Как Як-40 остается в эксплуатации в 2023 году?
«Внимание пассажиров, вылетающих авиакомпанией АО “Вологодское авиационное предприятие” в Вологду. Вылет вашего рейса задерживается до восьми часов тридцати минут», — такое объявление по громкой связи в аэропорту «Пулково» услышала редактор Hi-Tech Mail.ru.
Название авиакомпании резануло слух: после привычных «Победа», «Аэрофлот», «S7», «Северный ветер» и других коротких названий «АО “Вологодское авиационное предприятие”» звучало как громоздкий привет из СССР. Небольшое исследование информации о необычной авиакомпании и подтолкнуло к созданию этого текста.
Уникальность «Вологодского авиапредприятия» не только в запоминающемся названии, но и в уникальном эксплуатационном авиапарке. В использовании у авиакомпании три самолета Ан-2 для патрулирования лесов Вологодской области, 18 многоцелевых вертолетов Ми-8 разных модификаций и пять пассажирских самолетов для местных авиаперевозок Як-40 — информацию о задержке именно такого рейса озвучивали по громкой связи в Пулково.
Самолет Як-40 был разработан в 1960-е годы в СССР специалистами Опытно-конструкторского бюро им. А. С. Яковлева, серийным производством этих моделей занимался Саратовский авиационный завод. Это ближнемагистральный самолет, предназначенный для перевозки пассажиров и грузов, а также первый в мире трехдвигательный турбореактивный пассажирский самолет третьего класса воздушных судов (ВС).
Як-40 активно эксплуатировался не только в СССР: в 1972 году сертификат летной годности выдали Италия и ФРГ, и Як-40 стал первым советским самолетом, использовавшимся странами капиталистического лагеря. С 1970-х Як-40 эксплуатировался в 19 странах мира.
К 2023 году в России самолеты Як-40 используются двумя авиакомпаниями: «Вологодское авиапредприятие» и «Камчатское авиапредприятие» для совершения недолгих рейсов.
Як-40 вмещает от 27 до 40 человек, в зависимости от комплектации. Максимальная высота полета — чуть больше 8 тысяч метров, максимальная дальность полета — 1800 километров, а развиваемая скорость превышает 500 км/ч на высоте полета 6 тысяч метров. Суда эксплуатируются до сих пор, так как проходят постоянную модернизацию, однако, исходя из информации на официальном сайте «Вологодского авиационного предприятия», в планах у авиакомпании полностью заменить модель на более современные самолеты.
На сайте вологодской авиакомпании доступно расписание полетов. Из него видно, что Як-40 выполняют рейсы из Москвы, Санкт-Петербурга, Котласа, Вологды и Великого Устюга. Мы летали на самолете с бортовым номером RA-88231, в эксплуатации он находится с декабря 1976 года — более 46 лет.
Не так давно самолеты Як-40 привлекли внимание прессы и правоохранителей: в ноябре 2021 года судно «Камчатского авиационного предприятия» совершило аварийную посадку из-за отказа одного из двигателей, а в январе 2022 года прокуратура инициировала проверку после вынужденной посадки самолета в Вологде из-за трещины в лобовом стекле. Тем интереснее было проверить, насколько комфортно для рядового современного пассажира, избалованного Аэробусами и Боингами, проходит полет на одной из легенд советской авиации.
Советская «маршрутка», лететь на которой оказалось приятнее, чем на «Суперджете»
Вылет рейса «Санкт-Петербург-Вологда» был запланирован на 16:00, однако, как стало понятно из разговора пассажиров у стоек регистрации, задержки — привычная для «Вологодского авиационного предприятия» история. Мужчины в очереди порадовались «хорошим погодным условиям» — умеренно пасмурному небу без снега, дождя и сильного ветра — ведь в противном случае «полет и отменить могут».
В стоимость билета, которая составила чуть больше четырех тысяч рублей в одну сторону, входил багаж до 20 кг, однако большая часть пассажиров регистрировала только ручную кладь.
В итоге рейс действительно задержали на час, а до стоянки самолета на территории аэропорта пассажиров, без преувеличения, 7 минут вез автобус. К посадке в Як-40 готовились всего 22 человека, включая двоих маленьких детей.
При виде судна только два человека, включая корреспондента Hi-Tech Mail.ru, округлили глаза: видимо, для всех остальных пассажиров подобный опыт был не первым. Чтобы лучше понять весь спектр эмоций, представьте, что вы всю жизнь передвигались по городу на огромном двухэтажном автобусе, но в один день к остановке подъехала желтая маршрутка начала нулевых, при входе в которую обязательно ударишься головой о потолок.
