Планирующие бомбы JDAM
Обсуждаемая в интернете тема передачи высокоточных американских бомб JDAM-ER и их гипотетическое использование на истребителях советского типа третьими странами стала одной из центральных в последние дни. Однако за информационной шумихой, сопровождающей якобы первое боевое применение таких бомб, кроются вполне технологические, тактические и пилотажные проблемы.
Для начала стоит сказать, что передача JDAM-ER кому бы то ни было за пределами США и блока НАТО связана минимум с двумя труднейшими технологическим задачами. Первая — сопряжение боевой аппаратуры бомб со спутниковой навигацией и бортового оборудования старых советских истребителей МиГ-29, Су-27 и Су-24, которые планируется задействовать для сброса этих боеприпасов.
Вторая — количество этих боеприпасов. Для того чтобы понять философию применения такого вооружения, нужно вспомнить его историю.
В 1999 году, когда началась операция США и НАТО против Югославии, по объектам в этой стране было применено порядка 650 высокоточных бомб JDAM. Большую часть из них сбрасывали с бомбардировщиков стратегической авиации США B2 Spirit.
Однако применялись эти бомбы уже после того, как по районам боевого дежурства и другим объектам, связанным с ПВО Югославии, было выпущено порядка 350−400 крылатых ракет «Томагавк».
Что такое «умная бомба» и как работает JDAM-ER
Первоначальный вариант JDAM предполагал, что специальный комплект авиастабилизаторов и оперения с сервоприводами поможет превратить обычную бомбу в высокоточную. В США эти бомбы хорошо прижились и активно использовались практически во всех военных кампаниях: Ираке, Афганистане, Ливии. Одним из преимуществ JDAM была универсальность: превратить обычный боеприпас в высокоточный можно было в любом калибре.
Для удара по объектам ВВС США использовали самолеты десяти разных модификаций, а список бомб, которые применялись для ударов, был довольно внушителен: от 250 килограммовых (аналог советских ФАБ-250) GBU-38 до сверхмощных GBU-31 калибром в 2000 фунтов (907 кг).
Попадание таких бомб оставляло на месте подрыва огромную воронку 10×15 метров, а цель, даже если это был заглубленный объект, в большинстве случаев испарялась в неизвестном направлении.
Знаменитый ролик, в котором за несколько секунд бомбового удара с лица земли исчезает огневой укрепленный район противника в Афганистане, говорит о том, что провести боевую операцию с помощью JDAM может всего один самолет, а «уложить» бомбы при помощи спутниковой навигации можно в квадрат 5×5 метров.
Однако все это возможно только в том случае, если бортовая электроника и обмен тактическими данными идут по защищенному каналу связи, бомбы интегрированы в бортовой комплекс, а летчики имеют многомесячный (если не многолетний) опыт работы с применением высокоточного вооружения. Например, другими бомбами производства США — GBU-16, GBU-24 или GBU-27.
Однако есть одно важное обстоятельство, отличающее ВВС США времен Ирака и Афганистана от любой другой страны с самолетами советского типа, которой внезапно передали высокоточные бомбы. Все свои воздушные кампании авиация НАТО проводила только после того, как большая часть районов ПВО была уничтожена крылатыми ракетами. Возможно ли повторить такое в конфликте высокой интенсивности?
JDAM-ER: характеристики, дальность
Для наиболее эффективного применения JDAM должны применяться с больших высот — от 10 до 12 километров в зависимости от типа цели, рельефа и схемы атаки. Перспектива встречи самолета-носителя с комплексом ПВО, по всей видимости, была учтена, но не до конца: дальность сброса самой современной версии бомбы JDAM-ER подросла с 40 километров до 80 за счет складных крыльев и более ровной траектории полета. Однако 80 километров — все еще слишком мало, чтобы применять такие боеприпасы безопасно.
Дальность обнаружения воздушных целей у таких комплексов, как «Бук» или современных версий С-300 В, составляет до 200 километров. С учетом того, что JDAM не имеет собственного реактивного двигателя, самолет-носитель может быть поражен силами ПВО еще до входа в район сброса.
Не лишним будет вспомнить и о другом обстоятельстве: «слепая зона» таких систем ПВО крайне невелика. Однако от сброса JDAM с высоты в несколько сотен метров не будет практически никакого толка: в этом случае самолету-носителю придется буквально пролететь над целью.
Однако любое, даже гипотетическое применение JDAM-ER за пределами США и блока НАТО возможно лишь при наборе условий, которые необходимо выполнить стране, принявшей на вооружение такое оружие. Первое и самое важное условие — ВВС государства, получившего JDAM в товарных количествах, должны иметь большой парк боевой истребительной, штурмовой и оперативно-тактической авиации. Количество в этом случае не заменить ничем.
Во-вторых, все самолеты должны быть переоборудованы для применения таких бомб и оснащены специальной электроникой. Опыт применения ракет AGM-88 HARM на истребителях МиГ-29 и Су-27 уже есть, однако это, скорее, исключение, поскольку ни пилот, ни дополнительные средства, вроде наземных РЛС, при пуске не задействуются. Ракета ищет цель сама. В случае с JDAM ситуация другая — необходимо точное целеуказание, запас по высоте и многое другое.
Но главное, без чего невозможно нормальное применение JDAM, — это спутники оптической и радиотехнической разведки. Применение по координатам имеет эффективность примерно 50/50: для поражения целей в Ираке и Афганистане США использовали в основном бомбы с лазерным наведением, и лишь через некоторое время начали наносить удары «в точку» по GPS-координатам.
В России работа над высокоточными боеприпасами идет много лет. Уже имеется высокоточная бомба ПБК-500У «Дрель», оснащенная софтом для удара исключительно по военным объектам, в Сирии опробованы корректируемые авиабомбы КАБ-1500. Максимально похожий на JDAM боеприпас, по слухам, был создан еще в 2005 году и носил индекс УПАБ-1500КР.