НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Почему размер багажа фиксирован и еще 3 неочевидных вопроса о полетах

9 февраля 2023
Авиаперелеты стали неотъемлемой частью жизни каждого человека. При этом на борту самолета и в аэропортах существуют базовые знакомые правила, об объяснении которых вряд ли кто-то задумывается. Рассказываем, почему кислородную маску рекомендуют надевать сначала на себя, а потом — на ребенка, и почему размер багажа у всех авиакомпаний одинаковый.

Как работают кислородные маски в самолетах?

«В случае разгерметизации кабины, кислородные маски выбрасываются автоматически из верхних панелей. Потяните маску на себя, плотно прижмите маску к носу и рту, закрепите как продемонстрировано, дышите нормально. Если вы путешествуете с ребенком, обеспечьте маской сначала себя, затем ребенка».

Эту фразу слышал каждый, кто хотя бы однажды путешествовал на самолете. Рассказ об использовании кислородных масок — базовая часть предполетного инструктажа от бортпроводников. Но в рассказе не хватает некоторых деталей, которые могут заинтересовать пассажира.

Разгерметизация салона самолета, то есть нарушение целостности корпуса или разбившийся иллюминатор, провоцирует резкий перепад давления в салоне. Так как давление, поддерживаемое для комфорта людей внутри самолета существенно отличается от уровня давления за бортом, при разгерметизации оно начинает выравниваться, что приводит снижению уровня кислорода на борту.

Человек испытывает кислородное голодание, вплоть до потери сознания, поэтому так важно четко следовать инструкциям и успеть надеть кислородную маску в случае опасности.

В условиях кислородного голодания взрослый человек способен нормально функционировать в среднем до 10 секунд. Просьба «обеспечить маской сначала себя, затем ребенка» связана не с тем, что жизнь детей находится в меньшем приоритете у авиакомпаний, а с тем, что заботливый взрослый способен не успеть надеть маску на себя после того, как поможет ребенку.

Запаса кислорода в масках хватает на 10−15 минут спокойного ровного дыхания. За это время пилоты успевают экстренно снизиться до приемлемой для человека высоты — около трех километров над уровнем моря. На такой высоте кислородное голодание перестает быть критическим для пассажиров, и они смогут дышать самостоятельно.

Перевозить на борту самолета специальные кислородные баллоны для снабжения масок было бы непрактично: их вес значительно повлиял бы на грузоподъемность самолета, а в случае возгорания на борту возникала бы взрывоопасная ситуация. Работу кислородных масок обеспечивает специальная химическая смесь, расположенная в панелях над головами пассажиров. При выбрасывании масок смесь начинает нагреваться и выделять кислород.

Несмотря на наличие в составе химикатов, таких как пероксид бария, хлорат калия и хлорат натрия, дышать такой смесью для человека безопаснее, чем испытать кислородное голодание.

Почему невозможно попасть на рейс после опоздания на регистрацию?

Традиционно, регистрация на рейсы заканчивается за 40−60 минут до вылета, в зависимости от аэропорта и авиакомпании. Российским путешественникам привычен порог в 40 минут, но, например, в Стамбуле и Дубае зарегистрироваться на рейс позже, чем за час, уже не получится. Онлайн-регистрация начинается за сутки до вылета и обычно заканчивается за час-полтора до него. У некоторых авиакомпаний (например, по новым правилам «Победы») — за 4 часа.

Посадка на самолет заканчивается за 15−20 минут до вылета — кажется, что, даже при опоздании на регистрацию на самолет еще можно успеть. При этом, если пассажир не зарегистрировался на рейс вовремя, ему, чаще всего, отказывают в прохождении досмотра и выдаче посадочного талона. Это прописано в правилах воздушных перевозок — Приказе Минтранса России No 82.

Строгость, с которой сотрудники аэропортов и представители авиакомпаний следят за пунктуальностью пассажиров, связана с графиками обслуживания воздушных судов, отклонение от которых даже на пять минут может привести к задержке рейса, в том числе и самолетов по другим маршрутам.

Каждый из этапов обслуживания зависит от предыдущего: например, если регистрация только что закончилась и багаж пассажиров уже вывезен из зоны комплектации для загрузки в самолет, чемодан опаздывающего путешественника придется доставлять к воздушному судну отдельно, а перед этим его еще нужно взвесить, маркировать и досмотреть.

Помимо этого, пассажир, зарегистрированный после официального окончания регистрации на рейс, может попросту не успеть пройти предполетный досмотр и добежать к гейту до его закрытия. Наконец, существует бюрократическая проблема: списки зарегистрированных пассажиров подаются на подпись команде воздушного судна, и если регистрировать опоздавшего на рейс позже, в эти списки приходится вносить изменения.

