НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Как меняется спрос на бытовую технику в России? Объясняют эксперты и торговые сети

18 октября 2022
Уход крупных технологических брендов из России и прогнозируемое снижение реальных доходов россиян не могли не повлиять изменение спроса и предложения в сегментах бытовой и б/у техники. Редакция Hi-Tech Mail.ru попросила экспертов и магазины объяснить, какая динамика наблюдается на рынке в последние полгода, и рассказать, изменились ли потребительские привычки жителей России.

В этом году сезонность спроса на технику особенно необычна, а продажи российских и китайских брендов бьют рекорды

По данным Росстата, за первую половину 2022 года реальные доходы населения в России снижаются на 1,2% в первом квартале и на 0,8% во втором. Закономерно, что и структура трат также будет меняться, в сравнении с предыдущими годами.

Так, в сравнении с июнем 2021 года, в июне этого года объем продаж бытовой техники был ниже на 15%, а средний чек покупки также снизился более чем на 10%. При этом, если рассматривать показатели только за 2022 год, данные из сезона в сезон менялись более активно, чем обычно.

Аналитики продукта «Прогноз спроса» компании Platforma выявили, что в июле в сравнении с июнем 2022 года количество покупателей электроники увеличилось на 8%, совокупные траты увеличились на 9%, хотя средний чек оставался на стабильном уровне, а цены на бытовые приборы и вовсе снизились на 3%.

Рост суммарных трат россиян на рынке бытовой техники и электроники был зафиксирован впервые с апреля 2022 года. В середине весны совокупные расходы в этой категории снизились в полтора раза (на 49%) относительно марта и в мае-июне держались на пониженном уровне.

Эксперты компании связывают изменения с началом поставок электроники по параллельному импорту и увеличением доли китайских брендов на российском рынке. Так, в первом полугодии 2022 года именно смартфоны из Китая заняли лидирующие позиции в сегменте продаж в количественном выражении. Бренды Tecno, Infinix, Realme и Xiaomi нарастили свои продажи в РФ более чем на 100%, а продукцию Apple и Samsung россияне стали приобретать меньше на 14−15%.

Специально для Hi-Tech Mail.ru тенденцию частично подтверждает сеть магазинов «Ситилинк». В пресс-службе рассказали, что среди потребительских предпочтений наиболее интересно изменение покупательского спроса в сторону азиатских и российских брендов.

«Продажи отечественного ПО выросли в штуках по итогам третьего квартала на 25% по сравнению со вторым. А по итогам первого полугодия в “Ситилинке” самыми популярными брендами смартфонов по продажам стали Xiaomi, Samsung и Realme. Продажи Realme выросли в почти в 3 раза за первое полугодие по сравнению с аналогичным периодом прошлого года».

Пресс-служба торговой сети М.Видео-Эльдорадо также сообщает, что в 2022 году россияне активно пробуют новые для себя или для рынка бренды. «Усиливают позиции китайские и турецкие компании, а также производители из России и СНГ из базового и среднего ценового диапазона. В том числе до шести раз увеличился спрос на бытовую технику наших собственных торговых марок Novex и Hi.

За первое полугодие спрос на такие бренды, как Haier, Beko, Candy, Витязь, Hisense, Grundig и других в М.Видео и Эльдорадо вырос на 46% к прошлому году, динамика была восходящей и в третьем квартале», — описывают тренды представители сети.

Из новых брендов компания вывела на российский рынок крупнейшего производителя бытовой техники в Центральной Азии — бренд Artel, эксклюзивно представила игровой бренд Thunderobot от Haier. Также в продаже появилось отечественное ПО — операционная система РЕД ОС и пакет офисных приложений «Р7-Офис».

В сегменте смартфонов сеть существенно расширила выбор моделей Realme, POCO, Tecno, Infinix, а также завезла смартфоны французско-китайского Wiko.

