских ВВС Дэвис-Монтан в городе Тусон штата Аризона, пожалуй, является самым большим кладбищем авиатехники различного назначения. Более 4400 единиц техники занимают не менее 10,5 кв. км площади. По некоторым подсчетам, все это добро оценивается не менее чем в 35 млрд долларов. Что самое удивительное, старые летательные аппараты хранятся под открытым небом, но очень медленно портятся, что позволяет использовать их в качестве доноров запчастей для других машин.

Секрет в климате Аризоны — сухая жара, пониженная влажность и редкие кратковременные дожди делают это место хранения едва ли не идеальным, если говорить про открытые пространства. Добавляет удобства складированию и крайне твердый грунт, позволяющий парковать самолеты без надобности строительства дорог и пандусов. На кладбище сосредоточено около 100 типов обычных самолетов, среди которых есть и настоящие эксклюзивы. Например, президентские вертолеты, истребители серии Century и дрон D-21 для SR-71 Blackbird. А еще пара МиГов, несколько переоборудованных военно-коммерческих самолетов, гондола единственного уцелевшего воздушного дирижабля раннего предупреждения ВМФ и странная ракета-носитель Titan II. Неудивительно, что AMARG является важнейшим объектом для энтузиастов авиации.

(Фото: Depositphotos)

6

6. Где умирают корабли

Некогда уютная береговая линия с сотнями рыбацких лодок сейчас является последним пристанищем для ржавых громадин нефтяных танкеров и списанных океанских лайнеров. Их настолько много, что длина места разборки имеет протяженность около 10 км. Согласно множеству источников, индийский город Аланг считается крупнейшим в мире кладбищем кораблей.

Демонтаж судов начинается с их посадки на берег во время прилива: когда вода отступает, корабли остаются заточенными в пляжном песке. Рабочим приходится распиливать на металл супертанкеры, океанские лайнеры, автомобильные паромы и громадные контейнеровозы. Работа по превращению судов в металлолом не только крайне опасна для рабочих (падение с высоты, отравление накопившимися газами и т. д.), но и является серьезным фактором загрязнения окружающей среды. Все, что вытекает из распиливаемых судов, впитывается в песок и попадает в океан. Что самое печальное, ни у рабочих, ни у природы иного выбора пока что нет.

(Фото: cruisemapper.com)

Больше фотографий с кладбища круизных лайнеров смотрите в нашей галерее

7. Uber for bikes по-китайски

Когда-нибудь видели миллионы велосипедов в одном месте? А вот жителям Шанхая и некоторых других крупных городов Китая «повезло» лицезреть это 8-е чудо. В 2015 году в Поднебесной стала набирать популярность аренда велосипедов, поскольку нужен был способ избавиться или хотя бы частично разгрузить страну от автомобильных пробок. Китайские города начали активно наполнять яркими велосипедами, но вместо облегчения жители мегаполисов получили новую проблему — скопление миллионов единиц двухколесного транспорта. К такому повороту событий не была готова городская инфраструктура, и брошенный где попало арендованный велотранспорт попросту заблокировал многие тротуары, пешеходные дорожки и даже целые улицы.

В 2018 году большая часть компаний по велошерингу разорилась, однако двухколесные железные друзья остались. Предлагаем посмотреть на эти масштабы никому не нужных велосипедов.

(Фото: Wu Guoyong)

8. Многострадальный парк аттракционов Шпреепарк

Европа — это не только музеи, достопримечательности и ламповость бытия. Это еще и кладезь интересных заброшенных мест. Особое место в ее послужном списке занимает берлинский заброшенный парк аттракционов Шпреепарк. Это достаточно старое место — парк был открыт в 1969 году на полуострове Плэнтервальд и целых 20 лет являлся единственным парком развлечений на территории ГДР. Это был не просто парк развлечений, но и место культурного отдыха, где проводились различные концерты и танцевальные вечера.

Но СССР пал, Берлин объединился, и власти бывшей ФРГ посчитали, что Kulturpark Plänterwald (так он назывался во времена ГДР) не место в возрожденной столице Германии. Из него решили сотворить настоящий аналог Диснейленд, но что-то пошло не так. Сначала все было неплохо — парк развлечений выкупила семья Витте, переименовав его в Шпреепарк. Новые владельцы в кратчайшие сроки наполнили его множеством аттракционов из разорившегося французского парка Мираполис. До 2000 года бизнес процветал.

Однако все время поднимающаяся стоимость билетов, отсутствие достаточного количества парковочных мест и стремительное старение аттракционов привели к печальному исходу. Сначала упало количество посетителей с 1,5 млн до 400 тыс. человек, затем начали накапливаться долги, в конце концов приведшие компанию-учредителя к банкротству. В 2014 году парк выкупили власти Берлина, и с тех пор в Шпреепарке проводятся экскурсии и различные арт-мероприятия, но аттракционы не работают, и множество из них представляют удручающее зрелище после многолетнего вандализма.

Фотограф Александр Сухарев регулярно путешествует по России и создает удивительные по своей атмосфере снимки. Многие из мест, которые он посещает, давно всеми забыты — заброшенные заводы, кладбища техники, целые города, поросшие мхом. Выглядит невероятно притягательно. Листайте галерею:

*Instagram — запрещенная в России социальная сеть, признанная экстремистской

Павел Колесников