НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Посмотрел фильм «Тетрис» от Apple. Лютая клюква, но все равно рекомендую

1 апреля 2023
Драматическую историю превратили в клюкву с КГБ в кожанках, с мрачной Москвой и танками на Красной площади. Главный редактор Hi-Tech Mail.ru посмотрел «Тетрис», ужаснулся — и советует всем сделать то же самое.
Фильм основан на реальных событиях, однако спойлеров к сюжетным поворотам здесь не будет. Только исторические факты и ядреные клише.

Сразу разочарую: режиссер Джон Бейрд («Грязь», «Винил») уделил созданию культовой игры минуту хронометража. Игры, о которой слышал каждый россиянин старше 20 лет (а частично — и младше). Игры, которой было продано около 500 млн копий.

Падающие кубики разной формы, «Коробейники» в аранжировке Хирокадзу Танаки, ускоряющийся темп. Сердце забилось чаще? Еще одна причина читать дальше.

Бейрд упростил максимально. Вот поздние 80-е, вот в Советском Союзе живет программист Алексей Пажитнов, вот он ради удовольствия сделал игру «Тетрис». Режиссер опустил подробности разработки, «забыл» соратников Алексея — главное, что в мрачной и дождливой Москве живет такой молчаливый и умный советский гражданин, за «хобби» которого потом будет бегать весь мир.

Именно этой беготне режиссер уделил все экранное время.

Основной сюжет в «Тетрисе» не сильно уходит от реальной драмы. Жадные англосаксы (компании Mirrorsoft и Spectrum Holobyte) пытаются купить права на игру у медлительных бюрократов-коммунистов. Но доллары в глазах не отпускают, и, не дожидаясь окончания сделки, капиталисты начинают продавать «Тетрис» у себя — пока в СССР заняты мыслями о скором развале.

Серьезно, этому посвящено много времени: Никита Ефремов в роли Пажитнова рассказывает о протестах в Литве, молодежь пьет водку и поет «it’s a final countdown» группы Europe, а политиканы и КГБ грызутся за доллары и грустно замечают: «грядет время воров».

История «Тетриса» давно напрашивалась на экранизацию. Тут и маленький человек, борющийся с богатой злой элитой (и это не Пажитнов), и апогей Холодной войны. Смотришь «возню» вокруг компьютерной игры, а на фоне разворачивается большая трагедия, большие перемены (нужное подчеркнуть). Это отчетливо ощущается, картинка постоянно скачет от масштаба страны до масштаба знакомых панельных домов и крошечных квартир. Фильм не отпускает ни на секунду.

Надо отдать должное режиссеру и сценаристам, им удалось упаковать сложную драму в понятный таймлайн. Уместно смотрится 8-битная графика, отсылка к «Марио» и другим играм. Отдельного внимания заслуживают актеры. От американцев, которые играют русских, ожидаешь убогий акцент — но нет, это русскоязычные актеры, которые неплохо говорят на английском. Ты симпатизируешь Николаю Беликову, начальнику Пажитнова, и искренне презираешь антагониста, похожего на Сашу Белого из «Бригады». Здесь есть и «хорошие русские», и плохие британцы. И наоборот. Баланс.

С другой стороны, «клюквы» — навалом. Солдаты по-американски держат руки за спиной — к этому мы уже привыкли (господи, наймите уже любого мужика из СНГ, он поставит руки по швам). Но «Волги» дрифтуют по вечно серой Москве, люди неразговорчивые, а КГБ избивает больших начальников прямо в их кабинетах. По словам реального Беликова, угрозы и намеки были. Однако точно не драки.

Особо внимательные заметят современные экраны в самолетах 80-х годов и парадную форму на «кэ-гэ-бэшниках», проводящих задержание.

В «Тетрисе» вы увидите и другие клише. Например, танки на Красной площади. Бюджет фильма $80 млн, но кажется большая часть пошла на гонорары актерам: тут Тэрон Эджертон («Kingsman», «Рокетмен»), Тоби Джонс («Шерлок», «Доктор Кто»). Ну и Никита Ефремов, конечно. Поэтому на общих планах часто видно плохую графику на хромакее. Танки выглядят игрушечными, а «Москву» явно пытались снять в Будапеште или другой европейской стране. Местами получилось хорошо, местами плохо. Второго — мало, и хочется простить.

Я не ожидал от «Тетриса» оскаровских замашек, местами испытал испанский стыд. Да любой человек с постсоветского пространства его испытает. Но при этом фильм получился динамичный, легкий, наивный — и в то же время в меру запутанный. Пресловутые клише не переходят грань кринжа, как это было в культовой «Красной жаре» со Шварценеггером.

Фильм не стоит смотреть с ракурса исторической точности. И тем более не стоит включать тем, кто трепетно относится к изображению СССР глазами «англосаксов» и боится, что ему вложат в голову какую-то нехорошую идею. Это просто легкий фильм про великую игру. Игру, которую разработал обычный советский программист.

«Тетрис» можно посмотреть на сервисе Apple TV по подписке Apple TV+.

Иван Остапенко