Российская игра класса ААА
Золотые годы отечественного геймдева остались позади, поэтому выход игры ААА-класса от российских разработчиков (хотя формально студия Mundfish базируется на Кипре) — событие знаковое. Особенно на фоне того, во что превратилась игровая индустрия в последние годы, создавая максимально пресные толерантные продукты.
Неудивительно, что «ранимая» западная общественность относится к игре неоднозначно. Например, портал Eurogamer проводит чуть ли не расследование на тему принадлежности игры к РФ, украинские власти требуют запретить игру «из-за ее токсичности», а пользователи известного своей «либеральной» позицией форума Resetera и вовсе усмотрели расизм в мультфильме «Ну, погоди!» (он показывается на многочисленных телевизорах в игре), да и вообще возмущены, что там же красные флаги везде развешаны. Даже композитор игры Мик Гордон пожертвовал свой гонорар, полученный за работу, на помощь Украине.
Стоит упомянуть и близняшек-андроидов, которые охраняют одного из центральных персонажей игры академика Сеченова. Они привлекли внимание публики еще до релиза игры. По современным западным стандартам игровой индустрии таких женственных персонажей делать ну просто никак нельзя. По иронии судьбы безликие в прямом смысле андроиды оказываются более харизматичными, чем героини топовых проектов (пользователи Twitter искренне этому удивляются).
Мир победившего коммунизма
Компьютерные игры привлекают не только непосредственно игровым процессом, но и возможностью погрузиться в совершенно иной мир. Именно поэтому проекты вроде Bioshock, с которым как раз часто сравнивают и Atomic Heart, так увлекают. Но подводный город «Восторг» или парящая в небесах «Колумбия» все же миры западного толка, со своими ценностями и идеалами.
Гораздо приятнее увидеть знакомые с детства улочки и дома, предметы интерьера и прочие понятные каждому нашему соотечественнику вещи. Но, к сожалению, таких игр немного, а проектов класса Atomic Heart и подавно. Поэтому упускать такую возможность ну никак нельзя.
Вселенная Atomic Heart — это мир победившего коммунизма. Благодаря достижениям советской науки, открытию полимеров и развитию робототехники СССР доминирует в мире. Так, в состав Советского Союза входит Германская ССР, и даже Гагарин полетел в космос на 10 лет раньше — 12 апреля 1951 года.
Граждане страны посвятили себя науке и искусству, а всю тяжелую работу теперь выполняют роботы. Более того, советские роботы экспортируются даже в США, которым приходится лавировать на грани между интересами капиталистов, которые хотят дармовую рабочую силу, и простых граждан, боящихся потерять рабочие места.
Игра отлично оптимизирована
Удивительно, но многие крупные релизы последних лет были настолько неудачными, что выход игры, которая не тормозит без причины и без проблем запускается даже на не самом мощном железе, уже воспринимается как праздник. В пример привести можно много чего от печально известного своей производительностью на консолях прошлого поколения Cyberpunk 2077 до Gotham Knights, которая выдает всего 30 кадров в секунду на PS5 и Xbox Series X, или недавней Forspoken, в которую просто невозможно нормально играть на видеокарте с 8 гигабайтами видеопамяти.
На этом фоне Atomic Heart выглядит как приятное исключение. Игра не только работает на консолях прошлого поколения на удивление хорошо (без шуток), но и не требует суперсовременного железа — системные требования скромные. Да и компиляция шейдеров (частая проблема в играх на движке Unreal) в ней происходит заранее, поэтому никаких стартеров и фризов, как в The Callisto Protocol.
Шикарный саундтрек
Музыка в играх занимает важнейшее место, и некоторые проекты после выхода становятся неотделимы от своего саундтрека. Особенно приятно, если в игру попадают отечественные композиции. Тут можно вспомнить, например, легендарное радио «Vladivostok FM» из GTA 4.
Разработчики Atomic Heart не могли поступить иначе. Игра буквально состоит из хитов прошлого. Где еще можно услышать композиции «Комарово», «Трава у дома», «Звездное лето» или «Шарманка» Николая Баскова. И пусть вас не смущает, что некоторые песни не соответствуют временному периоду — разработчики изобретательно это обыграли. Дело в том, что в мире игры ученые разработали математическую модель, которая предсказывает, как будет звучать музыка будущего. К слову, ремиксы классических треков можно послушать бесплатно на платформе VK.
Кроме того, в игре полно и другой отличной музыки, в том числе за авторством Мика Гордона (композитор, написавший музыку для таких известных игр, как Doom Eternal, Wolfenstein II: The New Colossus и других).
Множество пасхалок и отсылок для своих
Редкая игра обходится без разнообразных отсылок и пасхалок, поэтому неудивительно, что и в Atomic Heart их огромное количество. Однако вдвойне приятно, что многие из них связаны с советской культурой и ориентированы именно на нашу аудиторию.
Начиная от мультиков «Ну, погоди!», которые крутятся в каждом телевизоре, и пропустить их невозможно, до более тонких намеков в разговорах, записках и укромных уголках, куда еще нужно догадаться заглянуть.
Так, повсеместно развешаны настоящие советские плакаты, в киосках «Союзпечати» лежат сатирические журналы «Крокодил», а на стенах прикреплены фотографии советского Донецка. Местные терминалы работают на операционной системе «Демос», которая существовала на самом деле. Во вступлении можно найти отсылку на фильм «Кавказская пленница» — один из NPC (то есть неиграбельный персонаж) цитирует: «Бамбарбия. Киргуду!».
Есть и более неожиданные. Например, на устройстве для сохранения прогресса один из разработчиков указал номер телефона. Разумеется, внимательные геймеры тут же начали звонить по нему, оказалось, что он действительно принадлежит одному из разработчиков. Только в первый день поступило около 20 звонков, после чего телефон пришлось заблокировать.