Эксперты: покупательная способность россиян восстанавливается, а у решений о покупке б/у техники могут быть негативные последствия

По словам Руслана Толстанова, ведущего специалиста ВЭД экспортного агентства Виконн, согласно данным BNPL-сервиса «Долями», почти 40% россиян в марте—августе отказались от некоторых расходов, в частности, на путешествия (55% респондентов), крупную бытовую технику и электронику (49%).

«Наблюдалось снижение спроса на бытовую технику, люди стали больше экономить и перераспределять бюджет. Вряд ли это спровоцировано только уходом брендов, тем более, что он не вызвал критического дефицита бытовой техники: на полках известных сетей товар есть. Для ввоза такой продукции есть пути параллельного импорта и импорта из соседних стран».

Эксперт отмечает, что осенью был замечен рост спроса на покупку бытовой техники, в частности на iPhone последнего поколения. Предполагается, что осенняя динамика может быть связана с началом учебного года.

В пресс-службе М.Видео-Эльдорадо рассказали, что сеть успешно адаптировала и перестроила бизнес-процессы, включая логистику. «Сейчас мы можем обеспечить востребованный россиянами ассортимент во всех сегментах техники, а цены во многом соответствуют уровню на начало года или даже ниже. С апреля мы также запустили обновленные программы рассрочки без переплат, которые остаются актуальными, поскольку делают покупку техники доступнее.

При этом у россиян сохраняется спрос на привычные известные марки, что демонстрирует интерес к новой линейке смартфонов Apple и смарт-часам, а также устойчивый спрос на девайсы прошлых поколений».

На фоне стабилизации цен и расширения ассортимента в июле-августе в сети М.Видео-Эльдорадо видели постепенное восстановление потребления. Спрос на смартфоны на российском рынке в третьем квартале вырос на 60% относительно предыдущего периода в натуральном выражении, средний чек при этом снизился, но общие объемы остаются все еще ниже прошлого года.

Генеральный директор BQ Владимир Пузанов отмечает, что значительный спрос на покупку техники в первые месяцы года был связан с ожиданием у потребителей повышения цен на фоне разрыва логистических цепочек или их прекращения, а также эффектом отложенного спроса — покупка товаров впрок.

«Несмотря на возникшие сложности, сегодня можно говорить о том, что рынок, следовавший за негативными настроениями первых месяцев, более-менее стабилизировался, дефицита в сегменте бытовой техники и электроники не наблюдается.

К примеру, по итогам работы 9 месяцев бренд BQ наблюдает рост продаж в сегменте мелкой бытовой техники на уровне +285% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Лидерами категории являются вертикальные пылесосы, кофеварки, товары для красоты и здоровья. Безусловно, покупатели стали более рациональными, чаще пользуются специальными предложениями на покупку, пересматривают выбор в сторону более демократичных брендов».

В марте 2022 года россияне активно скупали б/у технику, хотя уже к апрелю эта тенденция пошла на спад, как утверждают сервисы «Юла» и «Объявления ВКонтакте». Однако спрос на б/у товары тогда подскочил на 57%. В «Авито» подтвердили тенденцию и отметили, что к апрелю потребительское поведение стабилизировалось.

По мнению Владимира Пузанова, покупка б/у техники с рук — это всегда кот в мешке для покупателя. Чаще всего продают технику либо которая уже вышла с гарантийного срока, после ремонта, либо со скрытыми дефектами, которые могут дать о себе знать впоследствии при эксплуатации. Иногда это тройной риск для покупателя.

Эксперт отмечает, что если все же покупатель решается откликнуться на объявление, стоит обратить внимание на срок выпуска техники: чем он больше, тем ближе серьезный ремонт. Альтернативный способ сэкономить деньги на покупке техники — посмотреть в сторону отделов уцененных товаров в крупных розничных магазинах электроники и бытовой техники. Туда попадает техника с внешними дефектами самого товара, упаковки, либо демонстрационные модели с витрин.

Полина Малахова