При опоздании на регистрацию на рейс в одном направлении обратный или стыковочный билет может «сгореть». Чтобы этого не произошло, стоит позвонить в авиакомпанию и предупредить об опоздании, уточнив, что на остальные перелеты вы попробуете успеть. Оператор может сразу же рассказать о возможности обмена или переоформления билета, либо порекомендовать ближайший новый рейс.

В некоторых аэропортах есть специальная стойка для опаздывающих на регистрацию, в Москве — в Домодедово. В случае задержки на 5−7 минут попасть на рейс с доплатой все-таки получится. Также некоторые авиакомпании идут навстречу, если пассажир подбежал к стойке регистрации через 1−3 минуты после ее окончания, но делать этого сотрудники аэропорта не обязаны по закону.

Почему размер и вес багажа и ручной клади фиксирован?

Требования к габаритам и весу провозимого пассажирами багажа — не прихоть авиакомпании. Чаще всего они продиктованы техническим состоянием авиапарка, фактическим размером и общей грузоподъемностью самолета.

Авиакомпании оценивают багаж пассажиров по трем критериям: количество мест, размер и вес. Параметры отличаются у разных перевозчиков, в зависимости от типов эксплуатируемых судов, поэтому эту информацию лучше уточнять на официальном сайте каждой конкретной авиакомпании, либо заглянуть в билет — там она тоже прописана.

В летно-технических характеристиках каждого самолета учитывается так называемая «коммерческая нагрузка» — масса пассажиров и их багажа, а также почты и грузов при грузоперевозках. Максимальная коммерческая нагрузка зависит от количества мест в самолете, параметров багажного отсека и массы перевозимого груза. Перед вылетом пилоты знакомятся с данными о весе пассажиров и багажа на борту и ставят подпись под этими данными. В случае авиакатастрофы показатели проверяются на предмет возможного превышения нормы.

Предельный вес багажа определяется как разница между грузоподъемностью судна и весом пассажиров и топлива. Дальность полета — еще один показатель, который может повлиять на требования авиакомпаний к багажу и ручной клади. Багаж помещается в специальные контейнеры, а контейнеры, в свою очередь — в грузовой отсек самолета. Боксы закрепляются, равномерно распределяясь по всему отсеку, чтобы не произошло смещения центра тяжести во время полета.

Почему нельзя пересаживаться на другие кресла в салоне самолета?

«Занимайте места согласно посадочным талонам», — эта фраза также знакома многим авиапассажирам. Бортпроводники строго следят, чтобы путешественники не менялись местами и не пересаживались, например, с крайнего к проходу места на свободное у иллюминатора, даже если весь ряд свободен. Такой подход продиктован не нежеланием пойти навстречу пассажирам, чтобы обеспечить максимальный комфорт каждому, а требованиями безопасности и экономическими нюансами.

Автоматическая рассадка пассажиров на стойке регистрации производится с учетом равномерного распределения людей и их ручной клади по салону. Если нравится летать у окна или в проходе — лучше заранее пройти онлайн-регистрацию и выбрать конкретное место. При взлете и посадке самолета центр массы имеет критическое значение для безопасного набора высоты и снижения.

Перед вылетом пилотам докладывают о показателе индекса распределения веса в самолете, а они, ориентируясь на это число, выставляют параметры триммера — небольшой детали в рулевой конструкции, регулирующей движение наружных элементов в хвостовой части самолета. После взлета перемещаться по салону разрешается, так как триммер уже зафиксирован.

С экономической точки зрения, многие авиакомпании разделяют места в самолете на «классы», чтобы стимулировать клиентов заранее оплачивать наиболее комфортные кресла — у иллюминатора, аварийного выхода, в передней части самолета или с дополнительным пространством для ног. В том числе из-за этого бортпроводники строго следят, чтобы каждый пассажир оставался на своем месте на протяжении всего полета.

В крайних случаях, например, если в соседнем кресле перевозят животное, а у путешественника — аллергия, пересадку могут согласовать.

В 2019 году российский лоукостер «Победа» объявил об еще одной причине, по которой пересадки с места на места на борту запрещены. Авиакомпания объяснила это необходимостью правильно идентифицировать пассажиров в случае авиакатастрофы или возникновения внештатной ситуации на борту во время полета. Пользователей заявление возмутило, как и тот факт, что при совместной регистрации на рейс в аэропорту система может намеренно рассадить родственников или друзей.

Полина Малахова