Все собирали истребители пятого поколения на ощупь. Кроме США
Первая и главная проблема всех истребителей пятого поколения состоит в том, что никто не знает, каким он должен быть. Единого мнения на этот счет не существует, и формально ориентиром для всех, кто пытается успеть за технологиями, является лишь один самолет — американский F-22 Raptor.
По сути, с него и началась мода на истребители пятого поколения, в которой нашлось место сверхзвуковому полету без форсажа, защитному антирадарному покрытию, которое поглощает излучение РЛС противника, и отсекам для ракет внутри фюзеляжа.
Но доходить до технологий всем, кроме США, пришлось своим умом — у специалистов из Lockheed Martin опыта в создании технологий малозаметности хватало и без советчиков извне.
Но после того, как мода на пятое поколение дошла до остального мира, началось форменное безумие — каждая страна начала создавать истребители по своему образу и подобию, и сейчас понять, чья машина соответствует термину «пятое поколение», а чья нет, невозможно.
Россия
«Сухой» Су-57 формально числится в списке истребителей пятого поколения, однако эксперты критикуют этот самолет за спорные технологические решения. С одной стороны — самолет оснащен радиопоглощающим покрытием и имеет эффективную площадь рассеяния (ЭПР) на уровне 0,3. Специальное покрытие действительно делает его недосягаемым для большинства радаров прошлого поколения и некоторых современных РЛС, но на этом «киллер-фичи» российского суперистребителя заканчиваются.
Полноценной боевой машиной Су-57 может стать лишь через несколько лет — двигатель второго этапа, с которым машина сможет выходить на сверхзвук без форсажа, появится на машине лишь в 2022—2023 годах. Еще пару лет потребуется на его испытания, и только на рубеже 2025−2027 года такие машины начнут производить серийно, если финансирование проекта будет проводиться без задержек.
Только к концу 20-х годов строевые части получат первую сотню истребителей. Хватит ли такого количества машин, чтобы закрыть все потенциально опасные направления, — покажет время.
Китай
Истребитель Chengdu J-20, презентованный ещё в начале 2010 года, тоже не вполне соответствует параметрам истребителя пятого поколения. Точнее, китайцы никогда и не заявляли, что хотят создать машину пятого поколения. В корпорации Chengdu заявляли, что перед ними стояла задача построить машину, способную противостоять любому вероятному противнику в воздухе. «Носовая» ЭПР у китайского истребителя заявляется на уровне 0,1 — это меньше, чем у российского Су-27, и значит, его сложнее обнаружить и сбить.
Но такие условия справедливы только для «лобовой» атаки, когда истребители идут друг на друга встречным курсом — если «китайца» облучить РЛС сбоку, то на экране он будет светиться как рождественская ёлка. Собственных сверхзвуковых двигателей для этого самолета у китайцев нет — летчики рассекают воздух на дозвуковых силовых агрегатах, а на перехват выходят, включая форсаж.
Другая проблема китайского истребителя — его цели. Точнее, оружие, которое ему дали для их уничтожения. J-20 патрулируют морские границы страны и в случае необходимости могут наносить удары по кораблям противника. Сложность кроется в том, что все китайские (кстати, и любые вообще) противокорабельные ракеты воздушного базирования крепятся на внешней подвеске. Из-за этого истребитель светится на экранах РЛС как старый МиГ-21, и сбить его — это просто дело техники.
Турция и Южная Корея
TF-X или Turkish Fighter Experimental — один из самых известных авиационных долгостроев. Этот самолёт турецкий ВПК пытается создавать по лекалам и стандартам НАТО, однако отсутствие опыта в проектировании сложных планеров пока не позволяет делать точных прогнозов по дате релиза машины. Строить истребитель турецким военным помогает BAE Systems — один из разработчиков электроники и бортовых систем для Пентагона.
Формально, Турция начала эту программу в страхе за будущее сотрудничество с США по программе F-35, и эти опасения подтвердились — после демарша Турции с покупкой С-400 страну лишили истребителей F-35, и ВВС страны остались у разбитого корыта.
Первая «продувка» национального истребителя обернулась разочарованием — по слухам, ЭПР новой машины оказался на уровне российских Су-27. После этого планер пришлось срочно перерабатывать. Кроме того, не готовы и собственные двигатели. Переговоры с американскими компаниями Pratt & Whitney и General Electric результатов не принесли, поэтому теперь турецким авиастроителям нужно решать и эту проблему.
Южнокорейский KF-21 презентованный в апреле 2021 года, оказался сюрпризом для всех. В первую очередь, для российских военных. Корейский истребитель дешевле российского Су-35 — на экспорт отечественная машина продавалась по 85−90 млн за самолет, KF-21 стоит на 20 млн дешевле — 65 млн долларов.
Он может летать на сверхзвуке без использования форсажной камеры, всё вооружение скрыто во внутренних отсеках, и, вероятнее всего, он будет продаваться на экспорт.
Кто победит?
Схватка за безопасность клиентов, покупающих оружие на миллиарды долларов в год, начнётся примерно через три года. К этому времени должна появиться экспортная версия Су-57, индийский перспективный истребитель и обновлённый пакет для истребителей F-35.
Исключительно границами страны техника пятого поколения ограничиваться не станет, поэтому на первом же постковидном авиасалоне предстоит нешуточный учебный бой: Су-57 против F-35 или J-20, или KF-21 против F-35 и Су-57.
Тогда все эксперты и военные советники станут изучать истребители под микроскопом — даже незначительные различия в боевом радиусе, типа ракет и бомб, скорости полёта и стоимости могут стать причиной для провала или поводом для заключения многомиллиардной сделки.
Непререкаемое лидерство американских F-35, выпущенных серией в 700 единиц, в ближайшие несколько лет может пошатнуться. Если зарубежные самолеты окажутся качественнее и дешевле (по ценам они уже «бьют» американские машины), то США могут лишиться лидерства в авиации, достигнутого огромной ценой еще в конце 90-х годов.
Это тоже интересно: