НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Боевой «Рефлекс»: зачем танкам нужны ракеты, если есть снаряды?

29 декабря 2022
Считается, что танк — машина универсальная. Он может подавить пехоту или тяжелую технику противника. Однако ключевое вооружение танков всегда остается за кадром и незаслуженно обходится стороной.

Танковая управляемая ракета — что это такое

Первые прототипы танковых управляемых ракет (ПТУР) в том виде, в каком их знают сейчас, были разработаны в начале 1940-х годов в Германии. Разработкой вооружения занималась группа выходцев из Чехии и Польши, а окончательной доводкой прототипов занимались инженеры компании BMW.

Ключевая идея нового оружия была проста — разработать управляемый реактивный боеприпас, с помощью которого появится возможность поражать цели на удалении в несколько сотен метров. Однако в результате подковерных интриг и политических скандалов уникальное вооружение до бронетехники не добралось. Лоббисты «классических» орудийных систем настояли, чтобы правительство Германии надавило на концерн BMW и повлияло на ход разработки противотанковых ракет.

Из-за этого испытания первых немецких ПТУР Х-7 были отложены практически на самый конец Второй мировой. Однако накануне проигрыша гитлеровской Германии такое оружие уже не могло повлиять на исход боевых действий. Уже после войны образцы немецкого вооружения были доставлены во Францию, СССР, США и ряд других «союзных» государств, где начался активный процесс изучения новой техники.

ПТУР для танков

Первыми полноценными управляемыми ракетами для боевой техники стали французские NORD SS.10. Практически одновременно с ними (с разницей в пару лет) был представлен и первый советский ПТРК «Малютка». Оба комплекса позаимствовали большинство технологических решений от немецких X-7, даже аэродинамическая компоновка и пусковой контейнер были, фактически, скопированы.

Однако дальше остальных пошли американцы. В 1958 году на базе танка «Шеридан» был создан самоходный ПТУР «Шиллейла», который сейчас можно было бы запросто спутать с популярным американским ПТРК TOW. Кумулятивная ракета выстреливалась из ствола танковой пушки. Однако дальность пуска невелика — управлять ракетой по специальным проводкам можно было лишь на удалении до 730 метров.

В СССР пошли другим путем. После создания отдельной противотанковой машины ИТ-1 инженеры интегрировали комплекс управляемого вооружения внутрь ствола обычной танковой пушки. Начиная с танков Т-64Б в состав вооружения советских танков на постоянной основе был введен так называемый КУВ — комплекс управляемого вооружения с противотанковой ракетой. Роль пускового контейнера ракет выполняла обычная гладкоствольная или нарезная пушка, а сами снаряды укладывались в автомат заряжания так же, как обычные выстрелы калибра 125-мм.

Первым и наиболее продвинутым в этом смысле стал КУВ «Кобра», впервые интегрированный в блок вооружения танка Т-64Б. В дальнейшем комплексы управляемых вооружений получили танки Т-72 (комплекс «Свирь»), Т-80 (комплекс «Кобра»). Самой современной модификацией КУВ для отечественных танков является «Рефлекс-М». Комплекс позволяет применять высокоточные танковые выстрелы не только из боевых танков, но и орудий «Спрут-Б» и самоходных «истребителей» танков «Спрут-СД», а также самых современных версиях танков Т-90 и Т-90М.

Следующее поколение боевых танков России может получить принципиально другой комплекс управляемого вооружения. В танках Т-14 «Армата» при применении орудия калибра 152 мм могут быть использованы ракеты комплекса «Корнет-Д» с дальностью пуска до 10 километров, что (в случае реализации такого решения) станет абсолютным рекордом среди танковых управляемых боеприпасов.

При этом текущее поколение управляемых активно-реактивных снарядов 9М119М «Инвар» и 9М119М1 «Инвар-М» уже дальше в своем развитии. Боеприпасы, разработанные для повышения огневой мощи танков Т-80 и Т-90, позволяют уничтожать цели на удалении до 5 километров, в то время как кумулятивные боеприпасы в условиях реального боя позволяют стрелять максимум на 2−2,5 километра.

Применение противотанковых ракет в танках позволяет обезвредить любого потенциального противника задолго до того, как машины встретятся в контактном бою. По некоторым оценкам, российские танковые ПТУР позволяют вывести из строя до 50% танков противника с дистанции в 4500 метров, а на удалении в 3000 метров процент выведенной из строя техники может дойти до 70.

ПТУР на Западе

Стратегия США и НАТО по развитию бронетехники до недавнего времени исключала прямое использование ПТУР в танковых пушках. Однако в ближайшее время танки Leopard 2 могут получить пакет обновлений, благодаря которым машины смогут применять танковые выстрелы LAHAT. По функционалу они повторяют российские танковые выстрелы комплекса «Рефлекс-М», однако атакуют бронетехнику под углом в 30 градусов в наименее защищенное место — крышу.

Управляемое вооружение отсутствует на таких боевых танках Запада, как французский AMX-56 Leclerc, южнокорейский K2 «Черная пантера», американский M1 Abrams, израильский Merkava Mk.4 и другие. Однако все страны, упомянутые в списке, активно тестируют работу подразделений с противотанковыми вооружениями на легких шасси. Одним из наиболее удачных в этом отношении является израильский ПТРК Spike-LR/NLOS с дальностью стрельбы до 25 километров.

Ключевой проблемой танковых ПТУР, несмотря на десятки лет разработки, остается малоизученность этой технологии. Не существует единого мнения на тему эффективности таких боеприпасов в боях, а сами снаряды регулярно дорабатываются как по аэродинамической и механической части, так и по типу взрывчатого вещества.

На данный момент наиболее объемным опытом в этом отношении обладает только одна страна в мире — Россия.

По мнению отечественных и зарубежных экспертов, следующим шагом развития противотанковых комплексов для танков в России может стать применение снарядов с инфракрасной и телевизионной головкой самонаведения. Если эта идея будет реализована, то дальность поражения танковыми боеприпасами стационарных и движущихся целей может увеличиться в 3−5 раз и достигнет отметки в 10−12 километров.

Георгий Шамуев