Не первый, но все-таки первый
Говорят, что до появления первого Macintosh персональных компьютеров не было вообще. Будто бы в представлении людей компьютеры были огромными штуковинами на всю комнату. Они шумели, мигали лампочками, крутили бобины с магнитной лентой. А управляли ими какие-то фантастические гении в белых халатах — военные, космонавты или просто ученые. Но это не так.
К 1984 году мир уже видел немало персональных компьютеров — причем не только рабочих, но и домашних. Обычно вспоминают о машинах IBM, Compaq и RadioShack. Еще были Commodore 64, Atari, Amiga, ZX Spectrum. Несколько ПК выпустила и сама Apple, причем с графическим интерфейсом от компании Xerox.
Однако среди всего этого разнообразия персональных ЭВМ не находилось ни одной машинки для простого человека: чтобы просто редактировать тексты, просто рисовать, просто играть... Ведь одни ПК были исключительно профессиональными и дорогими штуками, другие же — игрушкой для энтузиастов. А ну-ка, выучите BASIC, чтобы запустить игру!
Тут-то и появился Apple Macintosh. Лаконичный моноблок, графический интерфейс, понятный даже домохозяйке, да еще и ручка для переноски и специальная сумка! Взяли компьютер, положили в специальную сумку, кинули в корзинку на велике и поехали куда надо! Таков был сюжет одного из рекламного ролика Apple Macintosh. И такого не предлагал никто.
Бежевый тостер
Уже тогда Стив Джобс был королем маркетинга. Пусть компьютер расскажет о себе сам, заявил он на презентации Apple Macintosh. Нажал на кнопку. И Apple Macintosh заговорил. Эффектно? Еще как!
А чего стоит рекламный ролик «1984», снятый Ридли Скоттом, в котором Apple Macintosh предстает спасителем от тоталитарного режима Большого Брата? On January 24th, Apple Computer will introduce Macintosh. And you’ll see why 1984 won’t be like «1984». («24 января Apple Computer представил Macintosh. Вы увидите, почему 1984 год не будет похож на «1984»). Apple потратила на рекламу рекордную сумму — в районе 700−900 тысяч долларов США.
Но ни синтез речи, ни аллюзия на Оруэлла, ни даже ручка и отдельная сумка для переноски не спасли первый Мак от неудач. Мощная рекламная кампания породила чрезмерные ожидания, тогда как на деле компьютер оказался так себе: слабым и дорогим.
- Полагая, что вентиляторы отвлекают от работы, Джобс требовал исключить их из конструкции Macintosh. Итог оказался ожидаемым: компьютер грелся. А потому прослыл в народе «Бежевым тостером» (The Beige Toaster).
- Хотя в основе Apple Macintosh лежал 32-битный процессор Motorola 6800, Джобс использовал материнскую плату с 16-битной шиной данных, сыгравшую роль бутылочного горлышка.
- Apple пиарила первый Мак без стыда и совести. Возможности компьютера демонстрировались через программы, которые продавались отдельно. Из коробки же на борту Мака (а точнее, на дискете) была лишь пара программ — MacWrite, MacPaint. И что прикажете с ними делать?
- На презентации Стив ввел публику в заблуждение. Выпуская скромную модель с 128 КБ оперативной памяти, он демонстрировал машину с 512 КБ «оперативки». Представьте себе досаду пользователей, когда они пытались заставить заговорить свой Мак, как тот делал на сцене, но тот не мог связать и двух слов. Да еще и красивый графический интерфейс подтормаживал.
- Apple Macintosh нельзя было апгрейдить — все компоненты были распаяны на материнской плате.
Короче говоря, вышел Apple Macintosh по-царски — громко и эффектно. Но оказалось, что царь не настоящий.
Достойные потомки
Несмотря на все недостатки, именно Apple Macintosh 128K стал прародителем всех компьютеров Мак. Вскоре последовала версия 512К, а за ней Apple Macintosh Plus, Apple Macintosh SE, Apple Macintosh SE/30... Простившись в 1985 году со Стивом Джобсом, Apple удалось наладить производство нормальных ПК в скучных корпусах для работы и дома.
На протяжении 10 лет аппаратной базой компьютеров Apple Macintosh были процессоры Motorola. Однако зависимость от стороннего и единственного производителя процессоров Apple не нравилась. К тому же, нужно было как-то противостоять Intel с мощным процессором 80386. И в 1995 году Apple выпустила первый Мак на процессоре PowerPC, который создала в сотрудничестве с IBM и Motorola.
Новые процессоры были не единственным судьбоносным шагом Apple периода середины 90-х. В 1996 году компания решила вернуть в свои ряды Стива Джобса. К тому времени он создал компанию NeXT, которая занималась производством серьезных компьютеров для работы с 3D-графикой. Джобс согласился. NeXT стала частью Apple, а операционная система NeXTSTEP OS — основой новой MacOS.
