НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Быстрее торпеды: почему самая дорогая подлодка СССР оказалась никому не нужна

5 октября 2023
На эту субмарину возлагались колоссальные надежды. В командовании флота считали, что несколько кораблей этого типа смогут контролировать весь флот США. Но что-что пошло не по плану. Вникаем в уникальную историю гениального провала.

Почти сразу после появления у США авианосцев и получения сведений о том, что Америка трудится над созданием авианесущих кораблей с атомной энергетической установкой, ‎в СССР стали думать над ответными мерами.

Основных концепций было три: создать сеть баз с противолодочной авиацией на основных маршрутах вероятного развертывания, нарастить группировку надводных кораблей или масштабировать подводные силы. В результате многомесячных споров были отвергнуты все три варианта, а в 1959 году вышло постановление Совета министров «‎О создании подводной лодки с крылатыми ракетами и корпусом из принципиально новых материалов».

Вместо того, чтобы выбрать один из предложенных вариантов, командование флота выбрало собственный. В штабе ВМФ решили, что наращивать группировку кораблей будет слишком заметно. Поэтому вместо огромных вливаний планировалось создать отдельную группировку сверхбыстрых подводных лодок, способных за считанные часы проникать в районы боевого патрулирования или боевых операций флотов США.

Гоночная подлодка. Кто придумал «‎золотую рыбку»?

Реализовать эту концепцию на технологиях 60-х годов было невозможно: советские физики-атомщики сделали немало открытий и помогали флоту создавать уникальные корабли, но этого было недостаточно. Логика у флотского начальства была простой — в 1960 году на воду был спущен первый авианосец типа «Китти Хок».

К постройке планировалось несколько кораблей этого типа, а это значит, что на каждый требовалось минимум по две сверхсовременных подлодки, способных присматривать, и, при необходимости, уничтожать авианесущие корабли. К тому же, у советской разведки уже были данные о том, что США намерены в ближайшее десятилетие перейти к созданию авианесущих кораблей с атомной энергетической установкой, а это означало, что субмарины-перехватчики нужно было строить на перспективу.

Традиционные реакторы, сплавы и металлы, которые использовались в производстве подводных лодок, для этого уже не годились. Экспериментальным путём было установлено, что идеально для таких задач подойдёт титан. Материал легче стали, почти не деформируется, не окисляется от морской воды, его не нужно дополнительно защищать шумопоглощающими материалами.

Но почти сразу выяснилось, что производство и сварка титановых частей в 15 раз дороже, чем стальные конструкции. В главкомате ВМФ такие траты объяснить не смогли, и производственный план на 20 подлодок был урезан вдвое, а позднее из него убрали ещё половину, оставив в бюджете деньги всего на пять субмарин. Из-за этой особенности подлодки проекта сначала называли «золотыми», а на флоте к ним приклеилось прозвище «золотая рыбка».

Энергетическую установку усилили — на подлодке должны были размещаться два атомных реактора на тепловых нейтронах водо-водяного типа мощностью 2 × 177,4 МВт. На бумаге субмарина проекта 661 «Анчар» должна была стать одной из самых скрытных и мобильных в мире. Но по мере того, как секции субмарины поступали в производство, начинался настоящий производственный ад.

Гладко было на бумаге

Главную головную боль доставлял титан, который еще никто и никогда в СССР не сваривал в таких количествах. Первые две секции подводной лодки были загублены на стапеле. Оказалось, что традиционные методы сварки не подходят, и для сварки необходимо использовать абсолютно другие инструменты: от электродов до специальных газовоздушных смесей.

На такие жертвы приходилось идти по одной простой причине — в 60-х у ВМФ СССР не было достаточно дальнобойной, надежной и мощной крылатой ракеты. Для подлодок 661 была выбрана ракета П-70 «Аметист», дальность пуска которой составляла всего 80 километров. С ней подлодка должна была максимально скрытно подбираться к авианосцу, производить пуск и так же скрытно уходить в пункт базирования.

Смертельно опасная подлодка

Подлодку, заложенную по всем правилам лишь в 1963 году, достроили уже через два года. Но госкомиссия нашла критические дефекты в контуре управления ядерным реактором, и устранение проблем заняло еще несколько лет. В итоге К-162 спустили на воду спустя 6 лет после закладки: 31 декабря 1969 года был подписан приёмный акт, и корабль вступил в строй. За три недели до зачисления на флот подлодка установила уникальный рекорд: на 80% мощности реакторной установки корабль разогнался до скорости в 42 узла (77 км/ч), а на втором экспериментальном выходе — до 44 узлов (81 км/ч).

Единственный полноценный боевой выход субмарина совершила в период с 5 сентября по 4 декабря 1971 года. Полноценный автономный поход проводился в рамках специальной операции по слежению за авианосцами США, и, в частности, за кораблем «Саратога». По приказу командования подводная лодка специально дала себя обнаружить, всплыв на поверхность практически параллельно американскому авианосцу. После того, как головной корабль 6-й американской ударной авианосной группы попытался оторваться, подлодка К-162 показательно пошла на обгон, после чего погрузилась и исчезла из поля зрения американских моряков.

Во время этого маневра выяснилось, что «золотая рыбка» обошла «Саратогу» всего на одном реакторе: на втором включилась аварийная защита.

Подлодка со сложной судьбой

В 1972 году «Золотая рыбка» была поставлена в ремонт, который стал самым изнурительным как для флота, так и для производственников. Попасть на боевую службу корабль смог только три года спустя, зато возвращение К-162 получилось особенно ярким: в первые же месяцы экипажу поручили следить за испытаниями новейшего американского авианосца типа «Нимиц». В результате наблюдений именно экипаж К-162 привёз в СССР первые снимки американского авианосца будущего.

В 1978 году корабль получил новый тактический номер К-222, и в этом же году корабль попал под внутренний аудит Минобороны. Вердикт был неутешителен — обслуживание и содержание уникальной подлодки обходится слишком дорого.

Полноценной боевой службы у самой дорогой подводной лодки в СССР не получилось: она прослужила на флоте лишь 15 лет и выходила на боевое дежурство не более 5 раз.

Уникальный рекорд скорости К-162, поставленный много лет назад, до сих пор никто не превзошел.

Георгий Шамуев