Не секрет, что пилотирование любой сверхзвуковой машиной, будь то истребительная, штурмовая или разведывательная авиация, требует от экипажа предельной концентрации внимания, а также обработки огромного потока входных данных.
В условиях быстро меняющейся обстановки экипажам ВВС часто требуется фиксировать самые разные показания. Например, позывные аэродрома, магнитный курс его посадочной полосы, радиочастоту, и время выходов к контрольным пунктам, а также их координаты. В воздухе все происходит очень быстро, поэтому времени на то, чтобы вбивать все это руками в электронику, может просто не хватить.
Если добавить сюда стесненные условия кабины, а также резкие перепады высоты, температуры и постоянные перегрузки, становится очевидно, что для записи любой информации на борту сверхзвуковой машины чаще всего удобнее использовать традиционные бумагу и ручку.
По этой же причине, в случае отказа какой-то из систем ни один военный летчик никогда не «полезет» в полетный планшет EFB, который в подобных ситуациях широко применяется на тех же гражданских самолетах.
Автоматизация инженерно-штурманских расчетов на планшете EFB позволяет гражданским пилотам работать более эффективно и помогает им в любых внештатных ситуациях. Военные же летчики в силу специфики полетов привыкли держать всю полетную информацию в голове и на бумаге.
Специально для этих целей в их экипировке предусмотрен особый «гаджет». В узких авиационных кругах он известен под индексом 1195 Л и носит название «Навигационный планшет летчика». Изделие представляет собой набедренную папку-органайзер, которая спроектирована с учетом всех требований эксплуатационной безопасности, а также пожеланий самих летчиков.
С помощью эластичных ремней с прочными пряжками планшеты закрепляются на бедрах летчиков и служат им чем-то вроде небольшого рабочего стола. Листы, которые удерживаются силиконовой лентой, позволяют вносить правки и записывать всю информацию о полете, а также отмечать детали полетного задания на карте, не отвлекаясь от управления боевой машиной.
Как правило, на левом бедре летчик закрепляет планшет с картой местности, справочником летной информации и чек-листами для контрольных проверок основных систем самолета. На правом находится планшет с листами для записей, на котором также есть специальная петля с резинкой для надежной фиксации пишущих принадлежностей. Резинка помогает не потерять карандаш или ручку во время маневров.
Конечно, во время ходьбы привязанные к коленям планшеты могут доставлять небольшие неудобства пилоту, зато когда летчик оказывается в штурманском кресле, набедренное размещение, наоборот, становится супер эргономичным.
Теперь и вы знаете, почему пилоты прикрепляют листы бумаги к своей форме, а не несут их в руках.