При Джобсе ассортимент выпускаемых компьютеров Apple здорово сократился. Семейство настольных компьютеров Macintosh превратилось в iMac. Вернулся нескучный дизайн. Вот три самые классные модели:
iMac G3
Выпущенный в 1998 году моноблок iMax G3 и по сей день остается одним из самых удивительных ПК.
«Сзади iMac выглядит лучше, чем другие ПК спереди. Он словно пришел с другой планеты. С хорошей планеты. С планеты с лучшими дизайнерами», — сказал Джобс на презентации.
Яйцевидный корпус из прозрачного пластика молочно-бирюзового цвета — достаточно, чтобы стать частью поп-культуры. А через год добавилось еще больше цветов. И потом еще, и еще, и еще... За 3 года iMac G3 был выпущен в 13 цветах.
iMac G4
Удивляла и следующая модель iMac G4, представленная в конце 2001 года и прозванная в народе «Лампой Джобса». Здесь тонкий ЖК-дисплей на металлической ножке крепился к системному блоку в форме полусферы. Как и iMac G3, новинки выглядела чем-то футуристичным и инопланетным.
iMac G5
Выпущенный в 2004 году, моноблок iMac G5 отличался спокойным и минималистичным дизайном. Журналисты назвали его эталонным десктопом. Но примечателен G5 все-таки другим — он стал последним Маком на процессорах PowerPC.
Славное время Intel
В 2005 году Apple была вынуждена вернуться к процессорам со стороны. Компания обещала iMac с частотой 3 ГГЦ, но создать подходящий процессор PowerPC не смогла. Там началась 15-летняя история дружбы Apple и Intel.
За это время Apple отказалась от пластиковых корпусов в пользу алюминиевых, поставила крест на экспериментах с дизайном, пришла к четкой стилистике, от которой не отклоняется. Пользователи получили возможность устанавливать на Маки Microsoft Windows, а гики — собирать Хакинтоши и пользоваться Mac OS, OS X и macOS. То было прекрасное время! И так было бы. Однако Apple опять всех удивила.
И снова независимость
Хотя с развитием PowerPC дела у Apple не задались, с мобильными процессорами все оказалось иначе. Отсчет начался в 2010 году, когда Apple выпустила iPhone 4 на собственном процессоре A4. Спустя десять лет, «яблочные» мобильные ARM-процессоры внезапно стали такими же мощными, как и Intel Core i. При этом они потребляли гораздо меньше энергии и не нуждались в активном охлаждении.
В 2020 году Тим Кук объявил: грядут грандиозные изменения! Apple пересаживается с процессоров Intel на собственные ARM-чипы. Компьютеры будут еще быстрее и автономнее, а Apple перестанет зависеть от Intel. У разработчиков же два года, чтобы спокойно адаптировать свой софт под новое железо.
В 2021 году в свет вышли первые iMac на чипах 5-нанометровых Apple M1. В этом же году были ноутбуки MacBook Pro на M1 Pro и M1 Max. В 2022 года последовали мощные и ультракомпактные десктопы Mac Studio на M1 Max и M1 Ultra. Таким образом Apple подошла к 2023 году с четырьмя ARM-процессорами для персональных компьютеров и ноутбуков под разные нужды.
Настоящее и будущее
В 2023 году Apple показала обновленные ноутбуки MacBook Pro и десктопы Mac Mini на чипах M2 Pro и M2 Max с 30-процентным приростом производительности. А уже в октябре компания представила новое поколение собственных процессоров: M3, M3 Pro и M3 Max. Помимо увеличенной мощности и энергоэффективности, Apple замахнулась на игровой сегмент. И это может означать новую эру развития MacBook.
More, more things
40 лет компании Apple потребовалось, чтобы пройти путь от «бежевого тостера» на процессоре Motorola до супермощных ПК на собственных процессорах, которым вообще не нужны вентиляторы. И Apple опять впереди. И Apple опять независима. Но что дальше?
Мы не ждем, что в ближайшем будущем Apple удивит нас «инопланетным» дизайном — времена iMac G3 и G5 уже не повторятся. Не ждем и смелых идей, которые воплощал первый Мак. Выходит, нам остается лишь банальный рост производительности? Хочется верить, что нет. И что через несколько лет мы будем удивляться каким-нибудь новым, фантастическим технологиям, о которых сейчас и подумать не можем.
Или можем - вот, например, гарнитура Apple Vision Pro. Тоже смелая разработка, тоже пока не признана современниками. Но повторит ли она успех Macintosh? Скоро узнаем, и для этого не придется ждать еще 40 лет.