Как выбрать объектив?

Вы решили перейти на более серьезный уровень в фотосъемке, компакты со встроенной оптикой вас больше не устраивают — и задумались над серьезным расширением своих возможностей. Вам больше не хватает комплектного с вашей зеркалкой или беззеркалкой объектива. Вы хотите сменить свои объективы на более подходящие и/или качественные. Сценариев много. Потребность одна — пора выбирать новый объектив. Один или несколько.

У каждой камеры свой байонет. Системы порой пересекаются (как у Panasonic и Olympus), но, как правило, для каждой существует свой индивидуальный парк оптики, производимый либо компанией, выпустившей и камеру, либо сторонней фирмой — отдельные компании выпускают оптику для самых различных камер (в том числе конкретные модели — например, Tamron 17-50mm f/2.8 для Canon и Nikon). Объективы можно применять с «неродным» байонетом, но только при использовании специального переходника, вследствие чего теряются некоторые функциональные возможности: автофокус и/или оптическая стабилизация.

Учтите, что фокусные расстояния пишутся без учета кроп-фактора (пропорциональное отношение величины «полного кадра» к используемому) — то есть в реальности вы получите увеличение от объектива 50 мм при кроп-факторе, допустим, 1,5 (матрица APS-C), эквивалентное 75 мм для 35 мм матрицы; для матрицы Micro Four Thirds с кроп-фактором 2 объектив 50 мм будет эквивалентен 100 мм. Таков будет угол обзора, но оптические искажения будут характерны для 50 мм объектива.

Существуют объективы, рассчитанные на полный кадр или специально на кроп. Использование объективов на больший кроп, чем у вас, допустимо. Обратный случай — нет. Из-за меньшего угла обзора вы получите серьезное виньетирование на снимке.

Перейдем к практике выбора конкретного объектива. Нужно в первую очередь определиться, что вы хотите снимать и сколько вы готовы потратить на оптику. Часто хочется снимать все, и при этом нет возможности или желания покупать набор оптики. В таком случае на помощь приходят зум-объективы. Существуют предельно универсальные, которые включают в свой диапазон фокусных расстояний и широкий угол, и телеположение: например, объектив с фокусным расстоянием 18—200 мм (существует для всех основных зеркальных серий). За это придется пожертвовать резкостью, светосилой, красотой картинки. Вы получите возможность не менять объектив, но потеряете в качестве съемки.

Зумы с короткими промежутками бывают разные. Разброс широк: от предельно широкого угла (вплоть до рыбьего глаза, например, 7—14 мм) до телеобъективов (стандартная классика — 70—200 мм). Если нужна и универсальность, и качество, то выбирайте объектив с фокусными расстояниями от широкого угла до умеренного телеположения — что позволит снимать и пейзажи, и портреты. Например, 17—50 мм, 24—70 мм, 24—105 мм. Можно иметь один универсальный объектив, можно составить комплект из двух-трех зумов: например, пейзажный зум (17—40 мм) + портретный зум (уже упоминавшийся 70—200 мм).

Обращайте внимание на светосилу этих объективов. Частая съемка в помещении без вспышки? Много портретов? Большая светосила будет плюсом. Если в основном пейзажи и уличная съемка, то светосила менее принципиальна. Но учтите — ни один зум-объектив не будет так светосилен (обычный минимум f/2.8), как объектив с фиксированным фокусным расстоянием (вплоть до f/0.95 в экстремальных случаях).

Если у вас есть средства и желание не останавливаться на универсальной оптике, а также вы четко понимаете задачи, для которых ищете оптику, стоит собирать комплект объективов с фиксированными фокусными расстояниями. Они дадут максимальное качество съемки, высокую светосилу, красивую картинку, но потребуют постоянной смены, если в процессе фотосессии вы меняете сюжеты. Подобных объективов существует масса: от предельно широкоугольных до экстремально длиннофокусных (до 500 мм и выше). Они заточены под конкретные задачи: пейзаж, портрет, макро-съемка, репортаж и так далее. Именно в мире объективов с фиксированным фокусным расстоянием можно выловить лучшие кадры.