Как новые «цыгане» захватили интернет и завладели вниманием пользователей социальных сетей
Инфоцыгане — термин, появившийся в интернет-пространстве относительно недавно. Так пользователи социальных сетей называют людей, которые продают и продвигают всевозможные курсы, тренинги, книги, чек-листы, интенсивы и другие материалы, которые не несут никакой экспертной и ощутимой ценности. Сами инфоцыгане могут определять себя как коучей, мотиваторов и бизнес-тренеров или профессионалов в какой-нибудь очень надуманной сфере.
В социальных сетях инфоцыгане позиционируют себя как крайне успешных людей, обладающих большим количеством предметов роскоши. На фото часто можно заметить дорогие часы, автомобили, украшения и недвижимость. Но немногие пользователи задумываются, принадлежит ли все это человеку в реальности. Создание привлекательного имиджа и обещание подобной жизни другим — инструменты, которыми активно пользуются инфоцыгане.
Инфоцыгане обладают определенными талантами, которые помогают им обманывать доверчивых пользователей. Они — убедительные ораторы, которые отлично ориентируются в самых актуальных трендах и горячих проблемах своей аудитории.
Продюсер и сценарист блогеров-миллионников Саша Алексеева объясняет, что растущая популярность онлайн-курсов приводит к тому, что пользователи готовы вкладываться в собственное развитие. «В настоящее время постоянное обучение необходимо, ведь то, что актуально сегодня, уже не будет работать через 6−9 месяцев. Появляется все больше компаний, у которых до 90% сотрудников работают удаленно в разных точках мира. Поэтому бизнесу нужны сотрудники с актуальными навыками и качествами, которые нам диктует время и быстроразвивающееся общество. Под этот запрос и появляются различной направленности обучающие программы и курсы. Их создают люди, у которых уже есть определенный практический опыт в каком-то направлении, и они готовы передать его в массы».
Помимо действительно знающих специалистов, в этой нише часто работают и инфоцыгане. Для пущей убедительности они могут объединяться в группы, чтобы примерами своих коллег подчеркивать эффективность продуктов.
Одна из самых популярных блогерок в сфере инфобизнеса — психолог и коуч Елена Блиновская. Она обратила на себя внимание широкой публики после интервью с Ксенией Собчак, где не смогла ответить на вопросы об уровне своего дохода и объяснить эффективность своих методик. Ее основной продукт — «марафоны желаний», на которые регистрируются тысячи подписчиков. Суть такого курса в том, чтобы на протяжении 20 уроков выполнять задания, связанные со своими желаниями. Блиновская настаивает, что после прохождения такой практики человек ощутит внутренний подъем и станет успешной личностью. По данным Forbes, выручка инфоблогерки только в 2020 году составила 330 миллионов рублей.
Еще один яркий пример сомнительного, но прибыльного инфобизнеса — блог Гусейна Гасанова. На фоне фотографий с президентом Чечни Рамзаном Кадыровым, путешествий и дорогих автомобилей Гасанов активно зовет своих подписчиков приобрести курс «Мышление миллионера», обещая за четыре недели научить любого зарабатывать честно, замечать шансы и избавляться от кредитов. Некоторые источники утверждают, что инфобизнесмен зарабатывает на своих подписчиках более четырех миллионов рублей в месяц.
Саша Алексеева подчеркивает, что среди инфоцыган особенно популярна тема личностного роста. «Это “мягкая” ниша, которая связана с чувствами, ощущениями и эмоциями. Результаты такого курса сложно оцифровать и точно проверить их эффективность невозможно. За основу берут простую идею: главное в успехе — это наше мышление и постановка целей. В “твердых” нишах, например, в изучении языков, все иначе. Есть правила грамматики, навыки аудирования и выражения мыслей, а также перевод. Это ключевые показатели, по которым можно проверить, эффективен ли курс».
Александр Аверин, первый проректор АНО ДПО «Академия ПСБ», перечисляет основные компоненты современной бизнес-модели инфоцыган: ориентация на широкую аудиторию людей, объединенных одним признаком, (например, невысокими доходами); средняя стоимость инфопродукта не выше 15 тысяч рублей и возврат средств в течение двух недель, либо только после первого занятия. «С одной стороны, они дают гарантию возврата средств, на которую попадаются доверчивые потребители, рассчитывая в случае чего получить свои деньги назад. Но с другой — новоиспеченные “ученики” редко требуют средства назад из-за веры в свой успех, внушенной профессиональными психологами, которых в рядах инфоцыган предостаточно», — подытоживает Александр.
