НовостиОбзорыВсе о нейросетяхБытовая техника 2024ГаджетыТехнологииНаукаСоцсетиЛайфхакиFunПромокодыСтранные вопросыЭксперты

Гости из космоса: как два российских космонавта превратились в пришельцев-нелегалов

12 апреля 2023
Космические полеты — это всегда риск. На высоте в 500 километров нужно четко выполнять приказы и прорабатывать внештатные ситуации заранее. Однако всегда есть риск, что что-то пойдет не так.

Как стать космонавтом

Требования к людям, которые планируют стать космонавтами, на Земле невероятно высоки. Просто крепкого здоровья или уникальных навыков мало. В космосе необходимо уметь действовать нестандартно, быстро, и, возможно, два этих навыка в итоге спасут не только собственную жизнь одного из орбитальных специалистов, но и всю экспедицию.

Попавшие на станцию «Мир» в 1995 году российские космонавты Геннадий Стрекалов и Владимир Дежуров были одними из самых опытных специалистов, каких только можно найти на планете. Для 54-летнего Стрекалова этот полет был уже пятым по счету, а для Владимира Дежурова, обучавшегося в военно-воздушной академии Гагарина космическая экспедиция обещала стать приключением не сложнее полёта на истребителе.

Одной из основных задач российских космонавтов на орбите был перенос с модуля «Кристалл» четвертой многоразовой солнечной батареи и дефектовка второй. Рутинная, совершенно обычная задача предполагала всего два выхода в открытый космос.

Однако как это часто бывает в космосе, где потребовалось два выхода, там потребовалось и пять. Проблемность и недоработки в конструкции орбитальной станции «Мир» привели к сбоям в работе энергосистемы: старые фотоэлектрические панели просто не давали нужного количества энергии.

Выход в открытый космос

Модуль «Кристалл» со станции «Мир» перестыковывали не случайно. Главной причиной «перепарковки» модуля стало скорое прибытие на орбиту американского шаттла «Атлантис» с международным экипажем. Но практически сразу всё пошло не по плану. Во время перестыковки модуля с бокового стыковочного агрегата на осевой «Кристалл» едва не пробил шпангоут станции, а затем, после начала перемещения модуля «Спектр», не раскрылась одна из солнечных батарей.

Ситуация была нетипичная даже для космоса: сразу несколько серьезных дефектов, возникших примерно в одно и то же время, требовали срочного аудита. Для того чтобы правильно понять последствия космического происшествия, космонавты и должны были еще раз выйти в открытый космос.

Однако выходить в открытый космос по приказу Центра Управления Полетами космонавты отказались. Всего существует три основных версии произошедшего.

Если верить первой версии, то Стрекалов и Дежуров отказались выходить в космос из-за сбоя в электросистеме. Якобы скачок напряжения на станции «Мир» привел к тому, что часть запирающих люки механизмов вышла из строя, и космонавты на какое-то время оказались заперты внутри станции.

Согласно второй, космонавты устроили бунт из-за неисправных скафандров. По некоторым данным, внезапно оказалось, что выйти в открытый космос может только один космонавт.

По третьей версии, космонавты просто устали и открыто доложили, что предпочитают немного поспать, и уже потом, может быть, заняться детальным осмотром. Чем завершилась эта история доподлинно неизвестно, однако шаттл «Атлантис» без проблем пристыковался к станции «Мир», и космонавты Стрекалов и Дежуров начали готовиться к возвращению на Землю. Но внезапно образовалась еще одна проблема, решить которую собственными силами космонавты уже не смогли.

Инопланетяне без документов

Так уж вышло, что для перемещения между государствами внутри Земли нужны специальные документы — визы. Их делают либо в посольстве, либо прямо в аэропорту. В случае с туристической поездкой отсутствие визы омрачит лишь небольшой отдых и вынудит туристов возвращаться обратно.

Космонавты Владимир Дежуров и Геннадий Стрекалов оказались в уникальном положении: за несколько часов до отправки выяснилось, что вернуться на Землю через территорию Америки они просто не могут — отсутствуют американские визы.

При этом технические мероприятия и процедуры уже были завершены — командир шаттла «Атлантис» Роберт Гибсон и пилот Чарли Прекорт уже завершили проверку всех систем и сообщили о готовности челнока к отстыковке и началу возврата.

Проблема отсутствия виз осложнялась тем, что де-юре шаттл «Атлантис» был кусочком американской территории, пусть и за пределами Земли. Попасть на него без документов — все равно, что нелегально пересечь границу где-нибудь в Мексике, сидя в грузовике, набитом банками с соусом песто.

По слухам, через пять минут после доклада в ЦУП NASA в Хьюстоне, на столе тогдашнего госсекретаря Кристофера Уоррена зазвонил телефон правительственной связи. Госсекретарю доложили о внештатной ситуации в космосе, после чего Госдеп взял паузу для раздумий.

Официальное разрешение на пересечение границы США могло быть опасно для американского закона. В США работает прецедентное право — что случилось раз, может быть использовано в суде при любых дальнейших пересечениях границы. Решение пришлось искать там, где никто никогда не искал.

Для того, чтобы Стрекалов и Дежуров попали на борт «Атлантиса», в Бюро иммиграции США пришлось задействовать специальный параграф. По некоторым данным, космонавтам перед размещением на шаттле пришлось подписать специальные документы, согласно которым они обязывались не покидать территорию космического центра по прибытии на Землю, и за ними до оформления визовых документов закреплялся статус «пришельцев из космоса», подразумевающий, что территория США для них ограничивается лишь несколькими километрами.

По некоторым данным, российские космонавты жили в статусе пришельцев примерно неделю — после соблюдения всех формальностей им выдали американские визы без въездного штампа и отпустили домой.

В ряде источников отмечается, что уже по прибытии в Россию Стрекалов и Дежуров около часа объяснялись с российскими таможенниками, которые не могли поверить, что стоящие перед ними люди действительно космонавты, которым забыли оформить специальные документы.

Георгий Шамуев