Рассказывает Анна Высоткова, тимлид команды исследований Skyeng и Skysmart:
«У меня аналитический склад ума, и я всегда дружила со статистикой: в университете у меня были самые высокие оценки по этому предмету, я даже занималась с одногруппниками, чтобы подтянуть их. По образованию я — финансист.
Свой карьерный путь я начала в сфере консалтинга: приходилось работать с разными отраслями, глубоко погружаться в них в сжатые сроки. Как аналитик, я готовила финансовые модели и инвестиционные материалы, включающие оценку рынка, исследование конкурентов. В это время и случилось первое столкновение с IT-проектами — многие стартапы, которые к нам тогда приходили, были малоизвестными, а потом привлекли кучу денег и выросли в большие компании. Тогда я поняла, что мне интересен B2C-бизнес и IT-сфера.
Сейчас я руковожу полностью женской командой с очень разношерстным бэкграундом. Есть «тру-социологини», которые делают юзер-ресерч во всех его проявлениях: глубинные интервью, фокус-группы, количественные исследования. Есть люди с маркетинговым бэкграундом, есть те, кто закончил философский факультет МГУ и обладают структурным мышлением. Мы — экспертки в разных сегментах, и каждая из нас обладает своей суперсилой.
Мой классический день начинается со Slack: ответы на сообщения, план работы на день. Использую и гугл-таблицы, гугл-презентации, Miro. Для исследований команда применяет разные методики и софт: TypeForm — для составления анкеты, SPSS — для количественных исследований, Figma — для отрисовки макетов, Zoom — для интервью, Miro — для сбора обратной связи. В нашей работе нужны инструменты для сбора данных: SimilarWeb, чтобы анализировать трафик, Wordstat, чтобы изучить ключевые слова, Crunchbase — для анализа инвестиций в проекты.
Конкретно в моей работе сложным можно назвать большое количество встреч, отчетности: это сильно сокращает ресурс именно на работу. Иногда возникает ощущение, что приступить к собственным задачам получается только в 6 вечера после всех созвонов. Больше всего нравится видеть, что результаты командных исследований оказывают влияние на развитие компании. Мы — один из немногих отделов внутри компании, который имеет прямой доступ к аудитории. Это позволяет нам получать очень много инсайтов, анализируя которые можно генерировать гипотезы для дальнейшего роста компании.
Исследованиями занимаются социологи, на этот факультет, как мне кажется, чаще идут девушки. Кажется, что мужчинам вообще больше нравится конкретика, чем смыслы. Нередки случаи, когда исследователи-парни уходят во что-то смежное, например, в аналитику или продукт. Я не ощущаю сексизма, но точно знаю: на рынке исследований женщины все еще зарабатывают меньше мужчин. В Skyeng много девушек разных возрастов, каких-либо проблем с уходом в декрет или «особым» обращением нет, и это здорово, но так бывает не везде.
На мой взгляд, давно пора отойти от стереотипов о «женских» и «мужских» профессиях. Почему женщина обязательно должна быть бухгалтером или офис-менеджером? Я все чаще встречаю девушек, например, в такси — это круто. При этом при слове «программист» скорее представляется мужчина: в hard skills они доминируют. Чем сильнее происходит сдвиг в soft skills, тем больше женщин появляется на позициях».