После привычных высоких трапов, вход в салон через небольшую лесенку в задней части самолета под хвостом напомнил опыт той самой маршрутки. Слева от входа — железная балка и заботливо подготовленные плечики, где можно оставить верхнюю одежду. Правее — «багажное отделение» или три полки друг над другом с фиксирующими ремнями для крупногабаритного багажа. Стюардесса не проверяет посадочные талоны, а лишь уточняет, известно ли пассажиру его место.
Предполетная подготовка закончилась, так и не начавшись: привычного инструктажа от бортпроводников с демонстрацией аварийно-спасательного оборудования и запасных выходов на двух языках не случилось. Качество громкой связи оставляло желать лучшего — за постоянным шипением было едва слышно, как стюардесса сообщает о необходимости пристегнуть ремни безопасности, а также изучить инструкции, расположенные в кармане впереди стоящего кресла.
Из обращения капитана воздушного судна стало ясно, что полет будет проходить на высоте 6 тысяч метров со скоростью 500 км/ч. Перед взлетом каждый пассажир получил леденец, чтобы снять заложенность в ушах — как в старые добрые, — затем стюардесса заняла обычное пассажирское место на самом последнем ряду кресел. К ней присоединился бортинженер, закончивший фиксировать багаж и закрывать вход. Всего в Як-40 оказалось 30 посадочных мест.
Шумоизоляция в салоне гораздо хуже, чем в более современных самолетах, что добавляло тревоги при движении по взлетно-посадочной полосе. Сам взлет и последующий набор высоты оказались неожиданно плавными.
Если Боинги и Аэробусы взмывают вверх под достаточно сильным углом, что доставляет определенный физический дискомфорт, Як-40 набирает высоту медленнее: самолет не трясет и не покачивает, начало полета мало чем отличается от набора скорости на земле. Даже при проходе через облачность самолету удалось сохранить стабильность в воздухе, а к шуму двигателя привыкаешь после 10−15 минут полета.
После набора высоты стюардесса по шипящей громкой связи сообщила, что на борту есть аптечка, туалет находится в хвостовой части самолета, а пассажирам будут предложены напитки.
О достаточном количестве места для ног, пространстве между креслами и лампочках в верхней панели над сиденьями пассажиру Як-40 можно забыть — за все время полета вы неизбежно познакомитесь с коленками сидящего рядом с вами путешественника. Корреспонденту Hi-Tech Mail.ru повезло занять место рядом с кнопкой вызова бортпроводника, но такая роскошь доступна далеко не каждому ряду кресел.
В панели над пассажирами есть только отверстия для кондиционирования, из которых дует теплый, немного спертый воздух. Если повезло сесть у окна, можно обжечься небольшой нагревательной панелью, установленной под креслами. Шторка иллюминатора плотная и прозрачная, хоть и покрыта синей затемняющей пленкой.
Полет на Як-40 из Санкт-Петербурга в Вологду длится полтора часа, из которых свободно передвигаться по салону можно чуть меньше часа — остальное время занимают взлет и посадка. За это время корреспондент Hi-Tech Mail.ru раскрыла секрет шипящей громкой связи — технология напоминает, скорее, древний телефонный аппарат, закрепленный на стене в хвостовой части самолета. Рядом с ним — металлический кулер для воды.
В самом хвосте Як-40 — туалет, напоминающий гибрид классической уборной в современном самолете и в вагоне поезда дальнего следования десятилетней давности. Все очень чисто, пассажиры могут воспользоваться мылом в индивидуальной упаковке, кран с водой и слив работают безукоризненно и не издают пугающих звуков.
Перед снижением стюардесса снова предложила пассажирам леденцы, а также настоятельно попросила не пользоваться наушниками, чего уже давно не делают другие авиакомпании. Як-40 снижался также, как и взлетал — очень плавно и медленно, по прямой и без виражей, последствия которых часто испытывают пассажиры на подлете к крупным аэропортам.
Давление на уши — нулевое, а спокойная посадка только добавила уверенности в профессионализме пилотов и надежности судна. Для сравнения, взлет и посадка на SSJ-100 вызывали в разы меньше положительных эмоций, а по прилету регулярно приходилось использовать все известные методы из статей «что делать, если после перелета заложило уши».
Насколько колоритным оказался полет на советском Як-40, настолько же непривычно выглядит аэропорт в Вологде. Совсем небольшой, чистый и аккуратный, он напоминает, скорее, советский Дом культуры, чем место, где люди проходят паспортный контроль и регистрируют багаж.
Туристическая брошюра на одной из стоек описывает Вологодскую область как направление богатое на достопримечательности. Редакция Hi-Tech Mail.ru рекомендует лететь изучать вологодские церкви и кружево именно на Як-40 — чтобы сомнительная, на первый взгляд, затея подарила уникальный опыт полета и познакомила с качеством советского авиастроения.