НовостиОбзорыИтоги года 2024Все о нейросетяхГаджет года 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыЭксперты

Ракета или бомба: что известно о боеприпасах GDLSB для американских «Хаймарсов»

6 февраля 2023
Эти ракеты считаются относительно маломощным вооружением, однако потенциал таких средств поражения изучен не до конца.

M142 HIMARS: характеристики, дальность стрельбы

Американские «Хаймарсы» долго считалась одними из наиболее современных реактивных систем залпового огня. Однако со временем разработчики системы столкнулись с тем, что стоимость боеприпасов средней дальности сильно выросла. Про наиболее дальнобойные ракеты к «хаймарсам» и говорить нечего: каждая из ракет ATACMS обошлась армии США в 2,5 млн долларов, и применение таких ракет может оправдывать только очень важная и как следствие хорошо защищаемая цель.

Вопросом создания «бюджетных» средств поражения для M142 озаботились многие партнеры США по НАТО и решение, как ни странно, нашлось за пределами Америки. Испытания Ground Launched Small Diameter Bomb (GLSDB, бомба малого диаметра наземного базирования), созданной в партнерстве Boeing и шведской SAAB, начались в 2015 году.

Изначально предполагалось, что для сохранения и даже повышения дальности стрельбы и снижения стоимости потребуется разработка новой ракеты. Однако комплект «расширения боевых возможностей» вписали аккурат в малогабаритную авиабомбу GBU-39, созданную как раз для «ограниченных огневых миссий».

Цель «Боинга» и «Сааба» была проста: создать максимально простой и унифицированный боеприпас, который можно было бы заряжать в пусковую M142 без дополнительных изменений в конструкции. На руку разработчикам сыграла и методика применения бомбы, изначально созданной для сброса с истребителей: на скорости порядка двух махов GBU-39 должна была пробивать даже защищенные цели.

Однако первыми, кто протестировал бомбу в полноценных боевых условиях, стали не США и не их союзники по НАТО. Впервые GBU-39 были применены в 2008 году израильской авиацией в ходе операции «Литой свинец» в секторе Газа. Дальность сброса таких бомб с высоты в 10 тыс. метров составляла 110 километров, однако для «Хаймарса» создали другую версию: с реактивным ускорителем, благодаря которому дальность пуска может составлять 150 километров.

Что такое GLSDB для «Хаймарса»: бомба или ракета?

Если строго придерживаться военной терминологии и описания на сайте производителя, то Ground Launched Small Diameter Bomb (GLSDB) на базе авиабомбы GBU-39 — это все-таки больше ракета, чем бомба. Она стартует из пускового контейнера так же, как и другие ракеты для M142 HIMARS, и имеет ту же конструкцию, пусть и с незначительными доработками. В отличие от других боеприпасов к американским РСЗО, GLSDB относительно недорог в производстве — стоимость каждого выстрела оценивается примерно в 50−60 тыс. долларов.

Каждая ракета оснащена усовершенствованной инерциальной навигационной системой с GPS-навигатором и осколочно-фугасной боевой частью с программируемым электронным взрывателем.

В теории эти боеприпасы должны были заполнить нишу между оперативно-тактическими ракетами для «Хаймарса» ATACMS и ракетами малой дальности GMLRS, запускаемыми максимум на 75 километров. Однако с боевым развертыванием таких ракет возникли сложности. Еще на этапе испытаний разработчики Boeing/SAAB подтверждали, что применение ракетобомб предусматривается в районах, зачищенных от ПВО потенциального противника.

Реальное боевое применение в условиях, когда наиболее продвинутые комплексы ПВО ближнего действия, такие, как российский «Панцирь», уверенно перехватывают полный пакет ракет для «Хаймарсов», в случае с ракетами GLSDB может быть осложнено.

Что эффективнее — «Хаймарс» или «Панцирь»

Особенности у «планирующей бомбы», точнее — ракеты, есть. Одной из отличительных черт GLSDB является возможность «стрелять назад». Такая опция необходима на случай, если цели придется поражать не на максимальной дальности, а в нетипичных для РСЗО координатах. Есть и другие особенности. Реактивный ускоритель, с помощью которого GBU-39 разгоняется после выхода из пускового контейнера, может «закладывать виражи», благодаря чему ракету можно нацеливать на поражение объекта не только под прямым углом в 30−60 градусов, но и по любой необходимой траектории.

Однако в каждой бочке меда всегда есть ложка дегтя, которая может испортить любое боевое применение. В ракетах GLSDB таких особенностей две. Первая — это встроенная инерциальная навигационная система. Системы такого типа используют на случай отказа спутникового наведения.

В ракете GLSDB инерциальная система навигации настроена так, что быстро накапливает ошибки и выходит из строя при стрельбе на максимальную дальность, а это значит, что расчетное отклонение от цели в 10−12 метров в реальности может составить все 50. Разумеется, при взрыве 100-килограммовой бомбы даже в 100 метрах будут разрушения, но о прямых массовых попаданиях говорить не приходится. Про модификации этих бомб с ИК и радиолокационным наведением на цель говорить пока преждевременно, поскольку их боевые возможности не до конца изучены.

Вторая проблема GLSDB — это скорость полета. Даже при незначительной радиолокационной и инфракрасной заметности GBU-39 летит к цели существенно медленнее, чем оригинальная ракета GMLRS от «Хаймарса». Полетная скорость GLSDB при отделении от наземной пусковой установки не раскрывается, однако можно предположить, что ракета имеет дозвуковую скорость полета и летит вдвое медленнее, чем оригинальная GBU-39 при отделении с самолета.

Для сравнения — ракета M142 HIMARS летит на скорости под 3 тыс. километров в час, и даже при таких возможностях их перехват давно не является чем-то выдающимся, а скорее — рутинным делом для дежурных расчетов ПВО типа «Панцирь» или «Тор».

Преуменьшать опасность от «мини-бомб» GLSDB, разумеется, не стоит — любая военная технология западных стран создается на базе определенного технологического задела и опыта. Однако и ликвидация наземных пусковых, и поражение ракет в воздухе не являются невыполнимыми задачами.

Георгий Шамуев