НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Переворот сознания: был ли на самом деле «нырок» американского шаттла над Москвой в 80-х

1 мая 2023
Достоверно установить все обстоятельства этого события сложно. Одни эксперты утверждают, что «нырок» был, другие уверены, что такой маневр не был возможен в принципе.

Американская программа по созданию многоразовых кораблей Space Shuttle подавалась общественности как исключительно гражданская миссия. Однако ее военная суть проявлялась практически сразу — достаточно было лишь изучить технические характеристики ослепительно белого реактивного челнока.

Space Shuttle: фото, характеристики, стоимость программы

Для того, чтобы приблизиться к ответу на вопрос «был ли Space Shuttle частью военной программы», необходимо понять, кто и на какие деньги создавал многоразовую транспортную космическую систему. Итоговая стоимость разработки программы составила более 10 млрд долларов.

Один запуск Space Shuttle обходился США в астрономическую по сегодняшним временам сумму — $240 млн. Такие расходы NASA не могло потянуть в одиночку, но гражданские институты были лишь второстепенными инвесторами в этот проект. Ключевым игроком, вложившим деньги в создание американских челноков, было Минобороны США.

В 1976 году, почти сразу после того, как сведения о разработке «Шаттла» попали к военной разведке ГРУ, академия наук СССР проанализировала боевые возможности многоразового челнока. В специальном докладе авторы советского исследования цитируют разработчиков системы, выступавших в Конгрессе с данными о том, что NASA является главным заказчиком системы, однако только Минобороны США является «ключевым потенциальным потребителем» и оператором многоразовых кораблей.

В том же докладе сказано, что на всех этапаха разработки Минобороны США активно следило за тем, чтобы «инженеры и научный состав понимают потребности Минобороны в таких системах и сделают все возможное для соблюдения требований».

Есть и конкретные фамилии. Чтобы челнок получился таким, каким его видели военные, для согласования деятельности NASA и Министерства обороны создан специальный Координационный совет по аэронавтике и астронавтике, возглавляемый первым заместителем директора NASA доктором Джорджем Лоу и начальником научно-технического управления Министерства обороны доктором Малколмом Карри.

Space Shuttle: военный или гражданский?

Если доводов про военное финансирование и соблюдение требований недостаточно, то стоит погрузиться глубже в доклад о боевых возможностях многоразового корабля.

Советские ученые проанализировали данные о «Шаттле» и пришли к выводу, что все, начиная с массы полезной нагрузки до профиля полета, говорит о военном характере этой машины. Грузовой отсек Space Shuttle позволял вывозить с орбиты грузы массой в 12−14 тонн, а внутреннего пространства хватало, чтобы «снимать» с орбиты специальным манипулятором любые космические аппараты, включая спутники военного назначения.

Примечательно также, что еще при разработке проекта именно военные потребовали от Rockwell Corporation, General Dynamics и McDonnel Douglas (трех ключевых подрядчиков Пентагона) увеличить возможности бокового маневра при спуске орбитального корабля. Угол маневрирования в атмосфере был увеличен с первоначальных 600 км до 2000−2500 км.

Поначалу такое требование не получалось объяснить, однако в дальнейшем стало известно, что это потребовалось для удобной посадки на военные аэродромы. В том числе, на авиабазу Вандербернг в Калифорнии. Ключевой «орбитой активности» челнока стала высота в 200 км с наклоном 104 градуса к плоскости экватора, что позволяло «снять» с орбиты любой спутник буквально «над головой» у СССР.

Такие возможности позволяли провести операцию по изъятию космических аппаратов за считанные часы: широкий боковой маневр позволял справиться с миссией похищения спутника за один виток (что в большинстве случаев воспринималось советскими инженерами и специалистами по космонавтике вообще как аварийная ситуация) и в случае, если бы такой приказ был отдан, кража секретной орбитальной технологии заняла бы не больше времени, чем первый полёт Гагарина вокруг Земли.

Если верить многочисленным легендам, то в 1985 году шаттл «Дискавери» совершил «нырок» в атмосферу над Москвой и провел «электронный сброс» специального (ядерного) заряда, который в случае войны мог бы уничтожить столицу СССР. Но был ли военный смысл в таком маневре?

Ядерное оружие США

Предположение о вероятном применении «Шаттла» в качестве орбитального бомбардировщика или военного разведчика было впервые озвучено в том же докладе 1976 года, где раскрывались детали американской многоразовой орбитальной системы.