Мария Румянцева, руководитель пресс-службы Ассоциации развития финансовой грамотности, объясняет, что люди попадаются на уловки инфоцыган из-за механизма «социального доказательства». «Аргумент: “Наш курс прошли/скачали/прослушали более 30 тысяч слушателей” становится решающим в глазах многих, хотя купить накрутку сейчас вообще не проблема, продемонстрировать эксель со списком логов тоже. Вопрос в том, что у простых пользователей нет легального способа проверить, живые это люди или боты. Закон о защите персональных данных никто не отменял».
Не все курсы в интернете одинаково бесполезны: как распознать «инфоцыганство»
Некоторые курсы, продвигаемые в социальных сетях, действительно заслуживают внимания пользователей с определенным запросом. Тем не менее, отличить качественный образовательный продукт от уловок «инфоцыган» может быть не так просто, особенно на первый взгляд. Специально для Hi-Tech Mail.ru эксперты рассказали, на что стоит обратить внимание, чтобы избежать мошенников, если вам все же приглянулся чек-лист или марафон от знакомого блогера.
Александр Альхов, основатель сервиса по выбору курсов CourseBurg, выделяет несколько признаков, наличие которых должно вызвать подозрения насчет результативности образовательного продукта. Среди них — наличие бесплатной «утепляющей» рассылки в чат-ботах, апеллирование к эмоциям, обещания мгновенных результатов при нулевом уровне подготовки и минимуме усилий. По мнению эксперта, насторожиться стоит, если создатель предлагает значительные скидки, демонстрирует грандиозные цифры заработка учеников без весомых доказательств и выдает восхищенные отзывы на бесплатные ознакомительные вебинары за отзывы от слушателей курса.
Анна Попик, директор консалтинговой компании «Студия педагогического дизайна», рассказывает о базовых составляющих качественного и результативного образовательного продукта в сети. Прежде всего эксперт советует обратить внимание на наличие лицензии на образовательную деятельность. В этом случае на организацию или ИП ложатся законодательные обязательства, за нарушение которых она и ее руководство отвечает перед контролирующим органом.
«Получая лицензию, человек или организация не прячется от закона. Не стоит забывать, что любое обучение — курсы, вебинары, семинары и везде, где вас чему-то учат/обучают, — это лицензируемый вид деятельности». Еще один важный аспект — информационная открытость, что означает максимально подробное описание образовательного продукта и знаний, полученных по завершении обучения.
Изучить эксперта, прежде чем покупать его курс, рекомендует Юлия Загитова — медиаисследователь, секретарь Союза журналистов России, руководитель Департамента по развитию региональной журналистики. «Проверить репутацию лектора можно вполне доступными способами: обратиться к лидерам мнений в интересующей сфере и попросить дать отзывы о преподавателе и курсе, обратиться к реальным пользователям, которые уже прошли обучение с просьбой дать обратную связь, поискать несколько бесплатных вебинаров, чтобы понять, близка ли вам подача эксперта».
Специально для Hi-Tech Mail.ru продюсер и сценарист блогеров Саша Алексеева подготовила чек-лист, который поможет отличить качественный интернет-продукт от образовательных уловок инфоцыган:
- Качественное обучение основано на методологии: соединение уже известных наук и методик с современными новшествами. Если это что-то абстрактное, и говорят, что курс сработает на 100%, только надо в него поверить, — стоит пройти мимо;
- Инфоцыгане продают агрессивно: чем больше эмоций, тем меньше содержания. Фразы, которые должны насторожить: «Я смог, значит, и ты сможешь!», «Тот, кто следует моим рекомендациям, зарабатывает миллион на новой профессии уже через месяц». Если вам кажется, что человек лжет или обещает нереальные результаты, скорее всего, так и есть.
- История Золушки — любимый сюжет инфоцыган. Это рассказ о том, как блогер (иногда это его подписчица или ученица из глубинки) родился в бедной семье, а сейчас живет в Москва-Сити и ездит на личном авто бизнес-класса «Mercedes».
- Когда один и тот же человек постоянно выпускает инфопродукты в разных нишах: и SMM, и красота, и спорт, и инвестирование, он не является экспертом ни в одной из них.
- Самые опасные ниши, где много инфоцыган, — заработок, марафоны желаний, личностный рост. Здесь нужно быть предельно внимательным в выборе.