Главное качество CheckMate — дешевое производство и огромная огневая мощь
Новую машину представили на авиасалоне «МАКС-2021» ещё в августе прошлого года, и с тех пор не утихают споры вокруг оснащения нового истребителя. Самолет с нормальной аэродинамической схемой и V-образным оперением будет продаваться на экспорт в версии с одним двигателем — так задумывалось изначально, и версии с двумя силовыми установками не будет. Источники, близкие к команде разработки новой машины, сообщают, что одной из главных целей проекта было сочетать несочетаемое — низкую стоимость разработки и производства с лучшими боевыми возможностями среди самолётов пятого поколения.
В этом смысле борьба давно ведётся не на равных — Су-75 (который, как известно, является упрощённой версией истребителя Су-57) никому не противостоит, но и выбирать зарубежным клиентам, по большому счёту, не из чего. Американский F-35 не продаётся на экспорт вне блока НАТО (и ближайших союзников), а другие страны не смогли создать современный и дешевый одновременно истребитель пятого поколения.
Суперкомпьютер «Сапфир» — мозг Су-75. Отвечает за поведение в воздухе и делает самолет беспилотным
Официально характеристики Су-75 раскрыли только на презентации истребителя. Самая интересная особенность самолета подтвердилась сразу — на базе машины можно сделать как учебно-боевой истребитель, так и полностью беспилотный самолет, способный вести бой самостоятельно или в составе группы. Однако мало кто знает, что благодарить за это нужно первый нейросетевой суперкомпьютер «Сапфир». В него загружены миллионы сценариев воздушного боя, поэтому беспилотный CheckMate может быть настолько же умен, насколько умны те, кто учил его летать.
Один из самых важных вопросов в контексте обсуждения Су-75 (он же ЛТС — лёгкий тактический самолет) — его малозаметность. Официальных данных на эту тему нет, и, вероятнее всего, не будет ещё долго, однако можно предположить, что меньшая площадь крыла по сравнению с Су-57 даёт и большую малозаметность. По неподтвержденным данным, ЭПР нового истребителя CheckMate — 0,2 кв. м; Это на сотые доли процента больше, чем у истребителя F-22 Raptor, оснащенного специальным поглощающим покрытием.
Базовая силовая установка для ЛТС — двигатель АЛ-41Ф1, такой же, как у Су-57. Опционально будет доступен и другой вариант с двигателем второго этапа, который позволит разгонять машину не до заявленных изначально 1,8 М, а до 2,2 М без использования форсажной камеры. Удивляет и топливная эффективность — без подвесных топливных баков боевой радиус машины достигает 3 тыс. километров. Это на 1 тыс. километров больше, чем у F-16 и на 1700 километров больше, чем у F-35.
Оружие для российской версии и экспорта будет отличаться: нашим ВВС поставят унифицированный набор
В базовой версии экспортный ЛТС получит радар с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Устройство поможет самолету сопровождать и обстреливать до шести целей одновременно. В продвинутой версии (ее, вероятно, будут закупать ВКС России), радар сможет сопровождать и обстреливать до 10 целей. Перед началом серийного производства на Су-75 (как и на старшей версии) может появиться РЛС с радиооптической фазированной решеткой (РОФАР). Использование фотонов увеличит дальность обнаружения воздушных целей до 300−350 километров и позволит сопровождать до 20 целей одновременно, что, по сути, превращает истребитель в передвижную станцию ПВО, способную летать очень быстро.
Ракеты нового истребителя CheckMate в версии для российских ВКС будут унифицированы с истребителем Су-57. Значительная часть вооружения (если не все ракеты сразу) будет размещена во внутренних отсеках — двух боковых и одном центральном. Максимальная боевая нагрузка самолета составляет семь ракет, расположенных во внутренних отсеках
Кому нужен такой самолет?
Первый полет истребитель совершит уже в 2023 году. Его летные испытания продлятся еще полтора года, а уже к началу 2025 года новый самолет, вероятно, предложат зарубежным заказчикам. Одним из первых покупателей ЛТС может стать Алжир — эта страна давно и массово использует российскую технику, и в последние несколько лет изучает возможность обновления собственных ВВС. Помимо Алжира, интерес в покупке истребителя могут выразить Китай, Индонезия, Мьянма, африканские страны, а также некоторые союзники России на Ближнем Востоке.
По некоторым данным, до 2030 года объем заключенных контрактов на Су-75 может составить около 280 бортов, включая закупки для ВКС России. Конкурентным преимуществом ЛТС считают цену — при схожих боевых возможностях с истребителями пятого поколения F-22/F-35 машина стоит, минимум, в три раза дешевле F-35 — всего 35 млн долларов. Для многих потенциальных покупателей стоимость летного часа, которая в случае с ЛТС в три раза ниже, чем у любых других самолетов пятого поколения, является критическим фактором при выборе тех или иных самолетов. Именно по причине дешевизны многие зарубежные страны покупают американские истребители F-16 — и хотя эти машины легко обнаружить и сбить даже не самыми современными средствами ПВО, их стоимость перекрывает все потенциальные риски.
Су-75 ЛТС, по признаниям ряда специалистов, близких к программе разработки, превосходит все существующие аналоги по ключевым показателями — дальности полёта, вооружению, БРЭО и стоимости эксплуатации, но при этом может быть дооснащен и доведен до уровня боевой эффективности старшей версии, истребителя Су-57. После небольшого обновления машина сможет бороться за господство в воздухе как в пилотируемом режиме, так и автономно, сохраняя радиомолчание.
Это тоже интересно: