НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Российский электромобиль АТОМ: что это и когда увидим

30 января 2023
24 января на территории самого крупного ИТ-парка в Татарстане состоялось мероприятие технологического стартапа АТОМ — создателя экологичного электромобиля для молодого поколения водителей. Рассказываем, что удалось узнать о концепции проекта, сроках выпуска электрокара, и при чем тут Майнкрафт.

АТОМ — независимый стартап с международной командой, нацеленный на молодежь

История российского бренда электромобилей АТОМ начиналась с идеи одного человека, ныне директора компании Игоря Поваразднюка, в Набережных Челнах. К началу 2023 года команда стартапа насчитывает около 400 человек, включая бывших сотрудников крупных международных автоконцернов (в том числе Tesla) и зарубежных IT-компаний.

Партнером АТОМа по разработке интерьера и экстерьера будущего электромобиля стал итальянский дизайнер Роберто Пиатти, ранее сотрудничавший с брендами Lamborghini и Ferrari. «Ранее я работал над проектами спорткаров для этих концернов, но для меня гораздо интереснее заниматься чистыми инновациями. Я долгое время мечтал о том, чтобы поработать над электромобилем будущего, то есть с нуля создать автомобиль, которого до этого не существовало».

Сила идеи подтолкнула присоединиться к проекту и Дмитрия Агеева, директора по IT-продуктам АТОМ. Сперва начинать работу пришлось практически бесплатно, но именно возможность разработать современный высокотехнологичный электромобиль заставила его отказаться от предложения работать в американской компании. «Я пришел в АТОМ воплощать мечту, это оказалось захватывающей, но сложной задачей. Спроектировать электрокар — нетривиальный проект, который очень сложно скопировать, это не только технологический, но и научно-исследовательский процесс», — рассказал он.

Подход АТОМа к разработке будущей машины действительно отличается от представлений о привычных автомобилях. В планах создателей — сделать упор на пользовательский опыт взаимодействия водителя с электрокаром.

По словам Роберто Пиатти, для современного поколения автолюбителей машина — это не просто средство передвижения, а индивидуальная среда, которую можно кастомизировать с учетом персональных хобби, привычек и особенностей каждого пользователя. «В классической автоиндустрии проектировщики и собственники брендов зачастую ориентируются на собственные нужды и проявляют консерватизм. Инновации формируются не так: работа с электромобилями позволяет избавляться от устаревших идей и подходов. Сейчас мы пытаемся упростить сам процесс посадки в машину — если задуматься, он бывает достаточно неудобен, хотя люди настолько привыкли к этому, что не замечают».

Игорь Поваразднюк подчеркивает, что основная задача компании сейчас — трансформировать пользовательский опыт взаимодействия с электрокаром. «Мы планируем выйти за грань перехода с двигателя внутреннего сгорания на электродвигатель и сосредоточиться на UX-дизайне будущего автомобиля. В этой связи остро встает вопрос безопасности: важно не только не допустить ситуацию, когда водитель отвлекается от дороги, но и разработать автоматизированную систему помощи, зашитую в руль или лобовое стекло, позволяющую избежать критических последствий».

Директор стартапа уверен: спрос на новинку среди россиян будет, благодаря высокому уровню мобильности и развитию e-commerce, который можно наблюдать уже сейчас. Этот тренд, по мнению Игоря Поваразднюка, сохранится благодаря поколению зумеров и качеству электронных сервисов — в этой сфере Россия развивается быстрее, чем страны Европы, США и Китай. Создатели АТОМа считают, что в России достаточно компетентных специалистов, научных школ и технологических разработок, чтобы создать конкурентоспособный инновационный продукт.

Первый образец российского электрокара получит автор лучшего прототипа, созданного в метавселенной игры Майнкрафт

Исполнительный директор стартапа Харальд Грюбель отмечал: если компания хочет создать продукт для молодого поколения, которые активно пользуются диджитал-средой и инструментами новой мобильности, это нужно делать в сотрудничестве с ними. Так в ноябре 2022 года родилась идея построить футуристичный город Атомвиль в популярной метавселенной Майнкрафт. Одной из главных активностей города стал строительный конкурс, где каждый желающий мог представить свой концепт идеального электрокара будущего.

На мероприятии 24 января представители АТОМа выбрали 9 финалистов из более тысячи участников, которых пригласили посетить офис компании и лаборатории, где ведутся разработки электромобиля. Победителю конкурса, который приготовил смелый и яркий проект, достался NFT-токен, созданный российским цифровым художником Дмитрием Кренским. Когда АТОМ будет запущен в серийное производство, игрок с ником constantsnow228 сможет обменять его на электромобиль совершенно бесплатно.

По словам Харальда Грюбеля, первый автомобиль может выйти из сборочного цеха уже в конце 2024 года, а в свободной продаже АТОМ появится к середине 2025 года. «Сейчас электрокар разрабатывается полностью в цифровой среде. Внешний облик и интерьер были спроектированы в виртуальной реальности. Основы моделирования, которые мы заложили в симуляции, позволят оперативно разрабатывать новые продукты в будущем и опережать конкурентов. Что касается софта, исследователи уже тестируют и улучшают написанный разработчиками MVP».

Первый прототип электромобиля АТОМ планируется представить публике в первой половине 2023 года. Активность в игровой вселенной Майнкрафт, инициированная компанией, является частью стратегии бренда по активной интеграции всех творческих и современных людей в повестку создания технологичной, экологичной и цифровой мобильности.

Создатели фокусируются на использовании автомобиля жителями крупных мегаполисов, чтобы привлечь их идеей экологичности и инновационности нового вида транспорта. С учетом городского ритма жизни АТОМ должен быть компактным, но комфортным, морозоустойчивым и достаточно маневренным средством передвижения.

Не исключено, что в производстве автомобиля примет участие госкорпорация «Росатом». В ноябре 2022 года Алексей Лихачев озвучивал предложение предоставлять источники энергии для будущих электромобилей АТОМ. Соответствующая технология уже исследуется специалистами госкорпорации.

Полина Малахова