В этом докладе известный специалисты в области прикладной математике и механике Юрий Сихарулидзе и Дмитрий Охоцимский написали следующее:

«Большая гибкость в выборе цели, обусловленная допустимостью изменения азимута выведения в широком диапазоне, малая высота орбиты, действие на первом витке, подход к объектам атаки или фотографирования с южного направления — все это обеспечивает внезапность операции и повышает эффективность результата.

Возвращение и посадка на аэродром необходимы для сохранности экипажа и полезной нагрузки, если последняя не отделялась от КС в процессе полета. Понятно, что возвращаемая полезная нагрузка должна представлять большую ценность и годиться для повторного использования. Указанным требованиям отвечают неизрасходованный спецгруз и уникальное разведывательное оборудование.

Можно предположить, что последнее будет использоваться, например, для срочного получения подробной информации о некотором районе, который предварительно выбирается с помощью обычных разведывательных спутников.», — писалось в исследовании.

Ученые пришли к выводу, что при сбросе полезной нагрузки с орбиты «Шаттл» может оказаться привлекательнее традиционных средств доставки — баллистических ракет. Вот, что написано в исследовании эффективности «Шаттла» по этому поводу:

«Известно, что при запуске межконтинентальных баллистических ракет на дальность 10−12 тыс км апогей траектории достигает 800−1000 км, а полное время полета составляет 30−40 мин. Большую долю этого времени головная часть ракеты находится на значительной высоте, благодаря чему облегчаются условия ее обнаружения.

Полет „Шаттла“ до цели длится 70−80 мин. из-за использования траектории, проходящей через Южное полушарие, однако время для его обнаружения существенно меньше, чем в случае применения межконтинентальных ракет, так как высота полета орбитального самолета не превышает 185−200 км.

Южная траектория облегчает прорыв обороны и обеспечивает возможность хорошего сопровождения корабля до аэродрома посадки средствами ПРО, размещенными на севере американского континента», — писали Сихарулидзе и Охоцимский.

Дополнительным аргументом в пользу использования «Шаттла» вместо баллистической ракеты считалось наличие экипажа на борту. Профессиональные военные летчики внутри кабины «Шаттла» повышали бы надежность и гибкость операции, а в необходимых случаях позволяли бы отказаться от ее проведения в самый последний момент.

Ключевым компонентом, обеспечивающим точность сброса, должна была стать система спутниковой навигации DNSS, более известной как Navstar. Пик ее развертывания как раз приходился на конец 70-х и начало 80-х годов, а переход от двухкоординатной системы к трехкоординатной позволял повысить точность применения оружия с 50 метров до 10, что в случае с моноблочным, мегатонным термоядерным зарядом совершенно не важно.

Был ли «нырок» американского «Шаттла» над Москвой?

Технический расчет удара по Москве с орбиты так же был предоставлен в рамках исследования.

По данным Сихарулидзе и Охоцимского, вход «Шаттла» с ядерным зарядом в атмосферу был возможен на высоте 110 км и происходил бы всего через 17 мин. после начала торможения в космосе. После 4-х минут полета в атмосфере, на высоте 67 км, когда угол наклона траектории достигает примерно −3o, а скорость равна 7,75 км/с, происходит сброс заряда, после которого «Шаттл» начинает разворачиваться и уходить обратно на орбиту.

Всего через 3−4 мин. после отделения от корабля боеголовка достигает поверхности Земли. Скорость в момент контакта может варьироваться от 200 до 500 м/сек.

Такая схема выглядит логичной и даже более эффективной по сравнению с традиционными механиками ядерных ударов, если бы не одна проблема. К тому моменту, как ученые рассчитали гипотетическую траекторию удара ядерным оружием с «Шаттла», в СССР уже была развернута и поставлена на боевое дежурство система противоракетной обороны А-135 «Амур» (ее преемницей в данный момент является А-235 «Нудоль»).

Кроме радаров и станций контроля за космическим пространством, в распоряжении войск ВКО находилась противоракета 51Т6 с ядерной боевой частью, с помощью которой в случае орбитального удара по Москве боевые блоки ракет могли сбиваться на высотах до 600 километров (что, между прочим, на 200 километров выше орбиты МКС и в 6 раз дальше, чем высота сброса ядерного заряда «Шаттла»). Ее применение на конечном участке полета «Шаттла» позволяло уничтожить и корабль-носитель и его «специальный боеприпас» задолго до точки входа в атмосферу.

Разумеется, о боевых возможностях этого оружия знали и в США, поэтому применение противоракет могло остановить только отсутствие приказа на «нажатие кнопки». С технической точки зрения атмосферный «нырок» американского «Шаттла» в тех реалиях представляется, скорее, пиар-ходом и намеренно придуманной легендой, чем реальной, пусть и учебной операцией.

Георгий Шамуев